Монастыри России на полотнах русских художников
Монастыри появляются на Руси сразу после принятия христианства. Хотя слово «монастырь» переводится с греческого как «уединенное жилище», помимо таких уединенных уголков для молитвы на Руси появилось несколько крупных духовных монашеских центров, которые сыграли важную роль в культурной, политической и хозяйственной жизни России. За советом к старцам, для поклонения святыням в обители устремлялись многочисленные богомольцы всех сословий и находили там утешение и поддержку. Неудивительно, что монастыри привлекали к себе творческих людей, а художников интересовала не только внутренняя сторона монашеской жизни, но и эстетическая, они любовались архитектурой храмов и пытались посредством кисти и красок сохранить и передать свои впечатления современникам и потомкам. Благодаря этому, мы можем погрузиться в мир, исчезнувший в потоке времени.
Троице-Сергиевой лавре посвящена отдельная подборка >>>
Великая церковь Киево-Печерской лавры.
Верещагин Василий Петрович (1835 - 1909). 1905 г. Холст, масло.
Государственный Владимиpо-Суздальский историко-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
В соборе Почаевской лавры.
Шевченко, Тарас Григорьевич (1814-1861). 1846 г. Бумага, акварель. 37 x 28.
Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Никитский монастырь в Москве.
Якунчикова-Вебер, Мария Васильевна (1870-1902). 1899 г. Бумага, акварель, 49х60.
Частное собрание
Не позднее 1534 года на месте будущего Никитского монастыря была построена из итальянского кирпича церковь великомученика Никиты у Ямского двора с Введенским приделом. При этой церкви в 1582 году боярином Никитой Романовым (дедом царя Михаила Фёдоровича) основан Никитский монастырь. В 1682 году монастырь был опустошён пожаром, после чего пострадавшая церковь Никиты была основательно перестроена и расширена (например, заново возведён Введенский придел). В 1767 году к обители была приписана стоявшая неподалёку деревянная Дмитриевская церковь, после пожара 1629 года выстроенная в камне. Никитский монастырь сильно пострадал в 1812 году: ценности обители были разграблены и выгорели все строения, кроме Дмитриевской церкви. Обитель была восстановлена на частные пожертвования. Монастырь был закрыт в 1920-х годах, а в 1930-33 годах - разобран при строительстве на этом месте здания Никитской электроподстанции метро. Сохранились лишь небольшой фрагмент монастырской ограды и один корпус келий. На картине изображены церковь Дмитрия Солунского (XVII—XVIII века) и церковь великомученика Никиты (1682). До революции в монастыре хранилась священная реликвия — частица пальца св. Никиты.
Вид на Новоспасский монастырь и Крутицкое подворье от Москвы-реки.
Бакарев, Алексей Никитич (1762/6-1817). 1800-1801 гг. Бумага, акварель, тушь, перо, 35х50 см.
Государственный исторический музей, Москва
Страстной монастырь в Москве.
Яковлев, Борис Николаевич (1890 - 1972). 1917 г. Холст, масло. 72 x 72.
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Инв. номер: Ж-1197
Страстной женский монастырь был основан в 1654 году в Земляном городе у ворот Белого города в Москве. С 1919 года в монастыре размещались различные организации, включая Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР. В 1937 году все постройки обители снесли. На месте разрушенного Страстного монастыря стоит памятник Александру Пушкину
Вид Ивановского монастыря, Москва.
Лансере, Евгений Евгеньевич (1875 - 1946). 1923 г. Холст, масло. 48 x 70 см
Частное собрание
Алексеевский монастырь в Москве (Преображенский собор).
Рабус, Карл Иванович (1800-1857). 1838 г.
Алексеевский женский монастырь. Вид на Спасо-Преображенский собор монастыря.
Рабус, Карл Иванович (1800-1857). 1838 г.
