В Эрмитаже открылась выставка нидерландских алтарей-складней XV–XVI веков после реставрации
С 28 сентября 2022 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца представлена выставка «Нидерландские складни в эрмитажном собрании. К завершению реставрации». Экспозиция включает работы мастеров XV–XVI веков – диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина», складень «Снятие с креста» и картина Питера Кука ван Альста «Моление о чаше».
Их объединяет не только принадлежность к нидерландской коллекции Эрмитажа и совсем недавно завершившаяся сложная реставрация, открывшая истинный колорит картин. Есть и ещё одна общая черта: все эти произведения являются полноценными алтарями-складнями или их частями. Отличительной особенностью экспозиции станет то, что картины представлены без рам, чтобы зрители смогли увидеть памятники полностью.
«Выставка ярко показывает, как работает музейная наука – в результате блестящих искусствоведческих и реставрационных исследований резко повышается информативность и экспозиционная привлекательность эрмитажной коллекции нидерландской живописи», – отмечает Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Главное место на выставке занимает диптих «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина» кисти Робера Кампена (1380–1444), один из шедевров собрания Государственного Эрмитажа. В створках противопоставляются детство Христа и его жертва во имя спасения рода человеческого. В качестве иллюстрации искупления Кампен использует третий христианский догмат – Троицу.
Вторая створка показывает уют домашнего быта и радостные минуты материнства. Мадонна изображена в интерьере уютного бюргерского дома, всецело поглощенная обычными материнскими заботами. Кампен подробно воспроизвёл детали обстановки и предметы домашнего обихода, подчеркнув их объем, материальность и особенности фактуры: мраморные плитки пола, накидку из меха горностая на коленях Марии, таз и кувшин из латуни, белоснежное полотенце на вешалке, железные скобы, шляпки гвоздей и решетку окна. Художник превосходно передал холодный рассеянный дневной свет и виднеющийся за окном небольшой фрагмент городского пейзажа. Впечатление жизненной достоверности в значительной мере обусловлено применением техники масляной живописи, в которой Робер Кампен, наравне с братьями ван Эйк, считается пионером. По периметру парные картины обрамляла рама, которую сточили, заменив предположительно в XVII–XVIII веках декоративным орнаментом. Когда в XIX веке эти живописные произведения вошли в коллекцию Эрмитажа для них была изготовлена новая рама, которая скрывала орнамент.
Экспозиция дает уникальную возможность посмотреть на диптих «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина» со всех сторон. О том, как могла выглядеть оригинальная рама, можно судить по представленному на выставке складню «Снятие с креста». Со временем, из-за разложения лака и связующего в слое краски, почти перестал восприниматься живописный объём фигур на картине, одежды и складки стали практически плоскими и выглядели неясным пятном. Попытки решить эту проблему предпринимались в ходе последней крупной реставрации 1946 года. Были проведены расчистки до деревянной основы по орнаменту; с одной стороны, чтобы убедиться в отсутствии под орнаментом авторской живописи Кампена, с другой – чтобы понять конструкцию рамы и петель. В результате удалось подтвердить «нехронологическое» расположение двух половин диптиха – «Троица» располагалась левее «Мадонны с Младенцем у камина». Эти исследования проходили в то время, когда ещё не использовались рентгеновские и инфракрасные лучи для неинвазивного исследования. Сейчас технологические методы позволяют получить такие результаты без повреждения памятника.
Предваряя современную реставрацию, Эрмитаж пригласил крупнейшего специалиста по дендрохронологии нидерландских картин профессора Питера Кляйна (Гамбург, Германия), который определил время создания картины 1408 годом, что вполне укладывается в датировку, принятую в Эрмитаже – 1433–1435 годы. Исследования также показали, что обе доски сделаны из ствола одного дерева – балтийского дуба.
Практически в своем первоначальном виде сохранился складень «Снятие с креста». Композиция восходит к большому алтарю Рогира ван дер Вейдена, который в настоящее время находится в собрании Музея Прадо в Мадриде. Сюжет был очень востребован и многократно повторялся. На внутренней стороне боковых створок можно прочитать текст молитвы на латыни, а на наружной стороне, которая видна в закрытом состоянии, изображены гербы, их соединение, вероятно, говорит о семейном союзе, сочетающем два герба. Проведённый несколько лет назад дендрохронологический анализ позволил определить дату написания триптиха – не ранее 1513 года – и подтвердил гипотезу о создании картины после смерти Рогира ван дер Вейдена (1399–1464), вероятно, в стенах его бывшей мастерской. Это же мнение о датировке картины началом XVI века высказывал в своих публикациях многолетний хранитель нидерландской и немецкой живописи Эрмитажа Николай Николаевич Никулин (1923–2009).
