RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


Сельский храм в картинах русских художников

Сельский храм отличает от городского открытость пространства. Он не застроен другими многоэтажными зданиями и с любовью вписан в окружающий деревенский пейзаж, его видно издалека среди лугов и полей. Устремленные в небо купола и кресты как будто осеняют окружающие просторы. До революции наличие церкви обычно отличало деревню от села. В крупных селениях могла быть и не одна церковь. Зачастую эти церкви строились прихожанами и не всегда отличались особой изысканностью архитектуры в отличие от храмов в богатых сельских имениях, дворцово-парковых ансамблях, принадлежавших знатным фамилиям. Такие церкви выделялись особым архитектурным стилем и богатым убранством, что удачно подчеркивалось красотами природы, т.к. храмы зачастую вписывались в парковый ландшафт.


Вид села Варварина.
Репин, Илья Ефимович (1844 - 1930). 1878 г. Холст, масло, 53,5 × 88 см.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
Поступление: в ГМИИ с 1986 (дар И.С. Зильберштейна, Москва)
Инв. ГМИИ МЛК ЖР-71

Село расположено на берегу реки Колокши в 7 верстах от уездного города Юрьев-Польский Владимирской губернии. Варварино — одно из древнейших селений в Юрьевском уезде; исторические известия о нем относятся к началу XIV в. Каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1772 году средствами владельца села г-на Лихарева на месте деревянной церкви, которая в свою очередь была построена вместо другой деревянной церкви, уничтоженной пожаром. Одновременно построена каменная колокольня. В 1879 году прихожане на свои средства построили каменную ограду. В 1960-е гг. храм был снесен.
Илья Репин побывал в Варварине в августе 1878 года по заданию Павла Третьякова, который поручил художнику написать для своей галереи портрет общественного деятеля, публициста и славянофила Ивана Аксакова, пребывавшего в Варварине в ссылке после своей знаменитой речи в Славянском комитете, осуждавшей решения Берлинского конгресса.. Это место он выбрал сам, селом владела сестра его жены Екатерина Тютчева. Репин за три дня написал портрет, и влюбившись в окружающий пейзаж, запечатлел на холсте вид села и подарил его обитателям усадьбы.
И.С. Аксаков писал хозяйке имения: «Репин в таком восхищении от Варварина и его видов, что воспользовался свободным днем, чтобы набросить на память нам один из видов. К сожалению, у него не было акварельных красок или цветных карандашей, а, к еще большему сожалению, погода, сначала солнечная, обратилась в пасмурную, потом в холодную, с дождем и ветром. Тем не менее он под дождем и ветром, прямо на полотне масляными красками, широкою талантливою кистью перенес прелестный вид, тебе, может быть, и неизвестный: это снизу, недалеко от берега реки, влево от мостков, где моют бельё и стояла купальня, перейдя луг из рощи, поднимающейся вверх по горе, где дорожка на мельницу, через воду и часть сада видна вся церковь и часть рябин бывшей пушкинской усадьбы» (письмо хранится в Юрьев-Польском музее).
Картина хранилась в семье Тютчевых, а затем попала в собрание И.С. Зильберштейна, который незадолго до смерти передал ее в созданный по его инициативе отдел личных коллекций Пушкинского музея.