Алексеевский (или Алексеевскоо-Зачатьевский) женский монастырь с постройками и кладбищем в старинном московском урочище Чертолье был снесен, чтобы освободить место под строительство главного храма России - храма Христа Спасителя. Художник сделал зарисовку строений монастыря перед его сносом. Преображенский собор монастыря был построен в 1634 году взамен деревянного храма, сгоревшего в пожаре 10 апреля 1629 года. Самое раннее описание собора сделал А.Ф. Малиновский: «…посреди
ограды две соборные церкви … невысокие, старинной простой архитектуры,
обе с пирамидальными осьмиугольными возвышениями одинаковой величины, в
готическом вкусе украшенными. Колокольня снизу четвероугольная,
обширная, повершается в виде небольшой пирамиды, несоразмерной с
основанием ее».
Первоначально монастырь был основан в Хамовниках в 1360-е гг., но был уничтожен пожаром в 1547 году и возобновлён ближе к центру города, в Чертолье. На старом месте позднее был вновь устроен Зачатьевский монастырь.
Вид на Симонов монастырь.
Рабус, Карл Иванович (1800-1857).
Симонов Успенский мужской монастырь, основанный в XIV веке преподобным Фёдором в Даниловском районе Москвы, являлся одним из самых крупных и богатых монастырей столицы. В XVI—XVII веках входил в пояс укреплений, защищавших подступы к городу с юга. В 1923 году обитель упразднили. В 1929 году территорию монастыря выбрали для строительства Дворца культуры Пролетарского района. В ночь на 21 января 1930 года были взорваны постройки обители. Снесли пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольню, надвратные храмы, Сторожевую и Тайницкую башни с прилегающими к ним постройками. В ходе сноса уцелели южная стена с тремя башнями, трапезная с Тихвинской церковью и некоторые служебные постройки. На месте уничтоженного некрополя в 1937-м воздвигли Дворец культуры ЗИЛа. В 1991 году монастырь был передан Русской православной церкви, в отреставрированной трапезной возобновлены богослужения.
Вид Симонова монастыря близ Москвы.
Маковская, Александра Егоровна (1837-1915). 1888 г.
Вид Новодевичьего монастыря.
Рабус, Карл Иванович (1800-1857). 1829 г.
Новодевичий Богородице-Смоленский женский монастырь расположен на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы). Он основан великим князем Василием III в 1524 году в честь главной святыни Смоленска - Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI—XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества. Действующий монастырь находится в совместном ведении Русской православной церкви и Государственного исторического музея.
Новодевичий монастырь.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1890 г. Холст, масло. 45 x 64.
Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко
Новодевичий монастырь. Вид центральной части ансамбля.
М.М. Казаков (сын архитектора М.Ф. Казакова). Лист из четвертого альбома казенных строений М.Ф. Казакова. Бумага, тушь, акварель, 49,9 × 66.
Внизу справа подпись тушью: "Снималъ и рисовалъ Архитекторской 1го Класса Помощникъ Матвей Казаковъ". Под рисунком надпись тушью "Видъ с северо-восточной стороны внутри новодевичьяго въ Москве Монастыря".
ГНИМА РI-275/2
М.Ф. Казаков в 1790-х гг. принимал участие в восстановлении монастыря после пожара. Возможно, тогда же вид монастыря выполнил его сын Матвей, получивший в 1798 году в возрасте 17 лет звание архитекторского помощника.
У Новодевичьего монастыря весной.
Юон Константин. 1900 г. Бумага на картоне, акварель, белила 71,7х55.
Государственная Третьяковская галерея
Соперницы.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1932 г. Холст, масло. 78 x 75 см
Калужский областной художественный музей
Девушки изображены на фоне Новодевичьего монастыря
Москва. У стен Новодевичьего монастыря.
Матвеев Н.С. (1855-1939). 1905 г. Картон, акварель, белила, 48,2х33,7.
Государственный исторический музей. Инв.№ ИР 337
Новодевичий монастырь.
Машков, Илья Иванович (1881 - 1944). 1912-1913 гг. Холст, масло. 93 x 126.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Новодевичий монастырь. Собор.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1926 г. Холст, масло.
Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова, Москва
Новодевичий монастырь. Башни.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1926 г. Холст, масло. 59 x 78.
