Отдел византийского и восточнохристианского искусства появится в Лувре
Через 50 с лишним лет после публикации упомянутого труда Византия и ее искусство все еще остаются не понятыми Западом и во многом ему незнакомыми. Предметом серьезного изучения та эпоха стала здесь всего лишь около века назад, и до сих пор ее шедевры с их обратной перспективой и мистической установкой на то, что произведение искусства может означать божественное присутствие, находятся в стороне от привычного западного канона.
Лувр намерен популяризовать эту область искусствознания с помощью нового отдела византийского и восточнохристианского искусства. Он откроется в 2027 году.
Подразделению предоставят пространство площадью 3 тыс. кв. м в Крыле Денона, самом посещаемом в музее; по соседству с новыми залами будут залы древнеримского и исламского искусства — на первом и цокольном этажах.
Предстоящие масштабы деятельности будущего отдела впечатляют уже сейчас. Его фонды включат в себя более 20 тыс. экспонатов, которые пока разбросаны между египетским, греческим, этрусским, римским залами и отделом декоративного искусства. Географически эти произведения охватывают огромную территорию от Эфиопии, Месопотамии и Ближнего Востока до Греции, Балкан, Кавказа и России.
О проекте, для начала реализации которого требовался зеленый свет от государства, было объявлено в октябре 2022 года в Journal officiel, правительственном бюллетене Французской Республики. Чтобы застолбить под новый отдел место в музее, необходима была поддержка меценатов. В частности, этому начинанию в 2024 году оказали финансовое содействие члены семьи Сааде, французские судоходные магнаты, владельцы компании CMA CGM. Проектный директор будущего музейного отдела Максимильен Дюран говорит, что вскоре будет объявлено и о других пожертвованиях.
Победу в конкурсе на преобразование музейного пространства разделили американское дизайнерское агентство WHY и их парижский партнер BGC. Кулапат Янтрасаст, основатель WHY, за плечами которого реконструкция Крыла Майкла Рокфеллера в Метрополитен-музее, заявил, что его цель — не просто проложить «линейный маршрут для посетителей по 20–30 залам», а подчеркнуть многообразие культурных кодов и встроить отдельные экспонаты в объемный контекст.
Вообще-то собрание восточнохристианского искусства числилось в фондах Лувра с момента основания музея в 1793 году, когда он еще именовался Центральным музеем искусств республики: после революции новое правительство сформировало государственную коллекцию из сокровищ, конфискованных у короны и церкви. Первое структурное формирование, посвященное религиозному искусству христианского мира, появилось здесь в 1954 году, но относительно скоро, в 1969-м, было упразднено. Анри Луаретт перед уходом в 2013 году с поста директора музея пытался перезапустить отдел, однако его преемник Жан-Люк Мартинес убрал эту задачу из списка своих приоритетов. Став новым директором Лувра в 2021 году, Лоранс де Кар упомянула об этом проекте в одном из первых же интервью. «Это великолепная коллекция, которая заслуживает отдельных залов», — заявила она в эфире национальной радиостанции France Inter.
Максимильен Дюран подчеркивает, что Лувр может похвастаться эталонным собранием средневековых византийских работ из слоновой кости, золота и других драгоценных материалов. Здесь хранится самая большая за пределами Египта коллекция коптского искусства. Это также один из немногих музеев за пределами Армении, где можно увидеть армянские хачкары (каменные резные стелы с изображением креста) XIII века, историческое и художественное значение которых трудно переоценить.
Новый музейный отдел, согласно французскому закону о культурном наследии, должен давать консультации и предоставлять услуги экспертизы, в том числе на антикварном рынке. К кругу вопросов, которыми будут заниматься сотрудники нового отдела, будет относиться византийское и восточнохристианское искусство с III века по 1923 год, время падения Османской империи. Недавно эта часть собрания Лувра пополнилась несколькими интересными экспонатами: русской иконой XVI века, находившейся в коллекции баварской княжеской семьи Эттинген-Валлерштейн; макетом храма Гроба Господня в Иерусалиме, сделанным мастерами в Вифлееме и подаренным Людовику XIV; трехстворчатым складнем, выполненным по заказу последнего российского императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.
По словам Дюрана, хотя де Кар объявила о возрождении проекта в 2021 году, когда еще не вспыхнули конфликты на Украине, в Нагорном Карабахе и на Ближнем Востоке, современный международный контекст учитывался музеем с самого начала. «Геополитическая обстановка всегда была основополагающим фактором в вопросах культурного наследия, — говорит он, — как с точки зрения того, что мы сохраняем, так и того, что мы изучаем и что показываем публике». Например, отдел исламского искусства был учрежден после событий 11 сентября 2001 года, и его становление заняло более десяти лет. По мнению Дюрана, Лувр, в который ежегодно приходит около 9 млн человек, просто обязан «исследовать всю сложность мира».
Дейл Бернинг Сава
www.theartnewspaper.ru
24.01.2025
Ещё по теме: