Феномен личности Иуды Искариота в культуре
Иуда
Искариот является одной из наиболее противоречивых фигур среди учеников
Христа. Это обусловило большой интерес и неоднозначное отношение к нему
в различные исторические периоды. В статье рассматривается, как в
различных областях культуры (философии, религии, искусстве)
воспринималась и трактовалась личность Иуды Искариота.
Делается вывод, что, несмотря на значимость личности
Искариота в новозаветной истории, сведений о нем сохранилось очень мало.
Отсюда такое большое количество версий о происхождении Иуды, его
предательстве и смерти.
Личность Иуды уже долгое время является одной из самых
загадочных и противоречивых. Во все времена своей неоднозначностью Иуда
вызывает к себе огромный интерес. Попытаемся определить основные аспекты
образа и личности Иуды в контексте культуры, а именно: в религии,
художественной литературе, философии, изобразительном искусстве.
Наиболее ярко отношение к Иуде проявляется в
изобразительном искусстве и художественной литературе. Хотя нужно
отметить, что тема предательства является одной из философских проблем,
которая рассматривается в работах В. Соловьева и С. Булгакова на примере
личности Искариота. Здесь мы можем видеть двоякое понимание
предательства Иуды.
С одной стороны, предательство Искариота рассматривается
как предательство Учителя, а значит и всего мира; а с другой стороны –
как подвиг, миссия, которую возложил на Иуду сам Иисус. Искариот был
избран предать и понести за это кару – презрение всех, кто его окружал.
Не последнее место Иуда занимает в религии. Здесь, для
того чтобы увидеть, насколько разным было отношение к Искариоту,
достаточно провести сравнение между каноническим христианством и
христианскими сектами каинитов, манихеев и богомилов (под сектами
понимаем учения, отличные от канонических Евангелий в отношении к Иуде),
которые представляли Искариота как избранника Христа, совершившего
подвиг предательства самого чистого и верного ученика Иисуса,
возложившего на себя тяжесть презрения и покарания. Существует,
разумеется, множество других гипотез о мотивах измены Иуды. Для примера
назовем несколько самых любопытных: Иуда предал Иисуса, надеясь таким
образом ускорить наступление Царства Божьего на земле; Иуда хотел
убедиться, что Иисус сумеет спастись и доказать тем самым, что Он
действительно тот, за кого Себя выдает: Мессия, предсказанный пророками,
и Царь Израильский. Иуда ведет толпу, посланную схватить Христа, и
помогает своим поцелуем быстро опознать Христа в ночной темноте. “Кого я
поцелую, Тот и есть, возьмите Его.” (Матф. 26:48).
Из приведенного выше следует, что отношение к Иуде в
христианстве однозначно негативное. Иуда понимается как предатель,
посмевший продать за тридцать сребреников Того, Кто страдал на кресте,
искупая грехи всего человечества, своего учителя – Иисуса Христа. Такое
отношение базируется на тексте четырех Евангелий, которые и представляют
Иуду как изменника, получившего за это справедливое покарание.
Таким образом, мы видим, что отношение к Иуде на
протяжении долгого времени изменялось, переосмыслялось, было
двусмысленным и остается таким до сих пор.
Рассмотрим как понимался и осознавался Иуда в христианстве
вообще и в таких христианских сектах, как каиниты, манихеи и богомилы.
Исследование проводилось на основе исторических данных христианских церквей и христианских сект каинитов, манихеев и богомилов.
Иуда в средневековой апокрифической литературе, предстает
как совершенный злодей. Согласно легенде о его жизни, он был отпрыском
четы жителей Иерусалима – Рувима-Симона и жены его Цибореи. Циборея в
ночь зачатия видит сон, предупреждающий, что сын ее будет вместилищем
пороков и причиной гибели иудейского народа. Родители кладут
новорожденного в осмоленную корзину из тростника (как Моисея) и отдают
на волю морских волн. Корзина приплывает к острову Скариот
(вымышленному), от названия которого Иуда якобы получил прозвище.
Бездетная царица острова воспитывает младенца как своего сына. Но через
некоторое время у нее появляется собственный ребенок. И тут Иуда впервые
проявляет свое злонравие, непрерывно обижая своего младшего брата.