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Кирилло-Белозерский монастырь.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1915 г. Картон, акварель. 48 x 66.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Скит.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1901 г. Холст, масло. 56 x 74.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Симонов монастырь. Облака и золотые купола.
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1927 г. Холст, масло. 79 x 62.
Частное собрание
Валдайский монастырь.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1901 г. Холст, масло.
Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского
Муромские монастыри.
Куликов, Иван Семенович (1875 - 1941). 1914 г.Холст, масло
Дом-музей И.С.Куликова, Муром
Монастырь во Пскове.
Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка»
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1920 г. олст, масло 89,5 х 135
Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских, Лондон
Воскресенский монастырь в Угличе.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1904 г. Дерево, масло. 46 x 83.
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Углич. Крыльцо церкви Иоанна Предтечи.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1904 г. Фанера, масло.
Суздаль. Монастырь Александра Невского.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1903 г. Фанера, масло.
Суздаль. Стены Спасско-Евфимиева монастыря.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1903 г. Фанера, масло. 30 x 40.
Смоленск. Крыльцо женского монастыря.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1903 г. Холст, масло. 51 x 79.
Смоленск. Крыльцо женского монастыря.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1903 г. Фанера, масло.
Печоры. Большая звонница.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1903 г. Фанера, масло. 83 x 31.
Печоры. Монастырские стены и башни.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1903 г. Фанера, масло. 30 x 40 см
Печоры. Монастырские стены и башни.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1903 г. Фанера, масло. 31 x 41.
Внутренний двор Печорского монастыря.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1903 г. Фанера, масло. 30 x 40.
Частное собрание
Печоры. Ризница.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1903 г. Фанера, масло. 39 x 30.
Кострома. Башня Ипатьевского монастыря.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1903 г. Фанера, масло.
Ипатьевский монастырь в зимнюю ночь.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1870-е. Бумага, масло. 17 x 23.
Эскиз декорации для постановки оперы М.И.Глинки "Жизнь за царя"
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва
Ипатьевский монастырь близ Костромы.
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). 1861 г. Холст, масло. 55 x 90.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Входная дверь в Ипатьевский собор в Костроме.
Верещагин, Василий Васильевич (1842-1904). 1890 г. Холст, масло, 35 х 27
Частная коллекция
Ипатьевский монастырь близ Костромы.
Петровичев, Петр Иванович (1874 - 1947). 1912 г. Холст, масло. 35 x 89.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Монастырь.
Петровичев, Петр Иванович (1874 - 1947). Картон, масло. 20 x 28.
Национальная галерея республики Коми, Сыктывкар
В ожидании парома.
Петровичев, Петр Иванович (1874 - 1947). 1914 г. Холст, масло. 35 x 81.
Частное собрание
Вид Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.
М.М. Казаков (сын архитектора М.Ф. Казакова). Лист из четвертого альбома казенных строений М.Ф. Казакова. Бумага, тушь, акварель, 49,8 × 66,2.
Внизу справа подпись тушью: "Снималъ и рисовалъ Архитекторской 1го Класса Помощникъ Матвей Казаковъ". Под рисунком надпись тушью "Видъ соборной церькви воскресенскаго Монастыря".
ГНИМА РI-275/14
Вид Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.
В.М. Казаков. 1792 г. Бумага, тушь, перо, 48 × 62,8.
Внизу посередине подпись тушью: "Снималъ и рисовалъ архитектора м.казакова сынъ, василей казаковъ въ iюле 1792 году".
Внизу посередине надпись тушью: "Видъ съ восточной стороны изъ большихъ воротъ соборной церкви въ монастыре, имянуемомъ новый Iерусалимъ, от Москвы въ 45 верстахъ: 1е большой куполъ надъ гробом Господнимъ, 2е соборная церковь воскресенiя Господня, 3е подъ зеемельная церковь обретенiе креста Господня, 4е колокольня, 5е настоятельскiя и братскiя кельи
ГНИМА РI-276
Торжественная встреча императрицы Елизаветы Петровны в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре.
М.Ф. Казаков. 1790-е гг. Офорт.