Церковь Владимирской Богоматери в Быково.
А. Н. Бакарев. 1804 г.  Бумага, акварель. 45,5 мм x 59 мм.
Внизу под изображением имеется надпись: «Вид церкви въ Селе Быкове Марьино тожъ поколоменской дороге растояниемъ отъ Москвы 25 вёрстъ». Ниже, слева: «1804-го года апреля… дня кончено». Справа: «рисовал А.Бакаревъ».
Государственный Исторический музей, Москва
Передана в 1905 году как дар по завещанию известного мецената и коллекционера А.П. Бахрушина
Архитектор А.Н. Бакарев изобразил на своем рисунке реку и горы, что могло символизировать сакральные пространства, некое подобие Святой Земли.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери на территории усадьбы Воронцова-Дашкова Московского уезда у озера Баклан, в то время принадлежавшей генерал-аншефу Михаилу Измайлову, построена в 1783 году в псевдоготическом стиле взамен обветшавшей Христорождественской церкви и колокольни. По стилистическим особенностям проект приписывается Василию Баженову, но точное имя автора этого шедевра архитектуры неизвестно.
Храм имеет два этажа. Снаружи церковь облицована белым камнем. Овальная в плане, с двумя симметричными башнями со шпилями и стрельчатыми арками, она сохраняет связь с древнерусской архитектурой и с классицистическими традициями. По этому поводу И. Е. Путятин писал: «При единовременном восприятии фасада и интерьера центральной части быковской церкви становится ясно, что здесь самым тщательным образом воспроизведена с позиций классицистической теории крестово-купольная система древнерусского четырёхстолпного храма. Именно это побудило автора вознести параболический купол на высокий световой барабан и придать последнему наименьший возможный диаметр, в чём тоже состоит значительное отличие этой церкви от барочных и классицистических как западноевропейских, так и русских храмов. Обратившись к общему стилистическому замыслу быковской церкви, можно обнаружить, что в намеренно «готическую» оболочку национальной русской архитектуры заключен интерьер в лучшем «греческом вкусе», организованный, в соответствии новейшим достижениям теоретической мысли Просвещения, с ориентацией на раннехристианские и преемственные им византийские образцы».
В 1830-х годах рядом с церковью построена отдельно стоящая колокольня, выдержанная в том же стиле, что и храм.
В 1930-х годах церковь была закрыта: там разместили швейную фабрику, а позднее склад. Лишь в 1989 году церковь была возвращена Русской православной церкви. Верхняя церковь освящена в честь Владимирской иконы Божией Матери, храм в подклете — Христорождественский.
Объект культурного наследия федерального значения.


Косино.
Савицкий, Константин Аполлонович (1844 - 1905). Холст, масло, 71 х 187 см
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Косино – бывшее село в Московской области в 10 верстах от Москвы, в настоящее время входит в состав столицы. По семейной легенде, проезжая по этой дороге, К.А. Савицкий сделал предложение Валерии Ипполитовне Дюмулен, своей будущей супруге.


Деревенская звонница.
Туржанский, Леонард Викторович (1875 - 1945). Холст на картоне, масло. 25 x 59.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Весна в западном крае.
Туржанский, Леонард Викторович (1875 - 1945). Около 1910 г. Холст, масло, 70 x 119.
Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Пейзаж.
Туржанский, Леонард Викторович (1875 - 1945). Бумага на картоне, масло, 20 х 55.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
№ Ж-1447


Осень.
Туржанский, Леонард Викторович (1875 - 1945). Картон; масло, 13,5×33.
Частное собрание
Учитывая, что художник каждую весну отправлялся из Москвы в с. Малый Исток, в 12 верстах от Екатеринбурга на Большом Сибирском тракте, где жил до зимы и писал по несколько этюдов в день, можно предположить, что эти этюды тоже написаны в Малом Истоке, а изображенный на картинах храм - это церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Эта небольшая деревянная церковь была перестроена в 1905 из часовни, известной с 1844 г. Закрыта в 1937 г., позднее была капитально перестроена и занята домом культуры. В 2005 возвращена верующим в аварийном состоянии, через некоторое время ввиду ветхого состояния была снесена. Сейчас на этом месте построен новый храм. Бывшая деревня Малый Исток стала частью Екатеринбурга.


Летний пейзаж.
Герасимов, Сергей Васильевич (1885 - 1964). Конец 1940-х гг. Холст, масло. 39,6х51,3.


Летний пейзаж.
Герасимов, Сергей Васильевич (1885 - 1964). Конец 1940-х гг. Холст, масло. 39,6х51,7.


