RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (0)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Анонсы

30 ноября

Онлайн-лекция «Арсений Элассонский: судьба греческого архиерея в Москве XVII века», Москва

3 декабря

Лекция «Образ Доброго пастыря и катакомбы Присциллы», Москва

3 декабря

Лекция «София Юстиниана», С-Петербург

10 декабря

Лекция «София и «византийские ренессансы», С-Петербург

10 декабря

Лекция «Искусство Каппадокии», Москва

17 декабря

Лекция «Полумесяц над Святой Софией», С-Петербург

17 декабря

Лекция «Катакомбы святого Себастьяна», Москва

9-10 февраля 2023

Онлайн-семинар «Искусственное освещение в средневековых церквях: между Византией и Западом», США, Швейцария.

4 марта 2023

Лекция «Византия. Видение невидимого. Иконы», С-Петербург

11 марта 2023

Лекция «Византия. Рождённые в пламени. Эмали», С-Петербург

18 марта 2023

Лекция «Византия. Сокровища соборов и дворцов. Резная кость», С-Петербург

2 мая 2023

Патрологическая конференция, посвященная 1650-летию со дня кончины свт. Афанасия Великого, С-Петербург. Заявки до 1 марта

Россия на карте Востока

Летопись

1 декабря 1904 Н.М. Аничков назначен вице-председателем ИППО

1 декабря 1908 Н.М. Аничков временно оставляет по болезни должность вице-председателя ИППО

3 декабря 1848 было разрешено выдать «новый бессрочный паспорт для пребывания на Синайской горе» русскому иеромонаху Самуилу, занимавшемуся в монастыре св. Екатерины реставрацией мозаик и изучением библиотеки

Соцсети


В Третьяковской галерее открывается выставка «Александр Иванов. На пути к храму»

В Третьяковской галерее (Лаврушинский переулок, 10, зал 11) с 21 октября 2022 года по 16 апреля 2023 года пройдет выставка «Александр Иванов. На пути к храму», сообщает Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи.

Третьяковская галерея — эксклюзивный обладатель графического наследия Александра Андреевича Ива́нова (1806–1858), включающего в себя более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Полнота собрания позволяет сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки. Экспозиция «На пути к храму» является четвёртой монографической выставкой Иванова в Галерее и демонстрирует новое отношение художника к храмовой религиозной живописи и к монументальному искусству.

Экспозиция «На пути к храму» предлагает вниманию зрителя произведения не столь известные, как знаменитый графический цикл «Библейские эскизы», но занимающие особое место в искусстве художника, в его творческих поисках.

Выставка включает эскизы неосуществленного запрестольного образа «Воскресение Христово» в храме Христа Спасителя в Москве, исполненные в 1845 году, а также рисунки 1846–1848 годов на сюжеты из Ветхого Завета, получившие название «Протобиблейские эскизы». В творчестве мастера они стали своеобразным прологом к уникальному циклу «Библейские эскизы».


Александр Иванов. Воскресение Христово. Изведение из гробов. 1845. Пятый вариант. ГТГ

В декабре 1842 года Иванов узнал из письма отца, что архитектор К.А. Тон (1794–1881), руководивший строительством храма Христа Спасителя в Москве, собирается поручить ему написание двух больших образов — «Преображение» и «Вознесение». Художник, всецело поглощенный работой над большой картиной «Явление Христа народу (Явление Мессии)», старался уклониться от этого официального заказа. Однако под влиянием жизненных обстоятельств, заботясь «о доставлении себе способов на окончание картины», в конце 1844 года он начинает заниматься сочинением образа «Воскресение Христово», надеясь, что К.А. Тон передаст ему заказ, сделанный ранее К.П. Брюллову.

Иванов погрузился в изучение иконографии сюжета и в течение трёх месяцев разрабатывал три иконографических варианта, трактующих сюжет Воскресения: «Вознесение праведных», «Изведение из гробов», «Праведники парят над пустыми гробами». К каждому из них было исполнено несколько эскизов-вариантов.

В 1845 году Тон сообщил художнику, что ему предназначается роспись парусов в храме Христа Спасителя. Она представляла собой изображения четырёх евангелистов. Образ «Воскресение Христово» остался за Карлом Брюлловым (1799–1852).


Александр Иванов. Воскресение Христово. Изведение из гробов. 1845. ГТГ


Александр Иванов. Воскресение Христово. Изведение из гробов. 1845. Четвёртый вариант. ГТГ


Александр Иванов. Воскресение Христово. Праведники парят над пустыми гробами. 1845. ГТГ

Накопленный опыт работы в области храмовой живописи, погружение «в глубину нового предмета» оказались важны для дальнейших исканий Иванова. В начале 1846 года у художника рождается идея нового, «всемирного» храма Спасителя в Москве, который должен был быть заложен по повелению императора Николая I, объявленному в день 25-летия его коронации — в 1851 году.

Иванов предполагал, что этот храм «в духе Успенского собора и Василия Блаженного» будет украшен мозаиками, скульптурами и живописью так, чтобы «великолепием своим, огромностью и обширностью» превзошел «все доселе существующие». Художник представлял храм как «результат всех верований, отданных на разбор последней нации на планете земле», а себя видел в числе его живописцев.

Вероятно, в 1846 году Иванов создает рисунки на сюжеты из Ветхого Завета, главным образом из Книги Бытия, которые рассматривает как эскизы росписей предполагаемого храма. Они включают две группы: большие сцены, исполненные карандашом, и перовые рисунки на небольших альбомных листах. Представлены сюжеты из жизни первых людей: «Бог благословляет Адама и Еву», «Изгнание из рая».

Особенно эмоционально выразительна композиция с изображением разгневанного Бога, посылающего стрелы на землю. Он стоит на спине летящего ангела, в левой руке держит лук, правой достает стрелу из колчана. Фон — тучи и молнии. Рисунок основан на тексте из Второй книги Царств, на песне царя Давида, воспетой Богу, своему избавителю от врагов. Впечатление буквально соответствует словам: «Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог» (псалом 17). В этом эскизе, предназначавшемся для «всемирного» храма Христа Спасителя, художник хотел изобразить Бога, каким его представлял человек «от самого создания мира до Христа» — «в виде всесильного Царя, способного казнить и истреблять».


Александр Иванов. Воскресение Христово. Вознесение праведных. ГТГ


Александр Иванов. Бог благословляет Адама и Еву. 1846–1848. ГТГ


Александр Иванов. Жертвоприношение Авраама. 1846–1848. ГТГ

В экспонирующихся на выставке перовых эскизах из цикла «Сотворение мира» Иванов представил сцены рождения мироздания. Бог и ангелы обращены спинами к зрителю. Они погружены в таинство создания вселенной. Главная тема рисунков — само действие, акт творения, который совершает на наших глазах Бог Творец, Бог Демиург. Лаконизм, простота и обобщенность форм сближают эти эскизы с монументальными работами. Расположенные в ряд, рисунки образуют красивый декоративный фриз, который легко представить на плоскости стены.

Выставленные графические работы непосредственно предшествовали созданию знаменитого цикла «Библейские эскизы». Они стали для Иванова подготовительным этапом к осуществлению цикла, во многом определили грандиозный замысел художника. В этих произведениях отражены новизна и оригинальность в подходе к изображению канонических сюжетов, свободу в их интерпретации. Они стали своеобразной творческой лабораторией мастера, где он решал специальные задачи, вытекающие из требований к стенной живописи. Работая в разных графических техниках, Иванов демонстрировал блестящее мастерство. В поисках своего храма великолепный рисовальщик создал эскизы, представляющие самостоятельную эстетическую ценность.

Коллекция

21.10.2022

Тэги: изобразительное искусство, Иванов А.А., ГТГ, выставка, библейские образы и сюжеты, Евангелие в живописи

Ещё по теме:

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24) Май (20) Июнь (22)
Июль (21) Август (22) Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (0)