Церкви. Новый Иерусалим.
Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 - 1943). 1917 г.
Ворота с башней. Новый Иерусалим.
Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 - 1943). 1917 г. Холст, масло. 101 x 98.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Монастырь.
Кондратенко, Гавриил Павлович (1854 - 1924). Открытка
Тихая обитель.
Кондратенко, Гавриил Павлович (1854 - 1924).
Летний пейзаж. Вид на монастырь.
Кондратенко, Гавриил Павлович (1854 - 1924). 1880-е. Холст на картоне, масло
Частное собрание
Вид монастыря.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). 1933 г. Холст, масло. 80 x 109.
Частное собрание
Звонница Псково-Печерского монастыря (XVI в.).
Маковский, Александр Владимирович (1869 - 1924). 1911 г. Холст, масло. 40 x 55.
Запорожский художественный музей, Украина
Инв. номер: Ж-444
Псково-Печерский монастырь. Звонница. Купола Успенского кафедрального собора.
Виноградов, Сергей Арсеньевич (1870 - 1938). 1928 г. Холст, масло.
Местонахождение неизвестно
Древние стены. Псково-Печерский монастырь.
Виноградов, Сергей Арсеньевич (1870 - 1938). 1928 г. Холст, масло.
Местонахождение неизвестно
Печеры. Монастырь.
Виноградов, Сергей Арсеньевич (1870 - 1938). 1928 г. Бумага, пастель 32,8х49
Частное собрание, Москва
Печеры.
Виноградов, Сергей Арсеньевич (1870 - 1938). 1928 г. Бумага, графитный и цветные карандаши, 44,3х33
Частное собрание, Москва
Нищие. Псково-Печерский монастырь.
Виноградов, Сергей Арсеньевич (1870 - 1938). 1928 г. Холст, масло.
Местонахождение неизвестно
Крестный ход в Псково-Печерском монастыре.
Николай Васильевич Харитонов. 1900 г. Холст, масло, 63,5 x 80.
Внизу слева подпись "Н. Харитонов"
Частная коллекция, Лондон
www.ruzhnikov.com
Псков. Печерский монастырь
Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч
Монастырь в Путивле.
Левченко, Петр Алексеевич (1856 - 1917). 1905 г. Холст, наклеенный на картон, масло. 26 x 22.
Донецкий областной художественный музей
Инв. номер: ж-324
Спасо-Прилуцкий монастырь.
Антонина Антоновна Маковская (Плевако/Жук). 1918 г. Масло, картон.
Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь основан в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким.
Без названия (Монастырские стены и башня).
Антонина Антоновна Маковская (Плевако/Жук). Начало XX века. Масло, картон.
Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад
В 1914 году художница - ученица Николая Рериха - осуществила поездку по русскому Северу с целью зарисовки храмов и монастырей.
Изображен Соловецкий монастырь, Поваренная башня с Поваренными воротами.
Скит в лунную ночь.
Крыжицкий, Константин Яковлевич (1858–1911). 1898 г. Холст, масло. 106 x 69 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде.
Крыжицкий, Константин Яковлевич (1858–1911). 1895-98 гг. Холст, масло, 31,4х45.
Архангельский областной музей изобразительных искусств. Ж–3752 АОМИИ
В зале музея размещен замечательный пейзаж Константина Яковлевича Крыжицкого, русского художника-пейзажиста, академика Императорской Академии художеств, с изображением одного из святых мест России – Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Саввино-Сторожевский монастырь — православный монастырь Московской епархии. Основанный в конце XIV века, он расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода Московской области. Некоторые историки утверждают, что царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Существует легенда, что святой Савва спас от неминуемой гибели охотившегося поблизости царя Алексея Михайловича. Не менее удивительна история, связанная с Евгением Богарне, пасынком Наполеона. В ночь с 30 на 31 августа 1812 года отряд французов под командованием принца Богарне подошел к стенам монастыря и расположился лагерем на ночлег. Во сне принцу явился старец и сказал: «Прими меры, чтобы сохранить монастырь от разграбления, и тогда ты будешь одним из немногих, кто возвратится на родину здравым и невредимым, а потомки твои будут служить России». Войдя на следующий день в монастырь, Богарне увидел на стене изображение того самого старца и узнал, что это покровитель монастыря святой Савва, бывший некогда иноком в обители. Богарне выполнил просьбу старца. Он вернулся во Францию, стал другом Александра I, а его сын женился на великой княгине Марии Николаевне. izi.travel
Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом.
