RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (14) Декабрь (0)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


В Эрмитаже завершена научная реставрация картины Тициана «Несение креста»

В Петербурге завершена реставрация важного музейного экспоната — картины «Несение креста» кисти великого венецианца. После расчистки полотна стали вновь различимы некоторые нюансы и детали, померкшие под более поздними слоями лака

Впервые за 173 года своего пребывания в коллекции Государственного Эрмитажа шедевр кисти Тициана Вечеллио (1488/1490 — 1576) пережил полноценную научную реставрацию. Работу провели специалисты музея, проект был реализован при поддержке юридической компании «Меллинг, Войтишкин и партнеры».

Тициан Вечеллио. «Несение креста». Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Тициан Вечеллио. «Несение креста». Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Реставрация продолжалась больше полугода и проходила в несколько этапов. Лишь после детального изучения результатов предварительных исследований: фотофиксации, съемки в рентгеновских и инфракрасных лучах, анализа пигментов — художник-реставратор высшей категории Сергей Киселев приступил к раскрытию авторской живописи, удалению старых записей и слоев лака по всей поверхности полотна. Впервые за всю историю картины ее расчистили до авторского лака.

Фрагмент картины «Несение креста» в процессе реставрации. Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент картины «Несение креста» в процессе реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Только теперь мы можем увидеть и оценить мастерство Тициана во всей полноте, — считает Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник Эрмитажа, научный руководитель реставрации картины. — Многочисленные слои старого лака скрывали от нас живопись художника во всем ее колористическом и тональном богатстве, в сложной игре светотеневых переходов. Свой истинный, серо-жемчужный тон обрел хитон Христа, сквозь тонкую ткань которого просвечивает истерзанная кожа на спине, кровоточащие раны от ударов бичом. Перед нами живой, страдающий человек, в его лице, взгляде отразилась целая гамма чувств: слезы боли, молчаливый укор».

Судьба этого полотна прослеживается без труда. После смерти Тициана в 1576 году его старший сын и зять (муж умершей ранее дочери) несколько лет вели судебную тяжбу по поводу раздела наследства. По окончании разбирательства сын художника Помпонио Вечеллио в 1581 году продал отцовский дом со всем имуществом венецианскому патрицию Кристофоро Барбариго. В числе движимого имущества было большое собрание картин. Лишь спустя почти 270 лет эти полотна поменяли владельца. В 1850 году император Николай I при содействии русского консула в Италии Александра Хвостова приобрел галерею Барбариго для музейной коллекции Эрмитажа — суммарно 102 произведения разных авторов. Среди них и четыре особо ценных полотна авторства Тициана, упомянутые Кристофоро Барбариго в его первом завещании: «Кающаяся Мария Магдалина», «Мадонна с Младенцем и Марией Магдалиной», «Венера перед зеркалом» и «Несение креста» (в документах XVII века последнее произведение фигурировало под названием «Христос, несущий крест, за ним Симон Киринеянин, помогающий нести крест»).

Лишь после детального изучения результатов предварительных исследований реставраторы приступили к раскрытию авторской живописи, удалению старых записей и слоев лака по всей поверхности полотна. Фото: Государственный Эрмитаж
Лишь после детального изучения результатов предварительных исследований реставраторы приступили к раскрытию авторской живописи, удалению старых записей и слоев лака по всей поверхности полотна. Фото: Государственный Эрмитаж

Несмотря на то что Эрмитаж заполучил шедевры Тициана с безупречным провенансом, далеко не все современники этого события оценили приобретение. «Наш двор был бессовестно обманут и ограблен в покупке галереи Барбариго. Картины, не стоящие золотого наполеона, были заплачены по 100 наполеонов. Во всем собрании только несколько хороших подлинников», — писал князь Петр Вяземский, поэт и высокопоставленный чиновник, в своих записных книжках.

Косвенно это признали и сами приобретатели, уже в 1853 году отправив на аукцион в Петербурге целый ряд произведений из этой коллекции — как считалось, наименее ценных. В число лотов входила и картина «Товия и ангел», которую приписывали Тициану, но не без оснований сомневались в ее высоких художественных достоинствах. Это полотно приобрел тогда польско-литовский граф Бенедикт Тышкевич, впоследствии оно оказалось в Лондоне, и лишь после Второй мировой войны возникло подозрение, что сюжет картины, скорее всего, не тициановский, а под верхним красочным слоем должно быть что-то еще. Рентгеновские снимки показали, что на полотне имеется другое изображение — гораздо больше соответствующее представлениям о мастерстве Тициана. После расчистки и реставрации неоконченный «Портрет женщины с дочерью» заслуженно вошел в список подлинных работ великого художника.

Рентгеновские снимки картины «Несение креста» показали, что сначала автор изобразил на холсте Благословляющего Христа — Пантократора, но потом обратился к другому сюжету. Фото: Государственный Эрмитаж
Рентгеновские снимки картины «Несение креста» показали, что сначала автор изобразил на холсте Благословляющего Христа — Пантократора, но потом обратился к другому сюжету.
Фото: Государственный Эрмитаж

Словом, во второй половине XIX — первой трети XX века часть собрания Барбариго покинула Эрмитаж, рассеявшись по другим музеям и частным коллекциям. При советской власти, в 1930-е годы, некоторые картины были проданы за границу. «Венеру перед зеркалом», например, в 1931 году приобрел американский миллиардер Эндрю Уильям Меллон, и сейчас она хранится в Национальной художественной галерее в Вашингтоне. Но значительная часть этого собрания все-таки остается в Эрмитаже.

«Картины из коллекции Барбариго, по счастью, никогда толком не реставрировались современными методами, — рассказала нашему изданию Ирина Артемьева. — Их покрывали лаком, поновляли, но никто никогда не пытался расчистить. И в этом было их счастье: авторский красочный слой оказался законсервирован и хорошо сохранился»

Фрагмент картины «Несение креста» после реставрации. Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент картины «Несение креста» после реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж

Первое детальное изучение «Несения креста» было проведено в середине прошлого века эрмитажным реставратором Павлом Костровым. В ходе исследования картины он установил приблизительное время появления трех дополнительных приставок к основному полотну, которые не видны зрителю (их закрывает широкая деревянная рама). По мнению Кострова, две приставки справа могли появиться не раньше XVII–XVIII веков. А приставка слева, по оценке реставратора, является авторской. Ее могли сделать, когда Тициан изменил первоначальный замысел будущей картины. Рентгеновские снимки показали, что сначала автор изобразил на холсте Благословляющего Христа — Пантократора, но потом обратился к другому сюжету. Для новой композиции ему понадобился дополнительный холст, и он сделал приставку. Кстати, под еще одной авторской версией «Несения креста», которая находится сейчас в мадридском Музее Прадо, тоже скрывается другой сюжет — «Се человек».

Следующая задача, которую предстоит решить специалистам Эрмитажа, — замена старой рамы на новую, чтобы можно было увидеть и авторскую приставку, пока скрытую от зрителя.

Наталья Шкуренок 

www.theartnewspaper.ru

09.11.2023

Тэги: Эрмитаж, изобразительное искусство, Евангелие в живописи, западноевропейское искусство, реставрация и сохранение

Ещё по теме:

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20) Май (23) Июнь (22)
Июль (18) Август (23) Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)