В Эрмитаже представлены шедевры средневекового религиозного искусства XIII–XIV веков из Умбрии
19 мая по 22 августа в Николаевском зале Зимнего дворца (№191) проходит выставка "Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной Галереи Умбрии", посвященная итальянскому искусству XIII – начала XV века — периоду, именуемому также Проторенессансом, который предвосхитил новую, поворотную эпоху во всех сферах художественного творчества.
Около 40 произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XIII – начала XV века иллюстрируют развитие художественных школ Центральной Италии. В российских музеях подобные произведения редки, поэтому совместный проект двух музеев – Государственного Эрмитажа и Национальной галереи Умбрии – имеет исключительное значение. Уникальные культовые произведения и предметы светского искусства еще никогда в таком значительном составе не покидали стен музея и не выезжали далеко за пределы Перуджи.
Двусторонний процессионный крест.
Мастер Святого Франциска. 1270-1280. Дерево, темпера
Умбрия прежде всего ассоциируется с творчеством Перуджино и молодого Рафаэля. Однако своеобразие искусства этой области Италии оформилось гораздо раньше, в XIII веке, и представляло собой одну из самых сильных локальных школ, сложившуюся вокруг культа Св. Франциска Ассизского. Базилика св. Франциска в городе Ассизи – центральный памятник Средней Италии, одна из шести главных базилик католического мира. Построенный в XIII веке двухэтажный храм состоит из Верхней церкви, возвышающейся на холме, и Нижней церкви, скрытой в застройке монастыря. Монументальные фрески в базилике были созданы самыми известными живописцами эпохи: Чимабуэ, Дуччо ди Буонинсенья, Джотто ди Бондоне совместно с артелью местных художников, чьи подлинные имена неизвестны. Таким был Мастер святого Франциска, исполнявший фрески Нижней церкви базилики Сан Франческо. На выставке представлено два произведения этого мастера – двусторонний крест с изображением распятого Христа и фрагменты доссале со сценами Страстей Христовых и святыми, происходящего из церкви Сан Франческо в Перудже.
Ранние алтари — редчайшие памятники Средневековья — особенно ценны, если сохранили свою первоначальную форму, как представленный на выставке доссале «Мадонна с Младенцем и сценами Страстей Христовых» Мастера из Фарнето. Это яркий пример новой живописи, ориентирующейся на росписи базилики Сан Франческо в Ассизи.
Важную роль в искусстве Италии XIII века играла скульптура, которой отводилось значительное место в убранстве соборов и общественных построек. Одной из центральных фигур этого времени был мастер Арнольфо ди Камбио (Арнольфо ди Лапо; около 1245 – до 1310). Одна из лучших его работ – фигуры для Фонтана Жаждущих. Фонтан, украшенный когда-то многочисленными статуями и рельефами, сохранился фрагментарно. На выставке представлена мраморная женская фигура, тянущаяся к источнику. Арнольфо ди Камбио сыграл огромную роль в развитии художественной культуры XIII – начала XIV века, продемонстрировав пластическую выразительность мрамора и новое свободное понимание формы.
Мадонна с Младенцем.
Мастер Мадонны из Перуджи. 1320-1340 гг. Дерево, темпера
В живописи Перуджи были популярны иконы для личного благочестия, которые размещали в небольших капеллах или часовнях. Утонченной красотой проникнут образ «Мадонны с младенцем» (ок. 1320-1330), написанный неизвестным местным мастером. На золотом фоне представлена Мадонна, укутанная в золотистый охристый мафорий, тонированный золотыми бликами на складках. Она держит на руках Младенца, который откинулся к ней лицом и нежно касается ее подбородка. Этот иконографический тип получил название «Мадонна с живым младенцем» (Madonna col Bambino vispo), он пришел из Византии. В данном случае традиционный канон сочетается с обновленной под влиянием школы Ассизи живописью.
Мастер доссали Монтелабате работал в Перудже в первой половине XIV века. Ему приписываются два двусторонних образа с изображением популярных местных святых, покровителей города: Св. Павла, Св. Лаврентия; Св. Петра и Св. Эрколана. Фигуры святых представлены на золотом фоне, каждый со своим атрибутом. Епископ Эрколан держит в руках модель города Перуджи – самое раннее изображение Пьяцца Маджоре, главной площади города, где узнается многоугольная колокольня св. Лаврентия и портик – вход в собор и капеллу Св. Иоанна Крестителя. Известно, что капелла была построена в 1326 году, что дает возможность датировать произведения.
