RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (15)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


В издательстве РОССПЭН вышел второй том книги «Очерки истории христианских цивилизаций»

В издательстве РОССПЭН издана коллективная монография «Очерки истории христианских цивилизаций: в 2 т. Т. 2: От арабских завоеваний до крестовых походов (VIII‒XI вв.)».

Монография является продолжением исследования истории христианских цивилизаций, начало которому положила публикация в издательстве РОССПЭН первого тома в двух книгах. 


Очерки истории христианских цивилизаций: в 2 т. Т. 2: От арабских завоеваний до крестовых походов (VIII‒XI вв.). Отв. редактор: д.и.н. Ю.М. Кобищанов. М.: РОССПЭН, 2022. – 302 с.
ISBN: 978-5-8243-2492-1

Том 2 посвящен этапу возникновения основных христианских цивилизаций (первые 11 веков христианской эры), совпавшему с эпохой великих переселений народов с периферии цивилизованного мира в его передовые центры. Пройдя через различные испытания, нередко катастрофические, большинство христианских цивилизаций устояло, некоторые погибли, другие распространились на новых обширных территориях. Христианские общины находились в тесном взаимодействии с более многочисленными и культурно высокоразвитыми общинами других религий, которые обрели государственную власть. Христианская, бывшая Римская Европа, пережившая великое переселение народов, приняла в себя и приобщила к своей цивилизации новых пришельцев. Здесь победила мощная романо-византийская цивилизация, культурно объединившая Европу даже несмотря на разделение церквей. 

В следующие эпохи – крестовых походов и монгольских завоеваний, затем великих географических открытий и европейской экспансии во все регионы мира – христианская Европа усвоила многие достижения исламской, восточнохристианских и других цивилизаций. В XII–XIV вв. средневековые христианские цивилизации Европы, Западной Азии, Кавказа переживали расцвет. А в следующую эпоху Европа (несмотря на гибель Византии) заняла лидирующее место в мировой системе цивилизаций. Культурный расцвет XII–XIV вв. был обусловлен успехами предшествующего периода, которые представлены авторами в предлагаемом томе.

Содержание

От редактора (Ю.М. Кобищанов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Авторский коллектив. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  4

ЧАСТЬ 1. Цивилизации, государства и религии средневекового мира от арабских
завоеваний второй трети VII – середины VIII в. до конца XI в. (Ю.М. Кобищанов)

Система государств и цивилизаций в VIII–XI вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Распад исламской уммы и сохранение Земли ислама – территории
исламской цивилизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Крещение скандинавских королевств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Четыре группы христианских цивилизаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Христианство в Евразии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Крещение славян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Сфера окормления Александрийского (коптского) патриархата
в Северо-Восточной Африке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Христианские цивилизации исламского мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Системы образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Конец эпохи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Примечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

ЧАСТЬ 2. Православно-кафолические государства Европы

Валлийская церковь и цивилизация бритов Уэльса в VIII–XI вв. (А.В. Гусакова) . . . . . . . . . . . . . . . 90
Киев – центр городской цивилизации Днепровской Руси (В.М. Рычка) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
«Город Владимира» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Киев – соперник византийского скипетра. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103
Городская агломерация Южной Руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  107
Монастыри Киева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
Повседневный быт киевлян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Византийский Крым. Херсонская епархия в VI–X вв.
(А.В. Латышева, С.Б. Сорочан, М.В. Фомин) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Структура Церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Формирование Херсонской епархии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Территория епархии и ее подчиненность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
Византийская Таврика в VI–XI вв. (Ю.М. Могаричев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Иконоборчество в Таврике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128
Поход князя Владимира на Крым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Тмутараканское княжество Рюриковичей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Стефан Сурожский и образование Сугдейской епархии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133
Версии Жития Стефана Сурожского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Время составления и содержание протографа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Образование Фульской епархии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147
Образование Готской епархии в Крыму. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Примечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153

ЧАСТЬ 3. Христианский Кавказ, аланы и Армения в VIII–XI вв.

Краткое предисловие (Ю.М. Кобищанов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
Грузия в VIII–XI вв. (Л.Т. Соловьева, Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Конец картлийского эрисмтаварства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Кахети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .186
Эрети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .188
Абхазское царство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .190
Картвельское царство (Тао-Кларджети) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Тбилисский эмират . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Объединение Грузии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Алания в VII–XI вв. (Т.К. Кораев, Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
Аланы на Кавказе и Дону в VII–IX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200
Алания Кавказская в Х–XI вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
Христианизация ингушского народа (М.С. Албогачаева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203
Христианство в Дагестане в V–XI вв. (П.И. Тахнаева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Юго-Восточный Кавказ (Т.К. Кораев, Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
Адурбадаан и Аран в серединe VII – серединe VIII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  208
Свержение династии Омейядов. «Аббасидская революция» на Южном Кавказе . . . . . . . . . . . . . . . 217
Движение хуррамитов и христиане . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Южный Кавказ после распада Халифата (конец IX – начало XI в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Армения в Х–XI вв. Между Халифатом и Византией (Т.К. Кораев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .231
Армянская культура на рубеже I–II тысячелетий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Ранняя армянская книжная миниатюра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .240
Примечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .241

ЧАСТЬ 4. Христиане Азии и Северной Африки в VIII–XI вв.

Сирийский мир в VI–VIII вв. (А.В. Муравьев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Политическое и социальное развитие левантийской сиросферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .248
Духовное и церковное развитие левантийской сиросферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Палестинско-арабская часть сиросферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Восточная часть сиросферы в VI–VIII вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252
Образование и школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .253
Арабское завоевание и экспансия восточной сиросферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255
Аббасидское государство и сиросфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Ближневосточные православные христиане в Халифате в 632–1099 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  257
Гаснущая инерция византийской культуры (VII–VIII вв.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Первые Омейяды – «Византия после Византии». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259
Поздние Омейяды: пресс тяжелеет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .261
Культура мелькитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Положение Коптской церкви в середине VII – середине VIII в.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Столетие восстаний в Египте (начало VIII в. – 832 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Коптское крестьянство, сельское духовенство и монашество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
Аббасидская революция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Египетские христиане в период правления Аббасидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
Первый кризис Христианского Востока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271
Темные века. Рождение новых этносов (IX–XI вв.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Арабизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Гонения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Копты в период 832–969 гг.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .278
«Византийская реконкиста» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  281
Христиане при Фатимидах (969–1171) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  282
Византийская Антиохия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  285
Коптская церковь и коптский народ после халифа ал-Хакима. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  288
Кризис 1066–1074 гг. и правление вазиров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Этнокультурные процессы в Египте при Фатимидах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
Примечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293

Институт Африки РАН


12.05.2022

Тэги: книгоиздание и периодика, история христианства, Христианский Восток

Ещё по теме:

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24) Май (20) Июнь (22)
Июль (21) Август (22) Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)