RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

18 июня 1887 секретарь ППО М. П. Степанов в своем письме благодарит уполномоченного Общества в Иерусалиме Д.Д. Смышляева за проведение работ на Сергиевском подворье

19 июня 1889 преставился русский игумен Пантелеимоновой обители на Афоне Макарий (Сушкин), почетный член ИППО

20 июня 1591 митр. Тырновский Дионисий вручил в Москве царю Федору Иоанновичу грамоту об учреждении Московского Патриархата с 106 подписями глав и представителей Константинопольского, Иерусалимского и Антиохийского патриархатов

Соцсети


Музей-заповедник «Коломенское» представляет выставку «Христос за пазухой. Искусство медного литья»

С 28 мая 2024 года по 25 января 2025 года Музей-заповедник «Коломенское» представляет выставку «Христос за пазухой. Искусство медного литья», которая пройдет во Дворце царя Алексея Михайловича.

Посетители Дворца царя Алексея Михайловича смогут познакомиться с лучшими образцами из коллекции меднолитых икон, находящихся в собрании музея-заповедника.

Первые меднолитые иконы появились на Руси в XI веке, это были привозные образцы из Византии. Спустя столетие древнерусские мастера освоили меднолитейное дело и усовершенствовали технику. Один из самых распространенных видов литья был основан на создании восковой модели иконы. Готовую модель обмазывали глиной и обжигали. Воск вытекал, а в полученную форму заливали металл.

В начале XVIII века массовое производство меднолитых икон было ограничено из-за дефицита цветного металла, связанного с потребностью государства развивать военную отрасль. Кроме того, медные иконы и кресты стали символом старообрядчества, приверженцы которого были гонимы властью. Согласно Указу Петра I от 31 января 1723 года запрещались не только производство и продажа, но и даже само бытование предметов медного литья.

Мастера-литейщики уезжали подальше от крупных городов. Производство и почитание меднолитых икон продолжались в старообрядческих центрах. Можно сказать, что миниатюрные образа спасались от преследований вместе с хозяевами. У русского народа выражение «как у Христа за пазухой» означает высшую степень защищенности. Меднолитые иконы с изображениями Христа, Богоматери или святых угодников, наоборот, находились как бы под личной защитой человека, прятались как самое дорогое, иногда под одеждой, сохранялись за пазухой. Отсюда и название выставки.

В Думной палате Дворца царя Алексея Михайловича представлены основные типы медного литья: поморский, гуслицкий, никологорский и московский. Всего 22 предмета, среди них: иконы, складни и кресты.

Особым изяществом отличались изделия мастеров Русского Севера, где в конце XVII века были основаны литейные мастерские. Признанным шедевром является четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери».

Предметы выговских мастеров служили образцом для подмосковных Гуслиц, мастерских Никологорского Погоста. Гуслицкий тип литья отличается навершиями в виде херувимов, как у киотного креста «Распятие с предстоящими и избранными праздниками». Расцвет «московского литья» пришелся на XIX век. Любимая московскими мастерами эмаль добавляла яркие художественные эффекты, как в иконе «Спас Благое молчание».

Часть предметов представляет разнообразие сюжетов меднолитых икон. Чаще всего отливались иконы с Богородицей и святым Николаем Чудотворцем.

В 1883 году указ Петра I в отношении медных икон перестал действовать, и к концу XIX века меднолитейное дело получило особенный размах. А медные кресты и иконы, сохранившиеся в годы гонений, почитались уже не только в старообрядческой среде, но у всего русского народа.

В стоимость билета на эту выставку также входит посещение Мужской половины Дворца царя Алексея Михайловича.

Адрес выставки: Москва,  проспект Андропова, д. 39, стр. 69, Дворец царя Алексея Михайловича, вход 1. Проезд: м. Каширская.

Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское — Измайлово»

03.06.2024

Тэги: выставка, икона и иконография

Ещё по теме:

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22) Май (23) Июнь (12)
Июль (0) Август (0) Сентябрь (0) Октябрь (0) Ноябрь (0) Декабрь (0)