После дождя.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1887 г. Холст, масло. 78 x 85 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина 


Летний день.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). Холст, масло.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Гора Благодать.
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1890 г. Этюд. Холст на картоне, масло. 38 x 31.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Аполлинарий Васнецов изобразил гору Благодать, расположенную на восточном склоне Уральского хребта, во время путешествия по Уралу в 1890 году. Гора состоит из железной руды высокого качества. Рудник начал разрабатываться в 1735 году и снабжал рудой несколько уральских заводов. Тогда же рядом был основан город Кушва. Гора была названа в честь императрицы Анны Иоанновны (имя Анна на древнееврейском означает «благодать»). 


Озеро.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1898-1899 гг. Холст на дереве, масло. 48 x 69 см
Эскиз к картине "Озеро. Русь" (1899-1900, ГРМ)
Нижегородский государственный художественный музей
Инв. номер: 1157


Озеро.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1898-1899 гг. Холст, масло. 26 x 34.
Первый вариант картины "Озеро. Русь" (1899-1900, ГРМ)
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: Ж-552 


Озеро. Русь.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1899-1900 гг. Холст, масло. 149 x 208 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Инв. номер: Ж-4262


Озеро. Осень.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). Конец 1890-х. Холст, масло
Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск, Югра


После бури.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1887 г. Картон, масло, гуашь, акварель. 16 x 15 см
Частное собрание


Последние лучи. Озеро.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1898-1899 гг. Бумага на картоне, масло. 17 x 26 см
Этюд для картины "Озеро" (1899-1900, ГРМ)
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 9117


Церковь с колокольней в Решме.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1890 г. Набросок.
Бумага, графитный карандаш. 15 x 9.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 25233/36

Решму — село в Кинешемском районе Ивановской области, расположенное на правом берегу реки Волги, и его окрестности когда-то украшало несколько старинных храмов и монастырь Макарьева пустошь (в настоящее время Макариев-Решемский женский монастырь), основанный в конце XIV века преподобным Макарием Желтоводским и широко известный своим старинным архитектурным памятником — церковью святой Троицы (не сохранилась).
В слободе Решма были построены каменные приходские церкви: однопрестольная летняя церковь Рождества Христова с каменной колокольнею и зимняя Смоленская церковь, имевшая два престола: в честь Смоленской иконы Божией Матери и преподобного Иоанна Рыльского.
Также каменные однопрестольные приходские храмы были построены в середине XVIII века в селе Нагорное при слободе Решма. Это летний пятиглавый храм Воскресения Христова и зимний храм Николая Чудотворца. Восьмигранная столпообразная колокольня, завершенная высоким шатром, костромского типа своим основанием служила притвором храма Воскресения. Храм Николая Чудотворца в настоящее время приписан к Макариеву-Решемскому монастырю, а храм Воскресения, изображенный в альбоме Левитана, за годы советской власти превращен в руины.


Летний пейзаж с церковью.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1893 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 19 x 14.
Частное собрание


Осенний пейзаж с церковью.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1890-е. Бумага, пастель. 62 x 48.
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Инв. номер: Ж-4279


Осенний пейзаж с церковью.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1893-1895 гг. Бумага на картоне, пастель. 50 x 64.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: Р-5449


К вечеру.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1899 г. Этюд. Холст, масло. 22 x 33.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Село.
Ярцев, Григорий Фёдорович (1858-1918). 1890 г. Холст, масло, 43х43 см
Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого


Деревня весной.
Калмыков, Иван Леонидович (1866-1925). 1896 г. Холст, масло. 48 x 68
Государственная Третьяковская галерея


У церкви.
Колесников (Одесский), Степан Федорович (1879-1955)


Пейзаж с церковью.
Колесников (Одесский), Степан Федорович (1879-1955). ІІ четверть ХХ в. Картон, масло. 24 х 29,5.
Частное собрание


Лунная ночь.
Колесников (Одесский), Степан Федорович (1879-1955). 1910 г. Холст, масло, 33 x 41,5.
Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого


Лунная ночь.
Колесников (Одесский), Степан Федорович (1879-1955). Холст, масло.
Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева


Зимний пейзаж с церковью.
Кондратенко, Гавриил Павлович (1854 - 1924). 1880-е. Холст, масло. 31 x 48.
Частное собрание


Зимний пейзаж.
Кондратенко, Гавриил Павлович (1854 - 1924). 1890 г. Картон, масло. 25 x 34.
Частное собрание


Пейзаж с церковью.
Маковский, Александр Владимирович (1869-1924). 1900 г. Дерево, масло. 26 x 42.
Частное собрание 


На пасеке.
Маковский, Александр Владимирович (1869-1924). 1916 г. 