Каменев, Лев Львович (1831 - 1886). 1860-е. Холст, масло. 61 x 104.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Москва
Саввино-Сторожевский монастырь.
Каменев, Лев Львович (1831 - 1886). 1880-е. Холст, масло. 49 x 84.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: Ж-15
Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород.
Каменев, Лев Львович (1831 - 1886). Холст, масло. 62 x 137.
Томский областной художественный музей
Пробуждение природы (Ранняя весна)
Жуковский, Станислав Юлианович (1875 - 1944). 1898 г. Холст, масло, 39,5 x 58
Собрание Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
На картине изображены часть стены и башня Саввино-Сторожевского Звенигородского монастыря
Стены Саввино-Сторожевского Звенигородского монастыря.
Жуковский, Станислав Юлианович (1875 - 1944). 1910-е. Холст, масло. 42 x 63 см
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.
Вечерние лучи.
Жуковский, Станислав Юлианович (1875 - 1944). 1901 г.
Частная коллекция
Саввинский скит. Звенигород.
Жуковский, Станислав Юлианович (1875 - 1944). 1910 г. Холст, масло, 41 х 46
Частная коллекция
Саввино-Сторожевский монастырь.
Якунчикова-Вебер, Мария Васильевна (1870-1902). Конец 1880-х — начало 1890-х. Холст, масло, 59,5х41
Частное собрание
Вид с колокольни Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода.
Якунчикова-Вебер, Мария Васильевна (1870-1902). 1898 г. Фанера, масло 52х48,3
Частное собрание
Паперть Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.
Якунчикова-Вебер, Мария Васильевна (1870-1902). Начало 1890-х Бумага, гуашь 49,7х64,9 Государственный Русский музей
Монастырские ворота. Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода.
Якунчикова-Вебер, Мария Васильевна (1870-1902). 1897 г. Холст, масло, 63,6х49,3
Государственная Третьяковская галерея
Трапезная бывшего Саввина монастыря в Звенигороде.
Неизвестный художник. 1938 г. Масло, картон.
Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад
Летняя внутренняя панорама Саввино-Сторожевского мужского монастыря. Справа вход в Царицыны палаты (XVII в.). Левее - надвратная церковь Троицы Живоначальной.
Въездные ворота Саввинского монастыря близ Звенигорода.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1884 г. Литография с тоном. 17 x 24.
Литографии в журнале "Россия" (М., 1884). Художественное приложение к № 30 (иллюстрация к статье Н.П. Бочарова "Подмосковная Швейцария" в № 28)
Государственный Литературный музей, Москва
Инв. номер: КП 41567
Вид на Саввино-Сторожевский монастырь (Монастырские ворота и ограда).
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1884 г. Бумага, графитный карандаш. 6 x 11.
Рисунок использован для декорации "Ипатьевский монастырь" к опере М.И. Глинки "Жизнь за царя" для Частной оперы С.И. Мамонтова (1885).
Акварельный эскиз декорации (1885) - в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: Р-559
Монастырские стены и ворота.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1885 г. Бумага, акварель, белила. 23 x 36.
Эскиз декорации к опере М.И.Глинки "Жизнь за царя"
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва
Монастырь на реке.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1890-е. Холст, масло. 56 x 73.
Частное собрание
Вечерний звон.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1892 г. Холст, масло. 87 x 107.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. номер: 5663
Вариант картины "Тихая обитель". Первоначальное название произведения - "Монастырь под праздник". Этюд для картины под названием "Вечер", исполненный в 1891 году, находится в частном собрании (Чехия).
Пейзаж с монастырем.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1890-е. Холст, масло.