Ведущим жанром средневековой живописи к началу XV века оставалась фреска. На выставке представлен фрагмент росписи, происходящий из прихода Сан-Бенедетто-деи-Кондотти (сейчас Санта Мария Новелла) работы братьев Лоренцо и Якопо Салимбени (1347 – 1420) «Распятие Христа» (1416-1420). Фреска была снята после упразднения конвента. Её живописная поверхность кажется монохромной, хотя на самом деле это полихромная живопись, пострадавшая со временем и обнажившая подготовительный рисунок.
Сиена, расположенная в относительной близости от Перуджи, была одним из важнейших средневековых художественных центров. Первый живописец, прославивший город, Дуччо ди Буонинсенья (около 1255 – 1319), по праву назван основателем местной школы живописи. Воспитанный в традициях византийского искусства, он сумел по-новому воплотить образы, созданные на основе сложившейся иконографии. Его работы произвели мощнейшее впечатление на современников. В небольших иконах Дуччо создал новый образ Мадонны, сменивший византийскую суровость на проникновенную задушевность. Центральный мотив картины «Мадонна с Младенцем» – игра Младенца с покровом матери. С помощью такого неформального приема художник стремится передать внутреннюю эмоциональную связь матери и сына. Трогательный жест передан с подкупающей теплотой и непосредственностью.
Современником Дуччо был Вигорозо Раниери, автор полиптиха Св. Юлианы (1292 год). Он был известен прежде всего как миниатюрист. «Мадонна с младенцем и святыми» - единственная подписная и датированная работа Вигорозо. По сторонам от Мадонны с младенцем изображены Мария Магдалина, Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и Св. Юлиана. В пинаклях – благословляющий Христос и 4 ангела. Алтарь уникален не только тем, что имеет подпись мастера, – это цельный комплекс, сохранивший оригинальную структуру. Полное имя мастера удалось установить в процессе подготовки выставки.
Другой сиенец, Таддео ди Бартоло (упомин. 1386-1422), – один из наиболее значительных художников рубежа XIV-XV веков. Позаимствовав многое у северо-итальянских мастеров, он выработал свою, сдержанно-декоративную манеру. Спрос на его произведения был высок, и заказы поступали со всей территории Тосканы. К числу созданных им алтарных образов принадлежит Пятидесятница (Pentecoste) (ок. 1403 г.). Наделенный чувством меры, Таддео не впадал в соблазн перегрузить произведения вычурностью или роскошью придворной готики.
Сиенская школа, самая крупная в XIV веке, оказала сильнейшее влияние на развитие всего итальянского искусства. Таддео ди Бартоло работал в Перудже над алтарем собора Сан-Франческо, его земляк Мео ди Гуидо да Сиена (работал 1310-1333) создал большую мастерскую в Перудже, хранившую традиции Дуччо. Его «Мадонна с Младенцем» (ок. 1325-1330) – пример стиля поздней готики в Умбрии. Картина сохранила свое первоначальное оригинальное обрамление, украшенное химерами и фантастическими животными. Чистая линия, подчеркивающая фигуры, удлиненный силуэт Мадонны, плавность драпировок и рафинированный мраморный инкарнат – характерные стилистические признаки местной утонченной придворной культуры.
На протяжении почти 100 лет серьезное влияние на искусство Италии оказывала культура Франции. Связано это прежде всего было с изгнанием Папы из Рима, т.н. Авиньонским пленением. Готика, перешагнувшая Альпы, достигла территорий Венеции, Марок и Умбрии, по-своему растворившись в культуре местных школ. Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427) – один из самых «сладостных» живописцев этого времени. Его красивое, поэтичное искусство исполнено неотразимого очарования. Прирожденный колорист с отменным вкусом, Джентиле умело сочетал теплую цветовую гамму с изысканным благородным серым тоном. «Мадонна с Младенцем» или Магнификат (восхваление Мадонны) Джентиле да Фабриано – шедевр в собрании Национальной галереи Умбрии. Мадонна представлена на троне, спинка которого сплетена из растений, а сам трон стоит на лужайке, усеянной цветами, в окружении крохотных ангелов, прославляющих Марию пением. Джентиле словно сконцентрировал здесь элементы процветшей готики - завершение трона, стрельчатые арки и квадрифолии в основании напоминают декор венецианского Дворца Дожей. Влияние Венеции заметно в извилистых причудливых линиях платья, плотной, обильной и тяжело ниспадающей драпировке, вкусе к природным деталям и элементам.
Современному зрителю трудно постичь всю смысловую сложность и художественные достоинства искусства XIII – начала XV столетий, насквозь пропитанного религиозным содержанием. Сюжеты требуют знания Ветхого и Нового Завета, обширной агиографической литературы, сочинений отцов церкви, мистиков, теологов и т.п. За прошедшие 700 лет многие произведения утратили свой оригинальный вид: алтари разрознены по разным коллекциям, некоторые доски спилены под новый размер и являются лишь частью целого; от некогда больших комплексов сохранились лишь отдельные части, рассредоточенные по музейным и частным коллекциям. Состав выставки тщательно продуман, и представленные на ней уникальные произведения подобраны таким образом, чтобы отразить все богатство и разнообразие коллекций Национальной галереи Умбрии – подлинной сокровищницы искусства Средневековья.
В 2018 году Национальная галерея Умбрии предоставила в Эрмитаж на выставку «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи» один из главных шедевров своей коллекции, «Благовещение». В 2020 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между Государственным Эрмитажем, Национальной галереей Умбрии, регионом Умбрия, муниципалитетом Перуджи и Фондом сберегательного банка Перуджи, при участии "Эрмитаж-Италия" и поддержке Вилладжо Глобале Интернешнл. Нынешняя выставка – результат совместной работы кураторов: директора Национальной галереи Умбрии Марко Пьерини, научного сотрудника Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Зои Владимировны Купцовой и хранителя Отдела средневекового искусства Галереи Верушки Пиккьярелли.
Международный проект, направленный на продвижение культуры Умбрии, организован при поддержке Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге и под патронатом Посольства Италии в Москве и Генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге. Осенью 2022 года в Национальной галерее Умбрии откроется выставка, на которой будут представлены произведения итальянского искусства эпохи Средневековья и Возрождения из собрания Государственного Эрмитажа.
К выставке выпущена брошюра (Издательство Государственного Эрмитажа, 2021) и готовится к изданию каталог. Каталог и выставка посвящаются памяти Татьяны Кирилловны Кустодиевой (1933-2021) – известного специалиста в области итальянской живописи ХIII – ХVI веков, одного из старейших сотрудников Эрмитажа.
Выставка входит в оба маршрута по Главному музейному комплексу: № 1 (вход с Иорданской лестницы) и № 2 (вход с Церковной лестницы).
15.06.2021
Ещё по теме:
- Из Италии в Эрмитаж привезли картину Джованни Баттиста Тьеполо «Страшный суд»
- В Эрмитаже отреставрирована картина «Обращение Савла» Веронезе
- В Эрмитаже выставят «Распятие Христа» Микеланджело из Британского музея
- В Эрмитаже представят после реставрации картину Питера Брейгеля Младшего «Проповедь Иоанна Крестителя»
- Картина Якоба Йорданса «Оплакивание Христа» покинет Александро-Невскую лавру для экспонирования в Эрмитаже
- В Эрмитаж привезут из Парижа картину Паоло Уччелло «Святой Георгий, поражающий дракона»
- Эрмитаж экспонирует в Италии «Мадонну Бенуа» кисти Леонардо да Винчи
- Единственная в России шпалера «Поклонение волхвов» фирмы Морриса впервые демонстрируется в Эрмитаже
- Религиозные сюжеты в творчестве флорентийских скульпторов XV века представлены на выставке в Эрмитаже
- В Эрмитаже открылась выставка нидерландских алтарей-складней XV–XVI веков после реставрации
- В Эрмитаже после реставрации представят средневековый нюрнбергский складень с сюжетами «Поклонение волхвов» и «Успение Богоматери»
- В Эрмитаже завершена научная реставрация картины Тициана «Несение креста