Осень.
Виноградов, Сергей Арсеньевич (1870 - 1938). 1898 г. Холст, масло. 40 x 75.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров 


Деревенский пейзаж с полем и церковью.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). 1920-е. Холст, масло. 51 x 80.
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.
Инв. номер: ЖГ-29


Пейзаж с церковью.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). 1910-е. Холст, масло.
Частное собрание


Деревня под снегом солнечным днем.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). 1919 г. Холст, масло. 40 x 51.
Частное собрание


Зима.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). 1919 г. Холст, масло. 108 x 162.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: ЖС-4921


Серый день. Тверская губерния.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). 1907 г. Дерево, масло. 24 x 31.
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.
Инв. номер: ЖГ-1


Забытая деревня.
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). Бумага, сепия, кисть, графитный карандаш. 13 x 22.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева 


Старая деревня.
Жуковский, Станислав Юлианович (1873-1944). 1909 г. Холст, масло. 71 x 98 см
Тульский областной художественный музей


Часовня у пруда.
Милорадович, Сергей Дмитриевич (1851 - 1943). 1900-е. Холст, масло. 52 x 70 см
Вологодская областная картинная галерея


Часовня в лесу.
Шишкин, Иван Иванович (1832 - 1898). 1893 г. Холст, масло. 50 x 59 см
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


"Святой ключ" близ Елабуги.
Шишкин, Иван Иванович (1832 - 1898). 1886 г. Холст, масло. 144 x 107 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Инв. номер: Ж-539


Церковь.
Пимоненко, Николай Корнилович (1862 - 1912). Холст, наклеенный на картон, масло. 26 x 39 см
Национальный художественный музей Украины, Киев
Инв. номер: Ж-289


Зима в Абрамцево. Церковь.
Серов, Валентин Александрович (1865 - 1911). 1886 г. Холст, масло. 20 x 15 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Церковь в Абрамцеве.
Якунчикова-Вебер Мария Васильевна (1870-1902). 1890-93 гг. Холст, масло, 33х23
Частное собрание


Церковь старой усадьбы Черёмушки близ Москвы.
Якунчикова-Вебер Мария Васильевна (1870-1902). 1897 г. Холст, масло, 64,4х46
Государственная Третьяковская галерея


Часовня.
Якунчикова-Вебер Мария Васильевна (1870-1902). 1896 г. Литография на бумаге, 30,5х22,5 (оригинал - бумага; гуашь, 52,4×34,9).
Изображена часовня, находившаяся неподалеку от Нары (Якунчикова дача) - подмосковного имения М.Ф. Якунчиковой - жены брата художницы Владимира Васильевича - в Наро-Фоминске на реке Нара.


Церковь в селе Дьякове.
Суриков, Василий Иванович (1848 - 1916). 1910-е. Бумага, акварель, графитный карандаш. 25 x 34
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы.
Маковский, Николай Егорович (1841-1886). Холст на картоне, масло. 69 x 43 см
Государственная Третьяковская галерея


Кормление индюшек.
Маковский, Николай Егорович (1841-1886). Холст, масло.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан


После обедни.
Максимов, Василий Максимович (1844 - 1911). 1891 г. Картон, масло. 27 x 17 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля


Часовня на берегу Оки. 1893
Поленов, Василий Дмитриевич (1844 - 1927). Холст, масло. 24x43.
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль", Ростов, Ярославская обл. 


Эскиз и план Троицкой церкви для села Бёхова.
Поленов, Василий Дмитриевич (1844 - 1927). 1903 г. Бумага, акварель, карандаш.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская обл.


