RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


Секулярный мир и религиозность паломничества при основании Русской Палестины (1856–1864) по свидетельствам архим. Леонида (Кавелина)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению влияния секулярного мира на религиозность отечественного паломничества при основании Русской Палестины. В ходе исследования была выявлена проблема отсутствия описаний системы управления, установленной светскими деятелями в богоугодных заведениях, построенных при реализации Иерусалимского проекта. Свидетельства человека Церкви пролили свет на эту систему, как секулярную, способствующую увеличению массовости, но повреждению религиозности поклонничества. 

Ключевые слова: секулярный мир, Русская Палестина, Иерусалимский проект, паломничество, архимандрит Леонид (Кавелин). 

Цитирование. Глинских С. С. Секулярный мир и религиозность паломничества при основании Русской Палестины по свидетельствам архим. Леонида (Кавелина) // Церковь. Богословие. История. 2022. № 3. С. 341–348. УДК 27+93

Сведения об авторе. Глинских Сергей Станиславович, священник — настоятель прихода во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской пос. Восточный Серовского района (Россия, Екатеринбург). E-mail: glinskihs@ya.ru. 

Началу известного феномена Русской Палестины послужили в первую очередь многовековая религиозность отечественного паломничества, затем Русская духовная миссия (далее— РДМ), инициированная Министерством иностранных дел (далее — МИД) и Святейшим Синодом в 1847 и 1857 гг. с задачами духовно-нравственного назидания поклонников, а также Иерусалимский проект вел. кн. Константина Николаевича (1856–1864), увенчавшийся построением комплекса богоугодных заведений и установлением светской системы управления ими. 

Паломничество в этом контексте следует понимать в собственном первоначальном смысле этого слова. Ибо слово «паломник» произошло от латинского palma и означает «носителя пальмы», или, иначе говоря, путешественника ко Гробу Господню, несущего из своего странствия пальмовую ветвь, в память тех ветвей пальмы — ваий, которыми встречал Христа народ в Иерусалиме1 . «Паломничество представляет 

1 См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / пер. с нем.; 2-е изд., стереотип. М., 1987. Т. 3. С. 193. 

собой традиционный вид религиозной деятельности, который являет- ся путешествием верующих людей с целью посещения и поклонения святыням»2. Исходя из этого определения основным синонимом термина «паломничество» в православии является «поклонничество», а дополнительными — «странничество» и «хождение на богомолье». Соответственно, паломник может называться также поклонником, странником, путешественником и богомольцем. Традиционно странствования в Палестину, совершаемые для поклонения святым местам, освященным Спасителем и угодниками Божиими, имело целью приобщение к Божественной благодати. Для истинных богомольцев оно было подвигом и заключалось в отказе от удобств, скидывании с себя временно всех земных пут богатства. Человек при этом становился добровольным нищим и следовал завету Христа. Он, вручая себя воле Божией, не сеял, не жал, а шел к тому месту, куда влекла его вера. Там, узрев святыню и прикоснувшись к ней, странник просветлялся3. 

На Руси начало религиозного паломничества в Палестину восходит к временам просвещения верой. В начале XII в. появился у нас первый паломник-писатель, известный игумен Даниил, который составил весьма обстоятельное описание святых мест, и на протяжении последующих веков подобные труды составляли в основном служители Церкви, подвижники. К середине XIX в. число россиян, странствующих в Палестину, стало достигать 1 200 человек в год4 и паломничество, как явление зарубежное, помимо Св. Синода попало и в поле зрения МИД. В результате как с церковно-дипломатическими задачами, так и для повышения нравственности, религизности русского паломничества в 1847 г. этими двумя ведомствами в Иерусалим была послана первая РДМ5. 

В 1856 г., по завершении Крымской войны, когда правительство России наименовало бои на полуострове «войной за святые места 

2 Житенев С. Ю. Религиозный туризм и паломничество в Российской Феде- рации: состояние и перспективы развития // Православный палестинский сборник. М., 2015. № 111. С. 287.

3 См.: Бобринская В. С. Записки священника Сергия Сидорова. М., 1999. С. 98.

4 См.: Леонид (Кавелин), архим. Иерусалим, Палестина и Афон. XIV–XVI в. Константинополь, 1868. С. 1–3.

5 См.: Высочайше утвержденная инструкция МИД начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандриту Порфирию. С.-Петербург. 28 августа 1847 г. // Россия в Святой Земле. Документы и материалы. М., 2000. Т. 2. С. 26. 

