RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

25 мая 1890 Священный Синод утвердил расширенный состав Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

25 мая 1907 скончался почетный член ИППО архиепископ Иустин (Охотин), председатель Одесского и Курского отделов ИППО

25 мая 1992 постановлением Президиума Верховного Совета РФ № 2835-I Палестинскому Обществу возвращено историческое имя

Соцсети


Хождение русских богатырей в Святую землю

Под небом золотым

Девятьсот лет с лишним назад, в 1107 поду, игумен одного из черниговских монастырей Даниил завершил свое знаменитое паломничество в Иерусалим. Написанные им по возвращении заметки об этом путешествии – "Хождение в Святую землю"[1] – стали первым отечественным бестселлером, разойдясь в сотнях списков. Путевыми очерками Даниила зачитывались многие поколения русских людей, а имя автора пользовалось таким уважением, что в некоторых списках его даже называли святым.

Даниил посетил Иерусалим через семь лет после освобождения города войском крестоносцев под предводительством Готфрида Бульонского. В Святую землю русские паломники (это слово произошло от обычая привозить из Палестины пальмовую ветвь) ходили и раньше. И все же академик Д.С. Лихачев отмечал, что в "Хождении" Даниила "поражает его подготовленность к этому путешествию. Он знает историю тех мест, где он бывал, и соответственно сам выбирает свой маршрут. Такую же осведомленность он предполагает в своих читателях"[2].


Игумен Даниил у Гроба Господня.
Машков И.Г. 2002 г.

Можно предположить, что Даниил не был простым паломником, а говоря о себе: "...неподобающе ходил путем тем святым, во всякой лености, слабости, пьянствуя и всякие неподобающие дела творя" лукавил. В Палестине Даниил выполнял важное дипломатическое поручение. О чем именно "игумен Земли Русской" вел переговоры с иерусалимским королем Балдуином I, братом Готфрида Бульонского, нам сегодня приходится только гадать. Отметим лишь одно любопытное совпадение: в ноябре 1095 года Папа Римский Урбан II на соборе в Клермоне призвал к крестовому походу для "освобождения Гроба Господня", а в начале 1097 года в Любече состоялся съезд русских князей, запретивший проливать христианскую кровь и обязавший воевать только с "погаными". Как бы то ни было, король Балдуин I принял Даниила с большим почетом. Игумен даже добился разрешения на исключительную привилегию – в Великую субботу поставить на Гробе Господнем лампаду "от всей Русской Земли"

Среди описаний достопримечательностей "Заморских стран" как называли государства крестоносцев в Палестине, как-то затерялся рассказ Даниила о военном походе против мусульманского Дамаска, в котором он сопровождал короля Балдуина. Конечно, сам игумен не сражался с сарацинами. Однако известно, что Даниила в его путешествии сопровождала "дружина многая", ибо, как писал он сам, "без предосторожностей не пройти через эти места из-за нападения иноверцев".

Действительно, путешествие в Святую землю было крайне опасным предприятием. Стоило христианским паломникам высадиться в Яффе, как они сразу подвергались нападениям сарацин. Пилигримов убивали даже у стен Иерусалима, в то время как крестоносцы предпочитали отсиживаться в укрепленных городах и замках. Только в 1119 году девять французских рыцарей образовали братство "для охраны пилигримов, следующих к святым местам" – орден бедных рыцарей Иисуса из храма Соломона, знаменитый орден тамплиеров. Необходимость защитить своих богомольцев понимали и на Руси.

Русские принимали участие и в других сражениях крестовых походов (к слову, в те времена такого понятия еще не существовало – военные экспедиции европейских рыцарей в Святую землю называли "перегринацио" то есть "странствованием" или "хождением"). Еще Н.М. Карамзин писал, что "Алексей Комнин (византийский император в 1081 – 1118 годах. – И.К.) приглашал россиян действовать против общих врагов христианства; отечество наше имело собственных; но вероятно, что сие обстоятельство не мешало некоторым витязям российским искать опасностей и славы под знаменами Христова воинства"

В "Истории об Иерусалиме и Антиохии" написанной в XIII веке, русские упоминаются в числе участников штурма Никеи в июне 1097 года: больше всего отличились "люди из Венгрии, Австрии, Дании, Польши, России (de Russie)".

В 1099 году в освобожденном крестоносцами Иерусалиме окончила свои дни княгиня Гита (Гида), жена великого князя киевского Владимира Мономаха. Она была дочерью последнего англо-саксонского короля Харальда, павшего в сражении с войском Вильгельма Завоевателя при Гастингсе в 1066 году. В Святую землю княгиню сопровождала дружина русских воинов.