Церковь в Бёхове.
Поленов, Василий Дмитриевич (1844 - 1927). 1907 г. Холст, наклеенный на картон, масло, 41,6 × 55,6.
Частное собрание, Москва

Имение в Бёхове на Оке было приобретено Поленовыми в самом конце 1889 года. В 1906 году по проекту Поленова и по большей части на его средства рядом с храмом 1799 года постройки, уже обветшавшим к тому времени, была построена новая Троицкая церковь, которая стала и своеобразным памятником самому художнику. В 1907 году Поленов написал картину ,«Церковь в Бехове» (1907, частное собрание), на которой запечатлел исторический момент существования рядом обоих храмов. "Удачно поставленные на высоком холме среди вольного окского простора, старая обветшавшая и новая, с ее ясностью и строгой упорядоченностью сложной конструкции, особой живописностью пластических объемов, производят особенно сильное и цельное впечатление на фоне голубизны неба, реки и лесных далей, среди золота осеннего убора земли". Элеонора Пастон


У часовни.
Касаткин, Николай Алексеевич (1859-1930). 1883 г. Холст, масло 51х78.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля


Часовня в парке усадьбы Островки Тверской губернии.
Сорока, Григорий Васильевич (1823—1864). Конец 1840 - начало 1850-х гг.


Вид озера Молдино в «Островках» имении Н.П. Милюкова.
Сорока, Григорий Васильевич (1823—1864). Конец 1840-х – начало 1850-х. Холст, масло, 50,5 х 64,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Художник Григорий Васильевич Сорока (настоящая фамилия Васильев (Васильев сын), а Сорока — прозвище, которое со временем стало употребляться в качестве фамилии) был крепостным надворного советника Николая Петровича Милюкова, служившего при межевом ведомстве и после отставки поселившегося в полученном в наследство имении «Островки» в Тверской губернии. Художник был самоучкой, но весьма способным. Рисунки Сороки увидел сосед и приятель помещика, художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847). Он высоко оценил способности крепостного юноши и с 1842 года стал сам обучать его живописи. К сожалению, энергичные усилия Венецианова не помогла его ученику получить вольную и поступить в Академию художеств, помещик, жёсткий крепостник, был против, он определил Григория в садовники. Безвременная гибель учителя Венецианова, столкновение с крепостничеством привели художника к постоянной грусти, а затем и к суициду. Долгое время имя художника пребывало в забвении. Первое упоминание о нём в печати появилось только в 1894 году в одном из выпусков «Русского художественного архива». Более всего художнику удавались пейзажи, которые он писал с натуры вокруг усадьбы, виды самой усадьбы, её интерьеры. Идиллический пейзаж "Часовня в парке усадьбы Островки" изображает на берегу озера на фоне парка часовню в псевдоготическом стиле, который был распространен в конце XVIII - начале XIX вв.


Вид в имении Спасское Тамбовской губернии.
Сорока, Григорий Васильевич (1823—1864). 1840-е. Холст, масло, 69 х 88,5.
Тверская областная картинная галерея

Село Спасское (Спасское-Лепехино) Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне Староюрьевский район Тамбовской области) принадлежало на момент написания картины дворянину Лепехину, дяде помещика Н.П. Милюкова - владельца крепостного художника Г. Сороки. Молодой живописец посещал имение в 1842-47 гг. Спасская церковь в стиле классицизма была построена в 1825 году и освящена в праздник Спаса Нерукотворного образа (6 августа ст. стиля). Это дало новое название селу Лепехину - Спасское. В храме было три престола: главный – Спаса Нерукотворного, придельные – Покрова Божией Матери и святителя Петра, митрополита Московского. Возможно, что Григорий Сорока помогал благоукрашать храм, т.к. известно, что он много занимался иконописью сельских храмов. В храме находилась икона Смоленской Божией Матери, привезённая Лепехиными из их московского дома, сгоревшего в Отечественную войну 1812 года. В настоящее время храм сохранился с большими утратами, высокую колокольню можно видеть только на картине Сороки. С 1995 года церковь передана верующим, которые пытаются возродить храм. 