Палестины», искренний интерес высших чиновников к христианским святыням передался в общество, и уже многие представители русской знати устремились посетить святые места, из-за которых лилась кровь русских солдат под Севастополем6. Тогда в 1858 г. в Палестину была направлена вторая РДМ — не только для удовлетворения религиозных потребностей сильно возросшего числа паломников, но уже и для обустройства для них церковных приютов. В ее составе был оптинский иером. Леонид (Кавелин), который перед поездкой прочитал в библиотеке монастыря почти все из написанного о Иерусалиме, выполнил для исследований список «Хождения иг. Даниила»7. За год пребывания в Палестине он составил выверенные подневные записи, сделал научные открытия, а по возвращении на родину занялся переводом и изданием всех найденных им трудов поклонников-писателей допетровского и послепетровского времени8. Его археографическое творчество увенчалось выходом в свет 8 переработанных трудов соотечественников духовного звания, 5 переводов служителей из других Православных Церквей и 9 собственных произведений по палестинской и паломнической тематикам9. В своих трудах, многократно показав возвышенность, религиозность единичного подвижнического русского паломничества, он описал и негативные тенденции его количественного роста и, как следствие, праздношатания, тунеядство, возбраняемые иерархами. Полученные знания о поклонничестве о. Леонид применил на практике на посту начальника миссии в 1864–1865 гг.10 При наведении порядка 

6 См.: Вах К. А. Фотография строителей Русских подворий в Иерусалиме в собрании видов Святой Земли епископа Порфирия (Успенского) // Иерусалимский православный семинар. М., 2011. № 2. С. 165–166.

7 См.: Дмитриевский А. А. Очерк о жизни и деятельности архимандрита Леонида (Кавелина), третьего начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, и его научные труды по изучению православного Востока // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 253. Д. 175. Л. 46, 51 об.

8 См.: Паломники-писатели Петровского и послепетровского времени или путники во Святой град Иерусалим / с объясн. к тексту прим. [и предисл.] архим. Леонида. М., 1874. С. I–IV.

9 См.: Просвирнин А., свящ. Труды архим. Леонида (Кавелина) (1822– 1891) // Богословские труды. М., 1972. № 9. С. 229–238.

10 См.: Глинских С. С. Научная деятельность архим. Леонида (Кавелина) во время становления Русской Палестины (1856–1864 гг.) и западное влияние при организации российского паломничества на православный Восток // Церковь. Богословие. История. 2021. № 2. С. 246–252. 

в среде странников, он отметил, что среди приезжающих полно праздношатающихся и желающих жить за чужой счет, и поэтому от такого «модного паломничества» вред и убыток Русской земле11. 

Такому его взгляду способствовало следующее. Поклонничеcтво привлекло внимание 2-й организации, устремившейся в Палестину помимо РДМ и без благословения Церкви. Это либеральная «партия прогресса» с упомянутым Иерусалимским проектом вел. кн. Константина Николаевича и с идеей создания агентства коммерческого Русского общества пароходства и торговли (далее — РОПиТ) в непортовом Святом граде. По поводу деятельности РОПиТ проф. А. А. Дмитриевский критично написал, что названное общество, прикрывшись в 1859 г. притягательным для русского благочеcтивого человека именем Палестинского комитета и будучи возглавляемо «великим князем Константином Николаевичем, из чисто коммерческих расчетов все дело русского паломничества в Иерусалиме решило взять в свои руки»12. Одним из основных идеологов и реализаторов упомянутого проекта был советник Б. П. Мансуров — агент РОПиТ, впоследствии создавший и свою партию, правящую на русских постройках в Святом граде. Он в 1858 г. в своем программ- ном документе, направленном на организацию русского паломничества, отметил следующее: 1) путешествия на Восток как таковые перестали быть подвигом, а беспрестанные странствования туристов установили требование обеспечения комфорта на европейских началах, как предмета первой необходимости; 2) коммерческая деятель- ность РОПиТ тесно связана с вопросами поклонничества, и общество не должно пренебрегать этой сферой материальных интересов, а вполне полноценно в него входить, покровительствовать и отыскивать свои выгоды и извлекать денежные доходы; 3) с установлением «прямых сообщений между Россией и Палестиной странствования русских к св. местам сделаются явлением постоянным и будут приносить обществу большие денежные выгоды»; 4) «в самом Иерусалиме начала все более и более являться необходимость принять меры для обеспечения положения массы приходящих туда поклонников и привлечения туда еще большего числа путешественников»; 

11 См.: Леонид (Кавелин), архим. Иерусалим, Палестина и Афон... С. 1–3.