Разгневанная царица в минуту отчаяния открывает тайну происхождения
Иуды. Иуда в стыде и ярости убивает настоящего царевича и бежит в
Иерусалим, где поступает на службу к Пилату, снискав его особое
расположение. Рядом с дворцом Пилата находится сад Рувима-Симона. Пилат
ощущает непреодолимое желание попробовать плоды, растущие в этом саду, и
посылает Иуду воровать их. Но в саду Иуда сталкивается с хозяином, в
перепалке убивает его и уходит незамеченным. Пилат же дарит Иуде всю
собственность покойного и женит его на собственной матери. Узнав из
рассказа жены, кем он приходится Рувиму-Симону и Цибореи, Иуда
отправляется к Христу, чтобы получить от него прощение своих грехов.
Согласно версии Иоанна, Иуда, будучи казначеем, злоупотреблял доверием Христа и крал деньги из общей казны.
Исходя из этого, можно сказать, что Иуда был просто жалким
воришкой, именно из жадности к деньгам он дал священникам подкупить
себя и предал Иисуса Христа.
Но в эту версию трудно поверить. Вряд ли Иуда был таким уж
ничтожеством, если он добровольно сопровождал Иисуса в Его нелегких
странствиях (пусть даже Иуда пришел к Нему за прощением грехов) и если
сам Христос, не только включил его в число двенадцати своих самых
близких учеников, но и доверил ему заведование общими финансами.
Почему же Иуда предал своего учителя, питавшего к нему
такое доверие? Невозможно дать определенный ответ на этот вопрос. Вот
тут и открывается идеальная возможность для различных гипотез
ученых-библеистов и для творческой фантазии художников.
Исследователи обратили внимание прежде всего на имя и
этническую принадлежность Иуды. Иуда – по-видимому означает “Бог да
будет восславлен”. Прозвище Искариот (по-арамейски Кериот) значит
дословно “человек из Кериота”, где Кериот – название поселения.
Сложность заключается в том, что существует два городка с таким
названием и неизвестно, о каком идет речь.
Один Кериот был расположен в Иудее. Если предположить, что
это родина Иуды, то он был в окружении Христа единственным иудеянином, в
то время как сам Христос и остальные его ученики были галилеянами.
Между населением этих областей существовала вражда. Может быть,
остальные ученики относились к Иуде недоверчиво и враждебно, что очень
раздражало и обижало его, и он постепенно терял веру в Иисуса.
Окончательный перелом в его душе мог произойти, когда учение Иисуса о
живом хлебе, сошедшем с небес, возмутило даже его приближенных. “С этого
времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним”
(Иоан. 6:66).
Согласно учениям каинитов, манихеев и богомилов, Иуда
является самым сильным, чистым и самым посвященным из всех учеников
Христа. Агнец (Христос) должен быть принесен в жертву твердой и чистой
рукой, и из всех апостолов Христос для этого подвига избрал Иуду. Подвиг
Иуды безвестен, и, облекаясь в свое презираемое священство, он
принимает всемирный позор и поругание. Причастившись во время Тайной
Вечери тела и крови Христа отдельно от других апостолов, он покорно
принял из рук Христа причастие, обрекшее его на предательство.
Эти учения утверждают, что предательство Иуды не было
случайным; оно было предопределено и занимало свое таинственное место в
деле искупления. Слово, воплотившись из вездесущности, перешло в
огромное пространство, из вечности – в историю, из блаженства – в
состояние изменчивости и смерти. Было необходимо, чтобы в ответ на
подобную жертву некий человек, представляющий всех людей, совершил
равноценную жертву. Этим человеком стал Иуда Искариот. Иуда, ученик
Иисуса Христа, смог опуститься до предательства. Отсюда тридцать
сребреников, поцелуй и добровольная смерть, чтобы еще вернее быть
проклятым. Столь велика была жертва Иуды, его подвиг.
Секты опровергали слова тех, кто утверждал, будто мы
ничего не знаем о загадочном образе Иуды. Мы знаем, говорили они, что он
был одним из апостолов, одним из избранных возвещать Царство Небесное,
исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых и изгонять
бесов (Матф. 10:78; Лук. 9:1). Человек этот, столь отмеченный
Спасителем, не заслуживает такого дурного отношения к себе. Они не
приписывали его преступление алчности (Иоан. 12:26), это было бы слишком
низко. Как аскет ради славы Божьей оскверняет и умерщвляет плоть, так
Иуда сделал то же самое со своим духом. Он отрекся от чести, от добра,
от покоя, от Царства Небесного, как другие отрекаются от наслаждения.