Живописный слой складня пострадал от многочисленных реставраций, поверхность была загрязненной, а живопись казалась местами смытой. Всё это во многом было обусловлено разложением лакового слоя, который удалось регенерировать эрмитажным специалистам. Хотя в результате современной реставрации цветовое решение картины было восстановлено, внимательный глаз сможет заметить следы предшествующих реставрационных вмешательств.
В рамках выставки, в группу нидерландских складней вошла картина Питера Кука ван Альста (1502–1550) «Моление о чаше», созданная в Нидерландах, между 1527 и 1530 годами. Дендрохронологические исследования не дали возможность установить точную датировку этой доски: тончайшая склейка двух слоев досок не позволила просчитать расстояния между годичными кольцами.
Питер Кук ван Альст – один из основателей крупнейшего клана нидерландских живописцев, отец жены Питера Брейгеля Старшего, Майкен Кук, и дед братьев Брейгелей – Питера Младшего и Яна Старшего.
Сюжет «Моление о чаше», переданный тремя евангелистами, рассказывает о последних часах Иисуса перед арестом. Пожалуй, наиболее близко к изображённому на картине приближается текст евангелия от Матфея. Новозаветный сюжет переносит нас в Гефсиманский сад: мы видим молящегося Иисуса, уснувших рядом с ним апостолов Петра, Иакова и Иоанна, на скале изображена чаша, о которой молится Христос. Слева, в отдалении, к забору и калитке подходит толпа, возглавляемая Иудой; вскоре Христос будет арестован. Всё уже, по сути, случилось, и такое единовременное изображение длящейся молитвы и предстоящего ареста показывает неотвратимость происходящего. Изначально доска была чуть выше и значительно уже. В XVII или XVIII веке её «фигурно» распилили, дополнив небольшими вставками, на которые нанесли пейзаж. Вполне вероятно, что владелец решил сделать картину более привычной по формату, если не просто подгонял её под размер своего помещения. Подробное исследование истории картины было проведено в начале 1960-х годов Н. Н. Никулиным.
Фотографии в инфракрасном спектре показывают, что живописное произведение было распилено на куски сложной формы затем, как пазл, «пересобрано» и наклеено на другую основу. Возникшие пустоты были заполнены тонкими досками, на поверхность которых был нанесён живописный слой. Когда делались вставки, художник ориентировался на желтоватый тон потемневшего лака картины. При снятии поздних слоёв лака и удалении загрязнений, эти вставки стали сильно выделяться. Реставратору удалось максимально корректно справиться с этими сложностями.
Представленные на выставке после проведённой сложной реставрации картины позволяют сравнить разные, но всегда непростые реставрационные решения, по-новому увидеть старые шедевры во всех их деталях, а также по достоинству оценить колористическое богатство произведений нидерландских мастеров.
Куратор выставки: Николай Леонидович Зыков, главный хранитель Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Реставрационные работы выполнены Валерием Юрьевичем Бровкиным и Максимом Вадимовичем Лапшиным, художниками-реставраторами Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа. Технико-технологические исследования проведены Камиллой Бурхаровной Калининой, Андреем Викторовичем Цветковым и Максимом Вадимовичем Лапшиным.
К выставке подготовлена иллюстрированная брошюра (издательство Государственного Эрмитажа, 2022). Автор текста – Н. Л. Зыков.
Выставку в Аполлоновом зале можно посетить по 20 ноября в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс Государственного Эрмитажа.
03.10.2022
Ещё по теме:
- Из Италии в Эрмитаж привезли картину Джованни Баттиста Тьеполо «Страшный суд»
- В Эрмитаже отреставрирована картина «Обращение Савла» Веронезе
- В Эрмитаже выставят «Распятие Христа» Микеланджело из Британского музея
- В Эрмитаже представят после реставрации картину Питера Брейгеля Младшего «Проповедь Иоанна Крестителя»
- Картина Якоба Йорданса «Оплакивание Христа» покинет Александро-Невскую лавру для экспонирования в Эрмитаже
- В Эрмитаж привезут из Парижа картину Паоло Уччелло «Святой Георгий, поражающий дракона»
- Эрмитаж экспонирует в Италии «Мадонну Бенуа» кисти Леонардо да Винчи
- Единственная в России шпалера «Поклонение волхвов» фирмы Морриса впервые демонстрируется в Эрмитаже
- В Эрмитаже представлены шедевры средневекового религиозного искусства XIII–XIV веков из Умбрии
- Религиозные сюжеты в творчестве флорентийских скульпторов XV века представлены на выставке в Эрмитаже
- В Эрмитаже после реставрации представят средневековый нюрнбергский складень с сюжетами «Поклонение волхвов» и «Успение Богоматери»
- В Эрмитаже завершена научная реставрация картины Тициана «Несение креста