Частное собрание
Кривоозерский монастырь.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1890-1895 гг. Бумага, графитный карандаш. 9 x 31 см
Рисунок, связанный с работой над картиной "Тихая обитель" (1890, ГТГ, инв. Ж-584).
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 25233/31 об.-32
Тихая обитель.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1890-1895 гг. Бумага, графитный карандаш. 15 x 9 см
Набросок к картине "Тихая обитель". Лист из альбома. Рисунок, связанный с работой над картиной "Тихая обитель" (1890, ГТГ, инв. Ж-584).
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 25233/35
Монастырь с пятиглавой церковью.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1890-1895 гг. Бумага, графитный карандаш. 9 x 15 см
Лист из альбома. Рисунок, связанный с работой над картиной "Тихая обитель" (1890, ГТГ, инв. Ж-584)
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 25233/1
Тихая обитель.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1890-1895 гг. Бумага, графитный карандаш. 9 x 15 см
Эскиз к картине "Тихая обитель". Рисунок, связанный с работой над картиной "Тихая обитель" (1890, ГТГ, инв. Ж-584).
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 25233/34 об.
Тихая обитель.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1890 г. Дерево, масло. 9 x 16 см
Этюд к одноименной картине
Частное собрание
Тихая обитель.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1890 г. Холст, масло. 87 x 108 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: Ж-584
Вифания, или Спасо-Вифанский училищный монастырь.
Мастерская А.Ф. Алексеева, А.М. Кунавин (?). 1800-е.
Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш, чернила, кисть, перо. 33,8х41
Государственный Исторический музей
Спасо-Вифанский монастырь (Вифанский в честь Преображения Господня) — бывший мужской православный монастырь в Сергиевом Посаде (первоначально, в 1783-1797 годах, скит Троице-Сергиевой лавры). Название «Вифания» дано по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской. При монастыре действовала Вифанская духовная семинария.
Спасо-Вифанский монастырь. Собор Преображения. Внутренний вид.
Неизвестный художник. 1860 г.
Стена алтаря нижнего храма, названного в память воскрешения Лазаря, была сделана в виде пещеры, т.к. именно в пещере по иудейскому обычаю был погребен праведный Лазарь. Над пещерой возвышалась евангельская "гора Фавор". Она была устлана мхом, украшена кустарниками и фигурками зверей. Вершину горы венчал алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Такое необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам зримо представить два события Нового Завета – Воскрешение Лазаря и Преображение Господне.
Вид на Смольный монастырь с Большой Охты.
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). 1851 г. Холст, масло. 118 x 168.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Смольный монастырь. Закат солнца.
Айвазовский, Иван Константинович (1817 - 1900). 1847 г. Холст, масло. 42 x 60.
Частное собрание
Смольный монастырь.
Айвазовский, Иван Константинович (1817 - 1900). 1849 г. Холст, масло. 40 x 58.
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского
Печерский монастырь под Нижним Новгородом.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1871 г. Холст, масло. 101 x 131.
Нижегородский государственный художественный музей
Печерский монастырь под Нижним Новгородом.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1871 г. Холст, масло. 45 x 90.
Частное собрание
Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде.
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). Бумага, графитный карандаш. 28 x 42.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Монастырь на берегу реки
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). Бумага, сепия, кисть. 16 x 25.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Монастырь над рекой.
Поленов, Василий Дмитриевич (1844 - 1927). 1898 г. Холст, масло. 24 x 40.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
Инв. номер: Ж-8
Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове.
Поленов, Василий Дмитриевич (1844 - 1927). 1860 г. Бумага, карандаш. 20 x 28.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Монастырь.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). Холст на картоне, масло. 32 x 20.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, Тульская обл.
Монастырь.
Маковский, Александр Владимирович. 1910 г.
Антониево-Сийский монастырь. Церковь Благовещения.
Маковский, Александр Владимирович. 1912 г. Бумага на картоне, темпера 48 х 63.
Собрание Р. Д. Бабичева
Сийский монастырь.