Вид усадьбы Останкино
Подключников, Николай Иванович (1813-1877). 1833 г. Холст, масло.


Вид пруда, церкви и дворца в подмосковной усадьбе гр.Шереметевых Останкино при утреннем освещении.
Раев, Василий Егорович (1808-1871). Около 1858 г. Холст, масло, 46 x 68.
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Деревянная церковь Живоначальной Троицы в селе Останкино была построена в 1584 году и разрушена в Смутное время. В 1625-1627 годах была построена новая деревянная церковь, взамен которой в конце XVII века владелец села князь Михаил Яковлевич Черкасский решил построить каменную, ставшую одной из кульминационных точек в развитии московского узорочья, её фасады сплошь закрыты декором. Новый храм, расположенный в непосредственной близости от усадьбы, был домашней церковью Черкасских, имел три придела: северный придел, освященный 3 февраля 1683 году во имя Тихвинской иконы Божией Матери, южный - во имя св. Александра Свирского, освящен 1 августа 1691 года; центральный - во имя Живоначальной Троицы, освящен 3 июня 1692 года, этим же годом датируется девятиярусный иконостас. Не раз знатные особы, в том числе и члены царской семьи останавливались по пути в Троице-Сергиеву Лавру в усадьбе Черкасских, молились в их домашней церкви. До 1767 года храм оставался в неприкосновенности, но в последующие годы, при графах Шереметевых, во внешний облик храма и его иконостас неоднократно вносились изменения. После революции приход храма стал бедным и малолюдным, богослужения проводились в подклете, где был освящен престол во имя св. Николая. 23 апреля 1922 года из храма изъяли ценности, при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда 1 фунт 12 золотников серебра. В 1920-е годы храм претерпевает крайнюю нужду. Предположительно в 1930 году храм перешел во владение Антирелигиозного музея искусств совместно с финансовым отделом Дзержинского района Москвы. Наркомпит складировал в подклет храма картофель. С января 1935 года музей демонстрирует храм как памятник архитектуры XVII века. С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, помещение храма служило хранилищем. В 1970-е годы началась реставрация иконостасов, стенописи, ремонт кровли, фасадов. В 1980-е годы в церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля. В 1990-е годы храм вновь становится действующим, заново освящаются его приделы. На протяжении почти девяти лет здесь находилось подворье Свято-Введенского монастыря Оптина Пустынь, а ныне Патриаршее подворье.


Зимний сон.
Белыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович (1872- 1957). 1911 г. Холст, масло, 97х116.
Национальный художественный музей Республики Беларусь
Картина была отмечена бронзовой медалью на выставке в Барселоне


Голубая часовня.
Белыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович (1872- 1957). 1912 г. Холст; масло.
Национальный художественный музей Республики Беларусь


Зимний пейзаж.
Белыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович (1872- 1957). 1912 г. Холст, масло, 82х104,5
Тверская областная картинная галерея


Голубая часовня.
Белыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович (1872- 1957). 1912 г. Холст; масло, 66,9x82.
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Художник любил неоднократно возвращаться к понравившемуся ему мотиву. Например, есть три варианта картины «Голубая часовня» (Рыбинский историко-художественный музей, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Тверская областная картинная галерея — под названием «Зимний пейзаж»). Все три написаны в 1912 году. До сих пор остается неизвестным, есть ли у этого пейзажа реальный прототип.


Храм в селе Островно.
Белыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович (1872- 1957). 


Тихая осень.
Белыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович (1872- 1957). 1916-1917 гг. Холст, масло. 94х145,3.
Национальный художественный музей Республики Беларусь


Серый день (В конце зимы).
Белыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович (1872-1957). 1907 г. Холст, масло. 71 x 106,5 см
Государственный Русский музей


Николо-Стан.
Аксаков Н.М. 1908 г.
Почти с той же точки этот вид написал художник-любитель Н. Аксаков в 1908 году. В названии картины точно указано место нахождения церкви - Николо-Стан.