Иуда уже заранее продумал свои грехи. В прелюбодеянии обычно участвуют
нежность и самоотверженность; в убийстве – храбрость. Иуда же избрал
грехи, не просветленные ни единой добродетелью: злоупотребление доверием
(Иоан. 12:6) и донос. В его поступках только смирение, презрение к
себе, он считал себя недостойным быть добрым. Подвиг Иуды – в его позоре
и поругании.
Что касается вопроса рассмотрения образа и личности Иуды в литературе, то здесь можно условно выделить два этапа:
1) II пол. ХIХ ст.;
2) кон. ХIХ – нач. ХХ ст. ст.
Литераторы становятся на защиту Иуды в ХIХ ст.: Анатоль
Франс в сборнике “Сад Эпикура” допустил, что Иуда погубил свою душу ради
спасения мира. Попытки реабилитировать Искариота осуществляли немецкий
драматург Карл Вейзер в книге “Иисус”, шведский писатель Тод Гердберг в
книге “Иуда”, Нильс Рунеберг в произведении “Христос и Иуда”. В
одноименных работах Д. Ф. Штрауса и Эрнеста Ренана “Жизнь Иисуса” мы
можем найти интересные указания на несоответствия между четырьмя
Евангелиями.
В России к осмыслению образа и личности Иуды в разное время подходили Сергей Соловьев в эссе “К легенде об Иуде-предателе”, Николай Голованов (драма в стихах “Искариот”), Леонид Андреев (рассказ “Иуда Искариот”), Максимилиан Волошин (лекция “Пути Эроса”, “Евангелие от Иуды”).
Нужно отметить, что Иуда всегда понимался двузначно. В
христианских церквях отношение к Иуде категорически негативное,
презрительное, что очень ярко проявляется в изобразительном искусстве.
Например, в византийско-русской иконографической традиции Иуда предстает
чаще всего молодым, безбородым человеком, он повернут в профиль (как и
изображения бесов), чтобы зритель не встречался с ним глазами. На
фресках Беато Анжелино Искариот в знак своего апостольского сана несет
нимб, но только обернутый в сумерки – как бы черное солнце. Да и на
других картинах в сцене тайной вечери мы видим, что Иуда в основном
повернут спиной к зрителям. Это касается не только работ художников
эпохи Возрождения, но и работ художников конца ХIХ ст., в частности работ Н. Н. Ге.
Но, несмотря на обилие изображений Искариота, значимости
его личности в новозаветной истории, сведений о нем очень мало. Отсюда и
различные версии его происхождения, предательства и смерти.
Таким образом, мы можем сделать вывод о существовании
различных тенденций развития восприятия феномена личности Иуды в
культуре. Многочисленные исследования в этой области, проводимые в
последнее время, наглядно подтверждают это.
Литература
1. Борхес Х. Л. Письмена Бога. – М., 1992.
2. Волошин М. Пути Эроса // Аполлон. – 1907.
3. Воропаева К. Л. Кто такие апостолы? – М., 1973.
4. Давыдов Ю. Бестселлер // Знамя. – 1998. – № 11.
5. Косидовский З. Сказания евангелистов. – М., 1981.
6. Кубланов М. М. Новый Завет. Поиски и находки. – М., 1968.
7. Кураев А. Догмат и ересь в христианском предании // Вопросы философии. – 1994. –№ 9.
8. Ли Г.-Ч. История инквизиции в средние века. – СПб., 1911–1912.
9. Поснов М. Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. – Киев, 1917.
10. Ренан Э. Жизнь Иисуса. – СПб., 1910.
11. Христианство: Энциклопедия: В 3 т. – М., 1995.
12. Честертон П. К. Вечный человек. – М., 1991.
13. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.
14. Штраусс Д. Ф. Жизнь Иисуса. – СПб., 1907.
15. Энциклопедия мистицизма. – СПб., 1997.
16. Энциклопедия мистических терминов. – М., 1998.
Е. И. Тесля, Галина Юрьевна Клепалова, декан заочного факультета, ст.преподаватель кафедры религиоведения
Донецкий
государственный институт искусственного интеллекта (ДонГИИИ). В
настоящее время переименован в Государственный университет информатики и
искусственного интеллекта
Публ. Материалы конференции IСТОРИЧНА СПАДЩИНА. АКТУАЛЬНI ПРОБЛЕМИ I ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ КУЛЬТУРИ
Государственный университет информатики и искусственного интеллекта