Грабарь, Игорь Эммануилович (1871 - 1960). 1920 г. Бумага на картоне, масло. 47 x 61.
Частное собрание
Вид Георгиевского монастыря.
Айвазовский, Иван Константинович (1817 - 1900). 1858 г. Бумага, сепия, графитный карандаш. 14x21.
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Инв. номер: Р-5026
Вид Святогорского Успенского монастыря на реке Северский Донец.
Репин, Илья Ефимович (1844 - 1930).1880 г. Холст, масло. 62 x 37 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Часовня Святогорского монастыря.
Зарубин, Виктор Иванович (1866 - 1928). Холст, масло. 53 x 66 см
Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Украина
В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом.
Шишкин, Иван Иванович (1832 - 1898). 1879 г. Холст на картоне, масло. 37 x 52 см
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Инв. номер: 170-Ж
У скита.
Шишкин, Иван Иванович (1832 - 1898). 1876 г. Бумага, графитный карандаш. 31 x 23 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
У монастыря.
Шишкин, Иван Иванович (1832 - 1898). 1870 г. Холст, масло
Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Украина
На острове Валааме.
Шишкин, Иван Иванович (1832 - 1898). 1881 г. Холст, наклеенный на картон, масло. 34 x 50 см
Симферопольский художественный музей
У церковной ограды. Валаам.
Шишкин, Иван Иванович (1832 - 1898). 1867 г. Холст, масло. 92 x 138 см
Частное собрание
В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря.
Васильев, Федор Александрович (1850 - 1873). 1867 г. Холст, масло. 43 x 67 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
На Валааме.
Джогин, Павел Павлович (1834 - 1885). 1865 г. Холст, масло. 40 x 62 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Свято-Духов монастырь в Вильне.
Трутнев,
Иван Петрович (1827–1912). Из альбома «Памятники русской
старины в западных губерниях», изданного П. Н. Батюшковым.
На рисунке на заднем фоне изображен Виленский православный Свято-Духов монастырь (вид со стороны городской стены). Свято-Духовский мужской монастырь учрежден иноками православного Троицкого монастыря при церкви Святого Духа. Троицкий монастырь был основан на месте казни виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в дубовой роще на окраине Вильны. Казнь была совершена в 1347 году, а через два года православные выпросили себе для молитвы святую горку и построили на ней деревянную Троицкую церковь. В 1609 году Троицкий монастырь был отнят у православных униатами, и братия вынуждены были перебраться к церкви Святого Духа, построенной близ Троицкого монастыря в 1597 году. Когда город заняли поляки в 1661 году Свято-Духов монастырь стали обвинять в измене, в пособничестве Москве. Обитель оскудевала братией, но при ней продолжала существовать школа. Монастырь пользовался поддержкой со стороны Петра I, который дал монастырю жалованные грамоты и льготы. Во время страшного пожара в 1749 году Свято-Духов монастырь сгорел полностью, за исключением маленькой девичьей церкви. Русское правительство отпустило на возобновление церкви 6000 рублей. Последнее жестокое надругательство над монастырем поляки-католики совершили в 1794 году, ограбив его. Возрождение обители началось с 11 августа 1794 года, когда Вильна стал губернским городом Российской империи. Современный вид сохраняет после реконструкции 1873 года, при которой Свято-Духовская церковь была перестроена по образцу православного храма, так как ранее походила на костел.
Чебоксары. Монастырь.
Архангельский Дмитрий Иванович (1885-1979). 1921 г.
Монастырский сад.
Светославский, Сергей Иванович (1857-1931). 1880-е. Холст, масло.
Луганский областной художественный музей
Монастырская башня.
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904). Холст на картоне, масло, 30 х 18.
Частная коллекция
Галангский монастырь.
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904). 1870-е. Холст, масло
Скит.
Коровин, Константин Алексеевич (1861 - 1939). 1912 г. Холст на картоне, масло. 51 x 61 см
Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского "Хованщина"
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва
Скит.
Волков, Ефим Ефимович (1844 - 1920). 1889 г. Холст, масло. 101 x 91 см
Сочинский художественный музей