Некоторые исследователи считают, что в крестовых походах против Саладина участвовали войска галицко-волынского князя Ярослава Осмомысла. Якобы именно об этом говорится в "Слове о полку Игореве": "...Стреляши сотня злата стола султаны за землями".

Сам игумен Даниил встречает в Иерусалиме соотечественников: "...Вся дружина русская, русские сыны... новгородцы и киевляне: Изяслав Иванович, Городислав Михайлович, Кашкичи и многие другие".


Добрыня Ядрейкович.
Ю.Г. Шмелев. 1988 г.

Наконец, еще в середине XII века на Святой земле был основан первый русский Богородичный монастырь. А когда в 1200 – 1204 подах в Заморье побывал новгородец Добрыня Ядрейкович, он оставил в своей "Книге паломник" упоминание о существовавшей здесь русской колонии, где жили калики[3].

"Итти будем к городу Ерусалиму"

Кто такой калика? Большинство людей ответят не задумываясь: убогий, юродивый, калека. И ошибутся. В Древней Руси так называли человека, побывавшего в Святой земле.

Владимир Даль в "Толковом словаре" уточняет это определение: "странствующий, нищенствующий богатырь" Помните, как приветствует калик былинный князь Владимир? "Уж вы здравствуйте, удалые добры молодцы, / Уж как все ли калики перехожие!"

Самое раннее упоминание о каликах перехожих-переброжих относится к XI веку. В "Уставе" [4] великого князя киевского Владимира Святославича они перечислены среди "людей соборных, Церкви приданных" на которых распространяется не княжеский, а церковный суд (на Руси в старину их называли "божьими людьми"; для сравнения – рыцарей Ливонского ордена в русских летописях именовали "божьими дворянами").

Калики отличались от обычных богатырей. (Кстати, слово "богатырь" восточного происхождения; на Руси их называли "хоробрами" или "храбрами"). Богатыри, как правило, нанимались в княжеские дружины, цель калик перехожих была иная: "А итти нам, братцы, дорога не ближняя, / Итти будем к городу Ерусалиму.

Можно предположить, что калики представляли собой своеобразное духовно-воинское братство, напоминающее европейские рыцарские ордена, например, Святого Иакова в Арагоне или госпитальеров Святого Иоанна. Появились они на Руси и на Западе практически одновременно и с одной и той же целью. И отношение к тем и другим у русских людей было одинаковым: летописец XII века называет крестоносцев "святыми мучениками, проливавшими кровь свою за Христа"

В Святую землю калики уходили из монастырей – в былинах упоминаются пустынь Ефимьева, обитель Боголюбовская. Поход в Палестину был весьма дорогим предприятием. Но Церковь не жалела средств на святое дело. Кроме того, сами калики были не бедными людьми. Это, как правило, дети боярские, купеческие, разного возраста и состояния, хотя все же главным критерием отбора являлось воинское искусство и готовность рисковать своей жизнью.

В Энциклопедии Брокгауза и Ефрона говорится: "Калики... одеты в шубы соболиные или гуни сорочинские, в лапотки семи шелков, с вплетенным в носке камешком самоцветным; костюм их дополняют сумки из рыжего бархата, клюки, иногда из дорогого рыбья зуба (моржовых клыков. – И.К.), и шляпы земли греческой". Действительно, калики называли себя "христовыми убогими" но стоит напомнить, что и орден тамплиеров, официально именовавшийся "бедным братским воинством" по богатству не уступал королевским домам Европы!

На бой калики выходили "окольчуженные" закованные в латы. Кроме обоюдоострого меча, большой популярностью пользовались булавы и кистени: "посох каличий" в былинах в решающий момент оборачивается богатырской палицей в "девяносто пуц" (любимое оружие русских богатырей!). В одной из былин Илья Муромец убивает своего противника "клюхою сорочинскою" которую одалживает у калики перехожего.

Несколько слов об организации "русских крестоносцев"

Минимальная численность отряда калик составляла, как правило, сорок человек во главе с командиром. (Пусть не смущает малое количество "бойцов". По-видимому, численность участников крестовых походов в средневековых хрониках сильно завышалась. Реальные цифры таковы: к весне 1100 года в распоряжении Готфрида Бульонского на Святой земле осталось лишь 300 рыцарей. Всего с 80 крестоносцами Танкред захватил Тивериаду и принял титул князя Галилейского.)

