Тайная вечеря
Н.Н. Ге. Тайная вечеря. 1863.
Государственный Русский музей
Иисус встал с вечери… влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем… Когда же умыл им ноги… то, возлегши опять сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? … если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам…
…Иисус возмутился духом и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком он говорит. Один же из учеников его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это… он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмокнув кусок хлеба, подам. И, обмокнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежащих не понял, к чему Он это сказал ему… Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.
Амфора с водой, умывальница с полотенцем в "Тайной вечере" Ге — тема жертвенной любви Христа. После ухода Иуды были произнесены знаменитые слова, обращенные к апостолам: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас… Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Новой и оригинальной была трактовка сюжета, хорошо известного в истории европейского искусства.
Христос, Иуда, Иоанн, Петр… Кто главный герой картины Ге? Художник сосредоточивает внимание зрителя на черном силуэте на краю холста. Поднятый локоть, ниспадающий плащ. Легкая крылатая фигура, медленно, как во сне, скользящая мимо, напоминает демона, покидающего рай. Иоанн, Петр — как стражи по сторонам от Христа, Иуда — вершина треугольника, устремленного вовне. Он — главный герой "Тайной вечери".
Картина Ге открывает период исследования темных сторон человеческой души. Иуда, Родион Раскольников, Демон…
Г. П. Кондратьев.
Рисунок для картины „Тайная вечеря“. 1863
П. М. Грибовский (Гробовский).
Рисунок для картины „Тайная вечеря“. 1863
Апостола Петра Ге написал с себя. Апостол Петр тревожно вглядывается в уходящего Иуду. Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня — эти слова Христос скажет Петру.
Кто имеет право осуждать Иуду?
Картина производила сильное впечатление на зрителя. Точно найденный эффект освещения создавал иллюзию реальности. Художник незаметно разрушал границу между зрителем и картиной. Ввести зрителя в картину, сделать его участником события — для Ге это способ растревожить человека, пробудить его от нравственной спячки. Это было ново и оригинально. Это была новая интонация в разговоре со зрителем. В "Тайной вечере" Ге сумел прочесть евангельский текст как послание, обращенное к каждому, живущему сейчас.
М.Е. Салтыков-Щедрин в своей рецензии так написал об этом открытии Ге: "Внешняя обстановка драмы кончилась, но не кончился ее поучительный смысл для нас. С помощью ясного созерцания художника мы убеждаемся, что таинство, которое собственно и заключает в себе ядро драмы, имеет свою преемственность, что оно не только не окончилось, но всегда стоит перед нами, как бы вчера совершившееся".
А Илья Репин считал, что "с "Тайной вечери" Ге уже неузнаваем: у него образовался собственный стиль, оригинальный, страстный и в высшей степени художественный".