Церковь на Удомельском озере.
Белыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович (1872-1957). 1910 г.
Тверской государственный объединенный историко-архитектурный и литературный музей

По мнению исследователя Д. Малева, на этих двух картинах с разных ракурсов изображена деревянная церковь Рождества Христова (1730 г.) в селе Николо-Стан Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (в настоящее время д. Стан Удомельского района Тверской области) на берегу о. Удомля, на месте истечения из озера р. Съежи». Церковь стояла на кладбище Удомельского Николаевского погоста. В ней было 2 престола: холодный - Рождества Христова и теплый - преподобного Александра Свирского. В описании 1901 года на погосте числится еще один храм - каменный пятикупольный - во имя Богоявления Господня, выстроенный в 1872 году вместо деревянной Никольской церкви (1720 г.), в честь которой погост продолжал именоваться Никольским. Богоявленский храм был разрушен в 1937 году, в настоящее время сохранились остатки фундамента и заброшенного кладбища. В начале XX века Тверская духовная консистория обращалась в Императорское Археологическое Общество за разрешением о сносе Христорождественской церкви. По некоторым сведениям, храм был переснесён деревню Ряд. Возможно, художник узнал о планах снести деревянный храм и запечатлел его на своих полотнах. 

В то же время существует другая версия. А.А. Моравов, сын художника А.В. Моравова, входившего в число знакомых В.К. Белыницкого-Бирули и часто бывавшего в Удомельском крае, указал, что название картины "Церковь на Удомельском озере" ошибочно. На самом деле изображена церковь на озере Кезадра.


Церковь в Щупоголово.
Дервиз, Владимир Дмитриевич (1859-1937). Бумага, акварель, гуашь, 30,7х24,3.
Тверская областная картинная галерея

Небольшая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи в Щупоголово (ныне деревня в Ям-Тёсовском сельском поселении Лужского района Ленинградской области), построенная до 1745 г. представляет собой одноглавый клетский четверик с прямоугольным алтарем и небольшой трапезной, над которой поставлен ярус звона колокольни. При перестройках обшита тесом, покрыта железом, окна расширены или заделаны. После революции имела статус часовни. В 1939 г. закрыта, в 1942 г. открыта, более не закрывалась. Богослужения совершаются по праздникам.
Участники архитектурно-поискового отряда ВООПИК в 1988 г. собрали местные сведения, касающиеся истории щупоголовской церкви. По этим сведениям, церковь эта возникла из часовни, поставленной то ли на месте и в память битвы с литовцами, то ли на месте остановки Ивана Грозного во время Ливонского похода. Так или иначе, но церковь-часовня была рублена в XVI в. и обшита тесом в 1905 г. Если эти данные достоверны, то щуполголовская церковь является уникальным историческим памятником. (Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.)


Рожь.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1881 г. Холст масло, 45,4 x 64.
Государственная Третьяковская галерея


Сосновый бор на берегу реки.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1890-е.


Сельское кладбище в лунную ночь.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1887 г. Бумага, гуашь
Частное собрание


Пейзаж с церковью.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1885 г.


Распутица.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1894 г. Холст, масло, 69 x 80.
Волгоградский областной музей художественных искусств


Оттепель.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). Холст масло, 68 х 54.


Окрестности села Михайловского Псковской губернии.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1880-е. Холст, масло. 48 x 62.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент

В селе Михайловском Псковской губернии располагалось родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, где Александр Сергеевич Пушкин неоднократно бывал в разные годы и затем обрел свой последний приют.