12 Дмитриевский А. А. Очерк о жизни и деятельности... // ОР РНБ. Ф. 253. Д. 175. Л. 5.

5) РОПиТ может входить в столкновение с вопросами религиозны- ми, недосягаемыми даже для дипломатии; 6) предложение разделить богомольцев и Миссию, обязанную вести нравственный контроль за ними, расселив в разных частях города; 7) в приютах поставить настоятеля частично подчиненного агенту РОПиТ13. 

Эта опубликованная программа действий, содержащая перечисленные затеи открытой коммерциализации паломничества и предпосылки его секуляризации14, начала нести ему угрозу лишения сакрального смысла15. В 1859 г. она была раскритикована известными святителями Филаретом (Дроздовым), Феофаном (Говоровым) и другими религиозными деятелями. Но т. к. этот документ спешно, с боем был утвержден правительством и одобрен государем, агент Б. П. Мансуров и его соратники из РОПиТ взяли в свои руки сбор церковных пожертвований и постепенно забрали у РДМ дела проектирования и строительства церковных зданий в Святом граде, построив их в виде казарм. Но проблема в том, что все основные современные исследователи упомянутого Иерусалимского проекта, показывая успешные захват, ведение и окончание строительных дел, не описали установленную и годами действовавшую в поклоннических заведениях светскую систему управления16. На ее оформленный и прописанный с перспективой проект в 1863 г. сделал критические замечания свт. Филарет (Дроздов), указав главное, что РДМ с построенными странноприимными сооружениями в Иерусалиме по предмету и цели должны составлять одно17. 

13 Мансуров Б. П. Отчет о посещении Иерусалима и православных храмов. СПб., 1858. С. 3, 89, 90, 103–105, 149.

14 Секуляризация — обмирщение, перевод из сакрального (церковного) состояния в мирское (профанное), отмена церковных полномочий и установление светского контроля... См.: Руткевич Е. Д. Секуляризация // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/3546097 (дата обращения: 19.11.2021).

15 См.: Житенев С. Ю. Религиозный туризм... С. 4.
 
16 См.: Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М., 2006. С. 109–112; Вах К. А. Как начиналась Русская Палестина. Иерусалим в письмах Б. П. Мансурова и В. И. Доргобужинова. 1858–1860 гг. // Иерусалимский православный семинар. М., 2017. № 7. С. 111–121.

17 См.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам Православной Церкви на Востоке. СПб., 1899. С. 398–406, 420.

Но на деле оказалось иначе. В 1864 г. архим. Леонид (Кавелин), ставший начальником миссии, откровенно и достоверно описал: во-первых, систему управления, установленную Б. П. Мансуровым, при которой каждое отдельное здание или заведение русских построек стало представлять род «удельного княжества» с особыми правами и возможностями для произвола светских ставленников этого советника; во-вторых, пренебрежение Б. П. Мансуровым и его сотрудниками благочестием в среде паломников ради их количества, и как следствие, разрастание в ней антицерковных явлений: торговли водкой и пьянства, скандалов и драк, сводничества и блуда в женском приюте, индульгенций и платных постригов россиян и того, что из тысячи мнимых богомольцев едва 1/10 часть заслуживала это почетное звание. В-третьих, о. Леонид поведал, что при исполнении своих пастырских обязанностей по наведению нравственного порядка в местах проживания паломников он столкнулся с интригами агентов партии Б. П. Мансурова, организовавших бунт в Миссии и добившихся его перевода ради удержания своего правления18. 

В итоге это исследование, произведенное в основном на материале свидетельств достаточно авторитетного автора — о. Леонида (Кавелина), но не претендующее на окончательность, показывает, что по самому своему определению паломничество религиозно изначально. На Руси оно хранилось и описывалось подвижниками, веками давая плоды благочестия Церкви и родине. В середине XIX в. поклонничество привлекло внимание МИД и Св. Синода без ущерба для его религиозности, но после Крымской войны в это церковное дело без благословения вмешался дух секуляризма в лице партии прогресса и Б. П. Мансурова. Он своим захватом пожертвований, проектов и строительства церковных учреждений, удержанием власти в богоугодных заведениях, стремлениями коммерциализации поклонничества и превращения его в доходный туризм, пренебрежением благочестием в среде странников ради их численности и удалением человека Церкви, особо подготовленного для окормления богомольцев, — способствовал развитию комфортности и массовости паломничества, но навредил его религиозности при основании Русской Палестины. 