Отправляясь в путь, калики выбирали "большого атамана" приказам которого в походе беспрекословно подчинялись.

"Становились каликушки да во зеленый луг,
Во зеленый луг да во единый круг...
И стали они думать думу заединую,
Кто из нас, братцы каликушки, будет атаман большой...[5]
".

С другой стороны, эти строки вызывают ассоциацию с легендарным Круглым столом короля Артура, за которым все рыцари равны, а король – только первый среди равных.

В братстве калик существовал очень жесткий "моральный кодекс" соответствующий правилам, принятым в европейских рыцарских орденах с их обетами нестяжательства, целомудрия и послушания. И очень жестокие меры наказания за их нарушение:

"А в том-то ведь и заповедь положена;
Кто украдет или кто солжет,
Али кто пустится на женский блуд...

Едина оставить во чистом поле

И окопать по плечи во сыру землю
..".

Конечно, былины – свидетельства не вполне надежные. Но нередко походы калик в Святую землю фиксировались и в русских летописях! Например, под 1163 годом можно прочитать: "В лето 6671 поставиша Иоанна архиепископом Новгородским. При нем и при князе Ростиславе ходили из Великого Новгорода от Святой Софии сорок калиц ко граду Иерусалиму ко Гробу Господню". Этот год можно назвать высшей точкой успехов крестоносцев в Палестине. В 1163 году армия иерусалимского короля Амальрика предприняла поход на Египет. Как знать, не участвовали ли новгородские калики в этом походе?

Кстати, эти самые калики привезли из Иерусалима на Русь некую реликвию, который летописец называет "скатертью" Этот загадочный предмет имел, по всей видимости, огромную ценность, поскольку Иван Грозный в 1572 году упоминает его в своем завещании наравне с главными царскими регалиями: "Да сына же своего Ивана благословляю всеми Шапками Царскими и чином Царским, что аз промыслил, и посохами, и скатертью" [6].

Но мы забежали вперед. Рассказ о приключениях христианских реликвий на Руси нам еще предстоит.

Тайные наставники Ильи Муромца

С братством калик тесно связана биография Ильи Муромца. Главного героя русских сказок и одновременно – реального лица, канонизированного Русской православной церковью, гробница которого и по сей день находится в Киево-Печерской лавре.


Илья Муромец и калики перехожие.
М.И. Шемаров (1914 - 1998)

Собственно, с калик-то все и началось. Однажды в дом к сыну богатого крестьянина Ивана Тимофеевича Илье, который "тридцать лет не имел в ногах хождения" вошли калики перехожие и приказали принести им воды напиться. Удивительно, что Илья не посмел ослушаться незваных гостей – и встал на ноги. Как показала современная экспертиза останков богатыря, он страдал защемлением нервов спинного мозга, которое могло привести к временному параличу. Калики (бывшие ко всему прочему еще и народными целителями!) вправили Илье позвонки и отпоили целебным травяным отваром: "В этом ковшике вода всех рек, всех озер Руси-матушки: / Всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей". А поставив его на ноги, наделили богатырской силой и благословили на ратные подвиги: "Бейся-ратайся с врагами земли родной... защищай вдов, сирот, малых деточек" Очень напоминает обряд посвящения в рыцари (например, в ордене госпитальеров).

Калики показали Илье, где находятся тайники с оружием и снаряжением, научили, как выкормить коня богатырского себе под стать. И отправили в Киев на службу к князю Владимиру.

В дальнейшем пути калик перехожих и богатыря не раз пересекались. Ходил он и в Святую землю, однако дошел лишь до Константинополя (былина "Илья Муромец и Идолище"). Участвовал вместе с каликами в сражениях, обороняя русские города ("Калика-богатырь"). Былина описывает, как Илья вместе с Добрыней Никитичем и Каликой-богатырем вступает в бой с вражьей силой, причем Калика бьется в центре былинной "троицы":

"Поезжат казак Илья Муромец
Во тую ли силу в великую,

Во тую ли силу правой рукой,
Добрыня Микитич левой рукой,
Калика шла середочкой.
Стал он своею дубиною помахивать,

Как куды махнул, дак пала улица,
Отмахивал – переулочок.
.."

Сразу вспоминается тактическое построение средневековой русской рати, описанное в летописях (полки "правой" и "левой" руки). То, что калики занимают центр, то есть становятся на направлении главного удара, очень характерно.

И еще. То, что Илья Муромец в сказаниях именуется "казаком" обычно относят к позднему времени написания былин – не ранее XV века, но не все так просто... "Казак" по-тюркски означает не только "наездник" но и "бродяга" "странник?

Несколько слов про Калику-богатыря. В былинах говорится, что силой своей он превосходит самого Илью Муромца. Этих двух героев русского фольклора, возможно, связывает и общий конец. Эрих Ляссота, посол императора Священной Римской империи Рудольфа II, посетивший Киев в 1594 году, записывает в дневнике: 

"Во внешнем притворе (Софийского собора. – И.К.) была некогда гробница Илии Моровлина, известного героя, или богатыря, как здесь называют, о котором рассказывают много баснословного; в настоящее время эта гробница разрушена, но такая же гробница его товарища еще цела в той же часовне"

А дальше посол рассказывает про этого товарища: 

"Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка (Сапожок), говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог; и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел, и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище

Можно предположить, что австрийский дипломат неправильно понял своего переводчика. Слово "калика" произошло от латинского "калиги" ("caligae") – обуви средневековых странников. Уж не былинный ли Калика-богатырь был похоронен рядом с Ильей Муромцем?

Как Буслаев молиться ездил

Рассказывая о приключениях калик перехожих в Палестине, нельзя обойти вниманием и такого персонажа русских былин, как Василий Буслаев. Оказывается, этот буйный сын Господина Великого Новгорода тоже входил в братство!


Василий Буслаев.
А. П. Рябушкин. 1895 г. Бумага, акварель, гр. карандаш.
Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»

Сын новгородского купца Буслая в юности совершил "много дел неправедных": ходил по городу и забавлялся отрыванием рук, ног и даже голов у своих сограждан. Раскаявшись, он решил собрать дружину и пойти к Иерусалиму. (В былине "Сорок калик со каликою" в качестве причины паломничества в Святую землю также называется желание искупить грехи: "Ведь убили много буйных головушек понапрасно ведь, /Ай пролили крови да горючией" И здесь вновь напрашивается параллель с рыцарскими орденами: как известно, в ряды тамплиеров мог вступить даже рыцарь, осужденный за убийство, – для того, чтобы искупить свой грех в сражениях с "неверными?) Впрочем, Василия Буслаева в первую очередь привлекает возможность показать "удаль молодецкую": "Съездить мне-ка на горы Сионские / Посмотреть мне-ка сильных и храбрых богатырей..!"

Дружину Буслаева составляют "тридцать удалых добрых молодцев" то есть меньше, чем обычно принято у калик. Меньшую численность отряда можно объяснить тем, что в Святую землю он плывет на корабле. Его путь лежал по Волге в Каспийское море, затем через Персидское нагорье, Багдад и Сирию, в то время как калики обычно шли через Царьград.

"Прямым путем в Ерусалим-град
Бежать семь недель, А окольной дорогой
– полтора года:
На славном море Каспийском..."

Затем Василий просит у матери "лошадку могучую" которую "окопьчуживает" и "вовлажывает" (то есть одевает в латы). Тяжелая кавалерия? Ничего удивительного – Русь в то время славилась своими доспехами. В средневековой героической поэме "Рено де Монтобан" написанной в XII веке, упомянута "bon haubert qui en Roussie" то есть "добрая кольчуга, что из Руси" благодаря которой знатный рыцарь де Монтобан стал неуязвим в сражениях. Стоит ли говорить, что совершает свои подвиги французский паладин не где-нибудь, а в Святой земле?

В былине "Василий Буслаев молиться ездил" ничего не сообщается о рыцарских подвигах легендарного новгородца, напротив, в Палестине он совершает немало глупостей, которые, в конечном счете, и приводят его к гибели. Несмотря на запрет, он купается голым в Иордане, пренебрегает требованием, начертанным на найденном им на священной горе Фавор камне (нельзя перепрыгивать через него). Василий, конечно же, начинает скакать через камень и разбивает себе голову.

Заметим, что столь экстравагантное поведение можно охарактеризовать как "юродство во Христе" которое уже в то время было распространено на Руси. Возможно, некоторые из калик перехожих практиковали "безумие Христа ради" как самый трудный подвиг христианского благочестия, особый, высший вид духовного подвижничества.

В самом полном варианте былины Буслаев гибнет в сражении с сарацинами. Товарищи хоронят его вместе с останками другого погибшего в бою калики и ставят им общий крест с надписью:

"Лежат два удала добра молодца,
Два сильни могучи богатыри:
Да один-то Василей сын Иг
натьевич,
Другой-то Василей сын Буслаевич,
Их убила сорочина долгополая.
.."

В поисках земного рая

В средневековых русских хрониках имя Василия Буслаева не упоминается, из былин же трудно представить, о каком периоде крестовых походов может идти речь. Но история сохранила имя реально существовавшего калики из Великого Новгорода.

Такое прозвище имел святитель Василий, архиепископ Новгородский. До избрания на кафедру в 1331 году он совершил хождение в Святую землю. Интересно, что с именем Григория Калики (как его звали в миру) связано предание о Белом клобуке, символе высшей церковной власти, будто бы полученном в дар от константинопольского патриарха.

Архиепископу Василию принадлежит чрезвычайно загадочное "Послание о рае" [7]:

"Место святого рая находил Моислав-новгород и сын его Иаков. И всех их было три юмы (судна), и одна из них погибла после долгих скитаний, а две других еще долго носило по морю ветром и принесло к высоким горам. И увидели на горе той изображение Деисуса, написанное лазорем (ярко-голубой краской) чудесным и сверх меры украшенное, как будто не человеческими руками созданное, но Божиею благодатью. И свет был в месте том самосветящийся, даже невозможно человеку рассказать о нем... А твердь его недоступна людям, только до райских гор дойти они могут".

Похоже, что Василий был хорошо знаком с популярными на Западе легендами о святой горе Мунсальвеш[8] и неприступном замке, в котором хранится Святой Грааль. В сочинениях Вольфрама фон Эшенбаха[9] это – камень из рая, "камень света" который является в таком сиянии, перед которым "меркнет весь блеск земной"...

Это таинственное место на протяжении столетий искали легендарные рыцари Круглого стола и вполне реальные крестоносцы, трубадуры и паломники. Но возможно, Грааль могли видеть воочию русские калики во время своих странствований по Святой земле!

Приключения священных реликвий

В июле 1203 года армия крестоносцев подступила к Константинополю и осадила город. Целью участников Четвертого крестового похода было не освобождение Гроба Господня от мусульман, а захват столицы Византии. Французских и итальянских рыцарей привлекали сокровища, которые на протяжении веков копили императоры, а также самые почитаемые христианские святыни – терновый венец, Животворящий Крест Господень, наконечник копья Лонгина Сотника, которым был пронзен Христос, останки Иоанна Крестителя и другие артефакты.

12 апреля 1204 года после трехдневного штурма город пал. Франки подвергли "Новый Рим" варварскому разгрому, убивали и насиловали жителей, жгли библиотеки, грабили церкви, церковную утварь из золота и серебра рубили мечами, чтобы потом продать по частям. В руки крестоносцам попали огромные ценности. Но некоторые священные реликвии от них ускользнули.

Таинственно исчезла Святая чаша Господня (некоторые исследователи именно ее называют Граалем), в которую, по преданию, Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, пролитую на Голгофе. Она была перевезена в Константинополь из Иерусалима еще в VI веке и хранилась в церкви Фаросской Божьей Матери при императорском дворце.

Исчезла Плащаница, которую в 944 году арабы передали византийцам. (В письме императора Алексея Комнина к Роберту графу Фландрскому говорилось о том, что "среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя находятся Похоронные Полотна, найденные в Гробу после Воскресения" Участник штурма Константинополя рыцарь Робер де Клари писал: "Никто, будь то грек или франк, не знал, что случилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения города". В Европе она появилась только через сто лет.)

По одной версии, часть святынь погибла во время штурма города. По другой – они были спрятаны византийцами. Но существует и третья версия.


Паломничество Добрыни Ядрейковича в Константинополь.
И.Г. Машков

...Незадолго до взятия Константинополя столицу Византии покинул новгородец Добрыня Ядрейкович. Он был видным новгородским боярином, сыном воеводы Ядрея Прокшинича, и ловким дипломатом. В Царьград прибыл в 1200 году и внимательно наблюдал за тем, как развиваются события...

Вернувшись на родину, он написал "Книгу паломник" – своеобразный путеводитель по Константинополю. Он подробно описал, где хранились скрижали Моисея, киот с манной, которую будто бы ели евреи во время их исхода из Египта, пилы и сверла, при помощи которых был сделан крест, на котором распяли Христа, и многие другие интересные вещи.

Но, оказывается, Добрыня вернулся на Русь не с пустыми руками. Летопись сообщает: "Тогда же бяше пришьлъ Добрына Ядреиковиць изъ Цесаря-града и привезе съ собою Гробъ Господень". По приезде Добрыня постригся в монахи в Хутынском монастыре, а вскоре стал новгородским архиепископом под именем Антоний II.

Что же привез Добрыня?

Вот что писал в своем "Хождении" игумен Даниил: 

"Гроб Господен высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки... Пещера квадратна, четыре локтя в длину и четыре в ширину... На правой стороне небольшая лавка, высеченная из того же пещерского камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка святая, покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконцы виден святой камень, и тут поклоняются все христиане".

Существует мнение, что Добрыня привез в Россию плиту, на которой лежало тело Христа и на которой, по преданию, ангел высек изображение Спасителя. Но почему он выбрал именно Новгород? Дело в том, что в то время город на Волхове был единственным "островком спокойствия" на Руси, раздираемой княжескими усобицами. В том же 1204 году "мать городов русских" Киев был подвергнут страшному разгрому войском смоленского князя Рюрика Ростиславовича. Лаврентьевская летопись пишет об этом событии так: "Митрополию Святой Софии разграбили, и Десятинную святую церковь Богородицы разграбили, и монастыри все... Монахов и монашенок почтенных годами изрубили, а попов старых, и хромых, и слепых, и иссохших в трудах – всех тож изрубили..." (Кстати, есть предположение, что именно во время этого штурма Киева погиб Илья Муромец, в конце жизни принявший постриг в Киево-Печерской лавре. Калики ошиблись, когда сказали Илье, что "смерть в бою ему не писана" – современная экспертиза останков богатыря установила, что причиной смерти стала колотая рана в области сердца, видимо, полученная в сражении).


Софийский собор в Новгороде

В Новгороде плиту от Гроба Господня положили под алтарем Софийского собора. Протоиерей Лев Лебедев отмечал, что "раскопки в этой части собора обнаружили четыре каменные опоры, совпадающие с размером этой плиты". Дальнейшие следы реликвии приводят нас в Москву, где в 1598 году царь Борис Годунов задумал строить в Кремле на месте Успенского собора "Святая Святых" – точное подобие храма Гроба господня в Иерусалиме. В этом будущем центре вселенского православия должна была храниться главная русская святыня, которую некоторые современники называли... "Гробом Господним"! "Царь Борис замыслил... Господень Гроб злат, кован весь и ангели велики литы по письменному" – сообщает Пискаревский летописец. Строительство "Святая Святых" прервала смерть Бориса Годунова, и все следы грандиозного замысла царя затерялись в годы великой Смуты.

И еще одна история

В 1329 году московский князь Иван Калита по пути в Великий Новгород остановился в Торжке. "И пришли к нему Святого Спаса притворяне с чашею, двенадцать мужей на пир" и рассказали, что "ту чашу дали им сорок калик, пришедших из Иерусалима" – сообщает новоторжская летопись. Князь осмотрел чашу и сказал: "Что, братья, возьмете за эту чашу?"

– "Чем пожалуешь нас, то и возьмем" – ответили притворяне. Князь пожаловал храм Святого Спаса деньгами. "А ходите ко мне во всякую неделю и емлите у мене две чаши пива, а третюю меду. Также ходите к наместникам моим и к посадникам и по свадьбам, а берите себе три чаши пива" – приводит летописец слова Ивана Калиты.

Для нас особый интерес представляет то обстоятельство, что драгоценный сосуд находился в руках "притворян" то есть церковных нищих, которым его передали на хранение ("во веки им кормление") калики перехожие, возможно, тот самый отряд новгородских калик, совершивший в 1163 году поход в Святую землю. Отметим также, что этот предмет имел для князя большую ценность. Видный историк академик М.Н. Тихомиров в книге "Древняя Русь" подчеркивает, что древнюю чашу Иван Калита делает предметом особого почитания: он "благоговейно ставит ее себе на голову в присутствии бояр". А вскоре после этого приобретения Москва становится духовным центром страны – митрополит всея Руси Петр переносит сюда из Владимира свою кафедру.

Конечно, это может быть простым совпадением, но с XII века чаша Грааля возникает в православной символике. На крестах православных церквей, таких, как храм Покрова на Нерли (1165 год) и Дмитриевский собор во Владимире (1197 год), появляются изображения полумесяца, так называемые цаты. Существуют версии, что это изображение якоря – распространенного в раннем христианском искусстве символа Спасения или знак победы над исламом. Но есть и другая трактовка: цата – символ чаши Грааля. В конце XII века Русь не сталкивалась с мусульманским миром: тюрки и монголы были язычниками, некоторые исповедовали христианство несторианского толка. Новую религию они приняли только в XIII веке. О какой же победе над исламом могла идти речь в XII веке? На ум приходит только завоевание Святой земли крестоносцами.

Русские трубадуры

"Но возвратимся на прежнее повествование" как писал игумен Даниил.

Что же произошло с нашими героями – каликами? По возвращении со Святой земли многие из них принимали монашеский постриг или странствовали по Руси, рассказывая о своих приключениях. Возможно, они даже записывали их. Калики были образованными людьми. "Приходили калики перехожия, / Они крест кладут по писаному, / Поклон ведут по-ученому" – говорится в былине. (Нечто подобное мы видим и на Западе. Эпоха крестовых походов в точности совпадает с эпохой трубадуров. "Первым трубадуром" называли герцога Гийома Аквитанского, руководившего крестовым походом в 1100 – 1101 годах. Знатные сеньоры, такие, как граф Тибо Шампанский, и странствующие рыцари-поэты наряду с куртуазными любовными поэмами создавали и песни о Крестовом походе – призывы к участию в походах за море во имя защиты Святой земли от "язычников")

Помимо былин калики сочиняли духовные стихи – народные песни на религиозные сюжеты, которые считаются выдающимися произведениями древнерусской литературы. "С телесной силой соединяется в каликах, по былинам почти постоянно, духовная сила. Это какие-то чародеи, у которых сила мышц есть выражение силы духа" – писал выдающийся филолог-славист академик И.И. Срезневский. Именно в духовных стихах содержится квинтэссенция русского рыцарского идеала. Широко известен стих о Егории Храбром (напомним, "храбр" – это древнерусский витязь, воитель). Мать, собирая Егория в дальний путь, говорит:

"Ты поди, чадо милое,
Ты поди далече во чисто поле,
Ты возьми коня богатырского
И со сбруею богатырск
ою,
Со вострым копьем со булатныим
И со книгою, со Евангелием...

...Подымал (Егории) палицу булатную,
Разрушил палаты белокаменны,
Очистил землю христианскую,
Утвердил веру Самому Христу,
Самому Христу, Царю Небесному
".


Георгий Победоносец.
Михаил Нестеров (1862 - 1942). 1898 г. Бумага, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза. 32x18.
Эскиз образа для часовни над усыпальницей фон Мекк на Новодевичьем кладбище в Москве
Государственный Русский музей, С.-Петербург

На Руси Георгия Победоносца, покровителя воинов, почитали уже при Ярославе Мудром, получившим при крещении имя Георгия. Но особенно популярным святой драконоборец стал во времена крестовых походов. Причем и на Руси, и на Западе. Английский король Ричард Львиное Сердце, участвовавший в 1189 – 1192 годах в Третьем крестовом походе, свои победы объяснял особым покровительством, которое якобы оказывал ему святой Георгий. Интересно, что в России Георгий считался защитником от воров и разбойников, покровителем одиноких путников (паломников).

Павшие "смертью храбрых"

Некоторые калики по возвращении из Святой земли становились "обычными" богатырями, поступая на службу к князьям. В то время это была очень востребованная профессия. Несмотря на решения Любечского съезда князей, Русь продолжали раздирать усобицы. Князья ходили походами друг на друга, разоряли и жгли города, по выражению летописца, "землю пусту сотвориша". В 1216 году в кровопролитной битве между ростово-суздальскими и новгородскими войсками на реке Липице полегло более 10 тысяч дружинников – цвет русского воинства...

Спустя три года один из самых известных русских богатырей Александр Попович (не былинный Алеша Попович, а реальный персонаж, герой Липицкой битвы) собрал "всероссийский" совет "храбрых" на котором было решено поддержать "центральную власть" – всем вместе отправиться на службу к великому киевскому князю Мстиславу Романовичу. Смогли бы богатыри удержать Русь от дальнейшего распада? Ответа на этот вопрос мы никогда не получим: 16 июня 1223 году в битве с монголами на реке Калке отряд древнерусских "спецназовцев" пал смертью храбрых (видимо, отсюда и пошло это выражение). В Ипатьевской летописи говорится, что "Александр Попович тут был убит, а с ним 70 храброе... И был вопль, и воздыхание, и печаль по всем городам и по волостям".

После этого мы практически ничего не слышим о каликах. Монгольское нашествие 1237-1240 годов положило конец походам русских отрядов в Святую землю. В 1244 году мусульмане окончательно отвоевали Иерусалим, в 1291 году была взята Акра – последний город, остававшийся в руках крестоносцев.

Не все калики погибли от рук "злых татаровей". Например, в 1341 году Псковская летопись описывает подвиги калики Карпа Даниловича, во главе 50 "удалых молодцов" отразившего набег ливонских рыцарей. Но это была уже агония русского духовно-рыцарского ордена...

Свои тайные знания калики пытались передать следующим поколениям в зашифрованных посланиях-былинах. Но до наших дней дошла, видимо, лишь малая часть этой информации. Дело в том, что монголы преследовали калик-сказителей (в то время как к православной церкви ордынцы относились вполне доброжелательно). По свидетельству итальянца Плано Карпини, в 1245 году посетившего Россию, некий монгольский баскак Сарацин (!) ловил русских нищих и уводил их в Орду. Возможно, итальянский монах под словом "нищие" имел в виду калик. Собственно говоря, они и сами себя так называли. "Расплакалась нищая братия, / Расплакались бедные – убогие, слепые и хромы" – говорится в одном духовном стихе.

Так и пришел конец самым загадочным героям русского эпоса.

____________
Примечания

[1] «Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена» — Наиболее раннее из описаний паломничества в Палестину, сохранившееся в древнерусской литературе. Написанное приблизительно в 1106-1108 гг. во время составления первой редакции летописного свода «Повесть временных лет», хождение представляет собой ценный исторический источник, в котором нашли отражение события политической истории Руси, стран Востока и Запада, в частности, Палестины и Сирин.

[2] Д.С. Лихачёв «Литература эпохи «Слова о полку Игореве». 

[3] Хождение Добрыни Ядрейковича в Константинополь (1200-1204 гг.), «Книга Паломник. Зъ богом почихаем. Сказание мест святых во Царьграде. Благослови отче». — Описание Царьграда и его основных христианских святынь, составленное будущим архиепископом новгородским Антонием вскоре после 1200 г., накануне латинского завоевания и разграбления византийской столицы крестоносцами».

[4] Наиболее древними из дошедших до нас правовых актов, определявших место церкви в общественно-государственной системе, являются уставы киевских великих князей Владимира (приблизительно с 986 г. по 1015 г.) и Ярослава (с 1019 по 1054 г.). Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных включает сведения о крещении Руси (988 г.), о создании в Киеве церкви Богородицы, ставшей кафедрой «Киевских и всея Руси» митрополитов (основана в 991 г., освящена в 996 г.), и названной десятинной в связи с тем, что, согласно Уставу, ей определялась десятая часть всех княжеских доходов от сборов урожая и приплодов скота, торговли и судебных дел. Опираясь на византийскую традицию (греческие номоканоны), Устав вводил церковное судопроизводство, передавая ему все дела, связанные с семейно-брачными отношениями, колдовством, ведовством и т. п. Кроме того, особая категория лиц.- людей церковных (духовенство, монашество, миряне, исполняющие в церкви постоянные обязанности) и лиц, находящихся под патронатом церкви (вдовы, калеки, отпущенные на свободу по духовному завещанию), полностью подпадала под юрисдикцию церкви. В Уставе заявлялось об отказе от вмешательства князя и его преемников в деятельность церковных судов. 

[5] Духовные стихи каликов, «Песня про Касьяна Михайловича» 

[6] «Духовная царя и великаго князя Иоанна Васильевича, самодержца всероссийскаго» 

[7] «Послание о рае» (1347) новгородского архиепископа Василия Калики (1331-1352) тверскому епископу Федору Доброму (1342 -1360). 

[8] Гора Мунсальвеш (иначе Монсальваж, Мунсальвеш) — замок Святого Грааля. 

[9] Вольфрам фон Эшенбах (около 1170, Эшенбах, — 1220), немецкий поэт-миннезингер. Странствующий певец. Автор стихотворного рыцарского романа «Парцифаль» (1198—1210, изд. 1783), входящего в цикл романов о короле Артуре

Иван Крылов

Тэги: традиции паломничества, история Руси, духовные стихи, храм Гроба Господня, святыни Иерусалима, связи России со святыми местами, Святая Земля

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню