RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (15)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


Ватикан объявил о завершении реставрации балдахина (кивория) над центральным алтарем собора Святого Петра

Святой Престол объявил о завершении реставрации бронзового балдахина (кивория) работы Бернини над центральным алтарем собора Святого Петра – его торжественное открытие состоится 27 октября, сообщает catholicnewsagency.

Киворий Джана Лоренцо Бернини считают одним из величайших памятников духовного искусства в соборе Святого Петра. Он представляет собой большой бронзовый купол на колоннах над главным алтарем в самом центре храма – над гробницей Святого Петра. В целом эта крипта собора известна как «гроты Ватикана», где покоятся останки пап, следовавших друг за другом в истории Ватикана. Бернини строил киворий, дабы укрыть им драгоценный деревянный трон с накладками слоновой кости, символизирующий верховенство апостола Петра.

Киворий используется в католической христианской традиции, чтобы привлечь внимание верующих к ключевому месту церкви – главному алтарю, и подчеркнуть значение папы как посредника между Богом и людьми и наследника Святого Петра. Обычай устройства кивория над алтарем появился в ранних христианских храмах IV-VI веков. Вначале он служил для крепления завес, закрывавших престол в ходе богослужения и между службами. Существовали также кивории над амвоном и крещальной купелью. Небольшие кивории устраивали над статуями в романских и готических соборах – они осеняли эти образы подобно «градским коронам» в виде миниатюрного города с крепостными стенами и башнями, которые символизировали Новый Иерусалим. В России принято название «алтарная сень». Такие сени укрывали ковчеги с мощами святых, чтимые иконы, святые источники, троны и молельные места царей, архиереев, настоятелей монастырей и ктиторов (богатых вкладчиков и благотворителей).

Во вторник 8 октября группе журналистов раздали защитные каски и позволили мельком взглянуть на почти законченные реставрационные работы. Они поднялись по строительным лесам на самую вершину кивория – на 29-метровую высоту. Со смотровой площадки они осмотрели богато украшенных ангелов, херувимов, пчел и золотые лавровые ветви в стиле барокко. Ранее все эти детали были почти невидимы под слоем многовековой пыли и копоти, а теперь вновь засияли золочением в изначальном великолепии.

В 1623 году папа Урбан VIII поручил создание балдахина молодому архитектору Джану Лоренцо Бернини. Работа продлилась 9 лет – с июля 1624 года а по июнь 1633 года. Киворий превышает высотой десятиэтажное здание, а стоил около 200 тысяч скудо (приблизительно 8 млн. долларов на начало XXI века). Согласно записи 1627 года, Бернини лично работал над балдахином 3 года и даже надзирал за литьем деталей в печах с риском для жизни. Самой большой статьей расходов был пчелиный воск для отливок по выплавляемым моделям. Он обошелся в два раза дороже, чем вся позолота. Бронзу для кивория беззастенчиво взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII конструкции, которые поддерживали крышу его портика.

Балдахин стоит на четырех витых колоннах с мраморным основанием, для устойчивости внутри они заполнены цементом. Над колоннами высятся херувимы, держащие ключи от собора Святого Петра и папскую тиару. Колонны высотой 11 метров полностью покрыты лавровыми ветвями в дань уважения страсти Урбана VIII к поэзии, а среди них летают пчелы, как символ семьи Барберини, заказавшей памятник. Кроме того, ранние христиане часто уподобляли церковь улью, в котором духовенство и миряне равно трудолюбивы и самоотверженны, подобно пчелам, причем мед служил метафорой сладости Божественного Слова и христологической вести. По колоннам бегают бронзовые ящерицы, которые своей способностью менять кожу символизируют возрождение. Первая ящерица в северо-западной колонне смотрит на солнце и символизирует поиски Бога, а вторая в северо-восточной колонне держит в пасти скорпиона – символ зла в Апокалипсисе. Крыша выполнена из позолоченного дерева в форме спины дельфина, по четырем ее углам стоят статуи ангелов и херувимов, которые держат фестоны, ключи Святого Петра и папскую корону. На вершине кивория водружен позолоченный крест на шаре – символ мира, спасенного христианством. Изначально там была статуя Христа, но из-за большого веса ее пришлось заменить.

27 октября папа Франциск возглавит заключительную мессу Синода о соборности и откроет киворий, а публика впервые после реставрации сможет увидеть 400-летние витые бронзовые колонны большого купола. «Обновленный киворий вновь предстает во всей изначальной красе и величии, которое подобает церкви, – говорит кардинал Мауро Гамбетти (Mauro Gambetti), протоиерей собора Святого Петра – Открытие реставрированного кивория в ходе торжественной службы станет знаком великой надежды, которая вдохновляет нас в канун Юбилейного года надежды».

Журналисты взяли интервью у Джорджио Каприотти (Giorgio Capriotti), ведущего реставратора музеев Ватикана. «Несмотря на то, что с момента последней реставрации прошло более ста лет, мы нашли балдахин в целом в хорошем состоянии, – говорит реставратор. – Наша задача заключалась в основном в его очистке от нагара, масла, воска и смол, которые использовали предыдущие реставраторы и невольно затемнили старинное сусальное золото покрытий. В некоторых местах позолота потемнела и почернела из-за влажности, копоти и пыли. Нам пришлось кропотливо отмывать эти вещества растворителями участок за участком».

Работая на кровле, реставраторы обнаружили предметы, оставленные художниками и рабочими прошлых веков – старинные монеты, небольшие рисунки и даже список покупок 17-го века. «Мы собрали своего рода маленький музей культурной антропологии, – улыбается Каприотти. – Все эти находки будут заархивированы, изучены и сохранены как свидетельство реальной жизни поколений рабочих и реставраторов, работавших на сооружении. Мы также обнаружили в некоторых местах подписи рабочих, в том числе 1685 и 1725 годов».

Реставрацию балдахина профинансировал орден Рыцарей Колумба, по первоначальной смете работы оценивалась в 700 тысяч евро. «Мы считаем честью для себя помощь в реставрации кивория Бернини, — сказал Патрик Келли, глава ордена Рыцарей Колумба, на пресс-конференции при подготовке проекта реставрации. – Это уникальный шедевр священного искусства, он мгновенно узнаваем и поражает великолепием. Этот наш богоугодный проект вписывается в нашу миссию и историю служения Церкви и, особенно, преемникам Святого Петра».

Реставрации подвергся и массивный бронзовый памятник Бернини у алтаря Кафедрального собора в Базилике Святого Петра, у кафедры Святого Петра. Это изваяние изображает четырех врачевателей церкви, поддерживающих трон Святого Петра, который осеняют позолоченные ангелы над троном и овальный витраж «Голубь Святого Духа». Реставраторы также очистили массивные статуи святого Амвросия, святого Августина, Святого Афанасия и святого Иоанна Златоуста. После открытия кивория широкая публика сможет увидеть вблизи кафедру Святого Петра. Она будет доступна для всеобщего обозрения с 27 октября по 8 декабря.

Седмица.ru

18.10.2024

Тэги: Ватикан, реставрация и сохранение, церковное искусство, изобразительное искусство, западноевропейское искусство

Ещё по теме:

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22) Май (23) Июнь (20)
Июль (23) Август (22) Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (15)