18 См.: Письмо архим. Леонида А. С. Норову // ОР РНБ. Ф. 531. Д. 427. Л. 36 об., 38 об.; Львов А. Н. Письма духовных и светских лиц митр. Филарету. СПб., 1900. С. 644–648.

Источники и литература 

1. Бобринская В. С. Записки священника Сергия Сидорова. М., 1999.

2. Вах К. А. Как начиналась Русская Палестина. Иерусалим в письмах Б. П. Мансурова и В. И. Доргобужинова. 1858–1860 гг. // Иерусалимский православный семинар. М., 2017. № 7. С. 111–256.

3. Вах К. А. Фотография строителей русских подворий в Иерусалиме в собрании видов Святой Земли епископа Порфирия (Успенского) // Иерусалимский православный семинар. М., 2011. № 2. С. 163–176.

4. Высочайше утвержденная инструкция МИД начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандриту Порфирию. С.-Петербург. 28 августа 1847 г. // Россия в Святой Земле. Документы и материалы. М., 2000. Т. 2. С. 25–27.

5. Глинских С. С. Научная деятельность архим. Леонида (Кавелина) во время становления Русской Палестины (1856–1864 гг.) и западное влияние при организации российского паломничества на православный Восток // Церковь. Богословие. История. 2021. № 2. С. 246–252.

6. Житенев С. Ю. Религиозный туризм и паломничество в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Православный палестинский сборник. М., 2015. № 111. С. 285–301.

7. Леонид (Кавелин), архим. Иерусалим, Палестина и Афон. XIV–XVI в. Константинополь, 1868.

8. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М., 2006.

9. Львов А. Н. Письма духовных и светских лиц митр. Филарету. СПб., 1900.

10. Мансуров Б. П. Отчет о посещении Иерусалима и православных храмов. СПб., 1858.

11. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 253. Д. 175; Ф. 531. Д. 427.

12. Паломники-писатели Петровского и послепетровского времени или путники во Святой град Иерусалим / с объясн. к тексту прим. [и предисл.] архим. Леонида. М., 1874.

13. Просвирнин А., свящ. Труды архим. Леонида (Кавелина) (1822–1891) // Богословские труды. М., 1972. № 9. С. 229–238.

14. Руткевич Е. Д. Секуляризация // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/3546097 (дата обращения: 19.11.2021).
 
15. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам Православной Церкви на Востоке. СПб., 1899.

16. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем.; 2-е изд., стереотип. М., 1987. Т. 3.  

Priest Sergey S. Glinskikh
Secular World and the Religiosity of Pilgrimage at the Foundation of Russian Palestine (1856–1864) According to Testimony of Archimandrite Leonid (Kavelin)
Abstract. The article is devoted to the consideration of the secular world influence on the religiosity of the Russian pilgrimage at the beginning of the Russian Palestine phenomenon. In the course of the study, the problem of a lack of descriptions of the management system established by secular figures in the charitable institutions built during the implementation of the Jerusalem project was revealed. The testimonies of the unsecular man of the Church have shed light on this system as a secular one, which contributed to increasing mass character, but damaged the religiosity of the pilgrimage.
Keywords: Secular world, Russian Palestine, Jerusalem project, pilgrimage, archimandrite Leonid (Kavelin).
Citation. Glinskikh S. S. Sekuliarnyi mir i religioznost’ palomnichestva pri osnovanii Russkoi Palestiny po svidetel’stvam arkhim. Leonida (Kavelina) [Secular World and the Religiosity of Pilgrimage at the Foundation of Russian Palestine (1856–1864) According to Testimony of Archimandrite Leonid (Kavelin)]. Tserkov’. Bogoslovie. Istoriia — Church. Theology. History, 2022, no. 3, pp. 341–348.
About the author. Glinskikh Sergey Stanislavovich, Priest — Rector of the Parish of the New Martyrs and Confessors of the Russian Church in the village of Vostochny, Serov diocese (Russia, Ekaterinburg). E-mail: glinskihs@ya.ru.

Церковь. Богословие. История. 2022. № 3 

Глинских С.С., священник

Тэги: традиции паломничества, Леонид (Кавелин), Мансуров Б.П., подворья ИППО

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню