Религиозные сюжеты в творчестве флорентийских скульпторов XV века представлены на выставке в Эрмитаже
Распятие. Около 1490 г.
Дерево с раскраской. Джулиано Джамберти, прозванный Джулиано да Сангалло.
Флоренция, 1443/1445 – Флоренция, 1516.
©Государственный Эрмитаж
Эрмитаж открыл выставку "Скульптура Флоренции в XV веке" - удивительный проект, в котором есть место не только "тихим сенсациям", но и продолжению международного сотрудничества. Экспонаты, которые до Петербурга из Италии не доехали, все равно будут присутствовать - в мультимедийном формате. Всего же гости увидят двадцать пять произведений итальянского Возрождения, многие из которых покинули запасники и исследовательские лаборатории впервые.
Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем. Около 1490.
Гипс с раскраской и позолотой. Бенедетто да Майано (с оригинала). Флоренция, 1442 – Флоренция, 1497.
©Государственный Эрмитаж
- Эта выставка очень важна для нашего времени - это Мадонны, это красота Ренессанса, - отмечает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Но она еще и про живой музей, про то, как музей коллекционирует. Ведь все эти произведения собирались вне Эрмитажа, и потом уже влились в нашу коллекцию. Эти скульптуры заставляют о многом подумать. Заставляет подумать и мастерская одного из самых крупных скульпторов Флоренции Андреа Верроккьо, в которой мы находим следы рук великих мастеров, которые у него работали. Возможно, и самого Леонардо.
Выставка представляет и творчество крупных художников Флоренции, и произведения разного уровня и плана. Материал тоже неодинаков - терракот, гипс, майолика, дерево… Самый популярный сюжет, конечно же - Богоматерь с младенцем. Для Флоренции это объясняется очень просто - особым почитанием Девы Марии в этом городе.
Мадонна с Младенцем. 1440-е.
Гипс с раскраской и позолотой. Лоренцо Гиберти (мастерская).Флоренция, 1378 – Флоренция, 1455.
©Государственный Эрмитаж
Мадонна с Младенцем и ангелами. 1470-е гг.
Гипс с раскраской и позолотой. Антонио Росселлино (с оригинала). Флоренция, 1427 – Флоренция, 1479.
©Государственный Эрмитаж
В Эрмитаже можно увидеть, например, "Мадонну с Младенцем", созданную в мастерской скульптора Лоренцо Гиберти, автора знаменитых восточных "Врат Рая" Флорентийского баптистерия. Два рельефа второй половины 1450-х годов на сюжет "Мадонна, поклоняющаяся младенцу" восходят к произведениям выдающегося флорентийского мастера Дезидерио да Сеттиньяно. На работах в мраморе специализировался и другой ведущий скульптор Флоренции - Антонио Росселлино. Вообще, итальянские рельефные композиции, которые музей недавно приобрел у петербургских коллекционеров Ларисы и Олега Шушковых - одна из "тихих сенсаций" этой выставки.
Мадонна, поклоняющаяся Младенцу. Начало 1490-х гг.
Майолика. Андреа делла Роббиа (мастерская). Флоренция, 1435 – Флоренция, 1525.
©Государственный Эрмитаж
Святой Себастьян. Фрагмент. Около 1510 г.
Майолика. Марко делла Роббиа (?). Флоренция, 1468 – Монтекассиано, 1534.
©Государственный Эрмитаж
Еще один флорентийский мастер - Кватроченто Лука делла Роббиа считается изобретателем техники майолики. В его мастерской созданы "Богоматерь, поклоняющаяся младенцу", "Святой Себастьян", "Мальчик с флейтой" и другие произведения, которые тоже представлены в Пикетном зале.
Юноша-святой. Начало 1470-х.
Терракота. Бюст. Андреа Верроккьо (мастерская). Флоренция, 1435 – Венеция, 1488.
©Государственный Эрмитаж
Иоанн Креститель. Около 1500 г.
Терракота со следами раскраски. Флорентийский скульптор конца ХV в.
©Государственный Эрмитаж
В Эрмитаже обращают внимание на бюсты из терракоты, исполненные под влиянием Андреа Верроккьо. Созданные им образы Христа - а на выставке представлен бюст Христа из терракоты - оказали большое влияние на современников.
Над многими скульптурами потрудились реставраторы - особое внимание к их работе, подчеркивает Михаил Пиотровский, признак современной выставки. Как и научные исследования (а многие из представленных композиций совсем недавно стали предметом исследований и публикаций), и современные технологии. С помощью последних Эрмитаж все-таки покажет публике Ангела Благовещения и беременную Мадонну из Сан-Дженнаро (Тоскана) - композицию приписывают юному Леонардо. Фильм, посвященный реставрации статуи "Архангел Гавриил" и предоставленный итальянскими коллегами можно будет также посмотреть в залах экспозиции.
- Кстати, выставка перекликается с нашей коллекцией скульптуры в постоянной экспозиции, и эта перекличка очень важна и интересна. Хотелось бы, чтобы ее видели и понимали не только сотрудники Эрмитажа, - говорит Михаил Пиотровский.
Выставка "Скульптура Флоренции в XV веке" будет открыта с 30 марта до 4 июля в Главном музейном комплексе.
Инга Бугулова
Российская газета
05.04.2022
Ещё по теме:
- Из Италии в Эрмитаж привезли картину Джованни Баттиста Тьеполо «Страшный суд»
- В Эрмитаже отреставрирована картина «Обращение Савла» Веронезе
- В Эрмитаже выставят «Распятие Христа» Микеланджело из Британского музея
- В Эрмитаже представят после реставрации картину Питера Брейгеля Младшего «Проповедь Иоанна Крестителя»
- Картина Якоба Йорданса «Оплакивание Христа» покинет Александро-Невскую лавру для экспонирования в Эрмитаже
- В Эрмитаж привезут из Парижа картину Паоло Уччелло «Святой Георгий, поражающий дракона»
- Эрмитаж экспонирует в Италии «Мадонну Бенуа» кисти Леонардо да Винчи
- Единственная в России шпалера «Поклонение волхвов» фирмы Морриса впервые демонстрируется в Эрмитаже
- В Эрмитаже представлены шедевры средневекового религиозного искусства XIII–XIV веков из Умбрии
- В Эрмитаже открылась выставка нидерландских алтарей-складней XV–XVI веков после реставрации
- В Эрмитаже после реставрации представят средневековый нюрнбергский складень с сюжетами «Поклонение волхвов» и «Успение Богоматери»
- В Эрмитаже завершена научная реставрация картины Тициана «Несение креста