Ранняя весна.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1880-е. Холст, масло. 71 x 98 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина


Грачи прилетели.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1871 г. Холст, масло. 62 x 48 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области). Прообразом храма, изображённого на картине, является построенная в конце XVII века Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней. Место, где работал художник, подтверждается его надписью, сделанной в левом нижнем углу полотна: «1871. С. Молвитино. А. Саврасовъ».
Каменная церковь Воскресения Христова в селе Молвитино построена в 1690 году по инициативе владельца села П. М. Салтыкова. В 1930-е годы службы в церкви прекратились. Храм частично разрушили, в разные годы в нём размещались зернохранилище и сапожная мастерская. В 1977 году церковь начали реставрировать, к 1988 году храму был возвращён прежний облик. Тогда же в нём разместили музей подвига Ивана Сусанина (филиал Костромского музея-заповедника). В 2021 году принято решение до 2024 года перенести музей в новое место - старинный купеческий особняк «Дом жилой Божедомова», а здание храма передать в пользование Костромской епархии Русской Православной Церкви. В реставрации нуждаются фрески и колокольня, находящаяся в аварийном состоянии.


Весна. Грачи прилетели.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1872 г. Холст, масло. 67 x 117 см
Частное собрание


Ранняя весна.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1880-1890-е. Холст, масло. 51 x 37 см
Вариант-повторение картины "Грачи прилетели"
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Воробьевы горы близ Москвы.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). Конец 1840-х - 1850-е.
Бумага светло-коричневая, графитный карандаш, белила. 16 x 22 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва 


Церковь.
Архипов, Абрам Ефимович (1862 - 1930). 1902 г. Холст, масло. 73 x 55.
Государственный исторический музей, Москва


Пейзаж (Этюд со срубом).
Архипов, Абрам Ефимович (1862 - 1930). 1900-е. Холст, масло. 70 x 83.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Инв. номер: Ж-118


Забытый храм.
Ярошенко, Николай Александрович (1846-1898).
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко


Церковная ограда.
Крыжицкий, Константин Яковлевич (1858 - 1911). 1905 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Сельский праздник.
Прянишников, Илларион Михайлович (1840-1894).1870 г. Холст, масло. 42х62.
Иркутский областной художественный музей


В имении коллекционера Е.Г. Шварца "Успенское" в Старой Ладоге.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1908 г. Холст, масло. 53 x 70 см
Тюменский областной музей изобразительных искусств


Деревенский праздник (Осенний сельский праздник).
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1914 г. Холст, масло. 82 x 110.
Национальный художественный музей Латвии, Рига


Праздник в деревне.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1917 г. Холст, масло. 93 x 108 см
Частное собрание


Сельский праздник.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). Эскиз. 1919 г. Картон, масло. 18 x 18 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Сельская ярмарка.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1920 г. Холст, масло. 57 x 57 см
Частное собрание


Ярмарка в деревне.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1919 г.


Деревенская ярмарка.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1921 г. Литография. 40 x 36 см
Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова, Улан-Удэ


Деревенская ярмарка.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1926 г. Эскиз для линогравюры. Бумага, тушь. 26 x 26 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Ярмарка в деревне.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1927 г. Линогравюра. 40 x 44 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Сельский праздник. Тверская губерния.
Юон, Константин Федорович (1875-1958). 1910 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея


Ярмарка в Воронежской губернии.
Петров, Николай Филиппович (1872 - 1941). 1925 г. Холст, масло. 102 x 195 см
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого


После дождя.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1883 г. Холст, масло. 27 x 50 см
Нижегородский государственный художественный музей


Пейзаж с церковью. 
Грабарь, Игорь Эммануилович ((1871 – 1960). Холст, масло, 69,2х101,2 см.
Тверская областная картинная галерея


Путь в Киновию.
Боскин, Михаил Васильевич (1875 - 1930). 1910-е. Холст, масло. 47 x 98.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

В отдельных подборках на сайте также представлены:

Образ храма в русской живописи >>>

Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра >>>

Виды монастырей России >>>

Выезды и походы на богомолье в русской живописи >>>

Монашеская жизнь на полотнах русских художников >>>

Златоглавая Москва в русском изобразительном искусстве >>>

Храмы имперской столицы в русской живописи >>>

Православная вера глазами русских художников >>>

Тэги: изобразительное искусство, храмовое зодчество

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню