Русские старцы-отшельники на Афоне
Традиции русского пустынного и пещерного подвижничества никогда не иссякали как на Святой Горе, так и на Святой Руси. Со времен преподобного Антония Печерского, 1000 лет назад принесшего и утвердившего на Руси образец святогорского подвижничества, эта традиция дала обильные всходы и плоды, так что впоследствии украсила Афон и Русь именами великих старцев-отшельников.
Выдающимся святогорским старцем-пещерником был знаменитый борец с Брестской унией Иоанн Вишенский, который свои полемические послания с призывами твердо держаться православной веры писал на Украину из пещерного затвора на Святой Горе.
Из описаний киевского монаха и паломника Василия Григоровича-Барского мы знаем, что в середине XVIII в. на Святом Афоне высоко в горах и лесах подвизалось много русских отшельников и пустынников. Эта традиция сохранилась и в ХIХ – ХХ веках.
Начинали с пустыннического жительства на Афоне как преподобный Паисий Величковский, так и духовник всех русских святогорцев старец Арсений. Его ближайший ученик – старец Иероним (Соломенцов), прежде чем принять духовное руководство в Русике, также долгое время подвизался в уединении.
В ХIХ в. при Русском на Афоне Свято Пантелеимоновом монастыре подвизался схииеромонах Мефодий, бывший насельник Соловецкого монастыря. Затем, по благословению старцев Русика, он восстановил отшельническую келлию св. Григория, где и поселился для уединенного жития и непрестанного молитвенного делания. Он часто скрывался от людей под огромным камнем в пещере, куда уединялся для молитвы.
Недалеко от Ватопедского монастыря, в пещере у моря, подвизался русский схимонах Севастиан. Современники о нем вспоминали, что «жил он как птица, в совершенном нестяжании. В келье ничего не имел. Пропитание получал от рукоделия и всегда пребывал весел и радостен. О земном никакого не имел попечения, но весь был погружен во Едином Боге».
Другой русский сиромаха – схимонах Феоклит жил в искусно высеченной пещере высоко в прибрежной скале, состоящей из двух отделений, где его однажды пытался навестить Великий Князь Алексей Александрович Романов при посещении им Святой Горы в июне 1867 года. Проезжая Афон вдоль берега, он обратил внимание на пещеру и пожелал осмотреть ее, но на этот раз обитателя ее не было дома — он ушел за пропитанием в Руссик, и вход в пещеру был замкнут.
Схимонах Гавриил, бывший мещанин из города Сумы, по благословению старцев Русика имел собственноручно выстроенную под камнем каливу-пещеру выше ближней Георгиевской келлии и жил там в уединении более 35 лет.
Также подвизался монах Трофим (Коломиец), бывший отставной унтер-офицер из Полтавской губернии, о котором современники вспоминали, что «жил он почти на открытом воздухе в лесу, на крошечной ливадке: на кустах была положена плита, которая служила аналоем, а около нее он, сидя, спал. Тут же, в сухом потоке, к одной стороне потока приложена маленькая стенка, кое-чем накрытая, с отверстием, в которое только едва можно пролезть и сидеть в этой конуре, а встать нельзя и едва можно повернуться. Конурку эту нельзя приметить, если и рядом пройдешь. В ней он читает книги и молится и иногда пишет свои духовные мысли». Он также ушел в затвор по благословению старцев Русика.
О другом сиромахе, схимонахе Гаврииле, известно, что «вел жизнь странническую, жил в лесу, в пещерах и так около 50 лет от Севастопольской войны провел на Афоне. Подвизался на землях Русика, спал, как правило, под открытым небом, кушал где придется. Часто приходилось встречать его в лесу, нрава был тихого, говорил мало, но кротко и обстоятельно. Одежду имел самую убогую и почти всегда был без шапки».
Среди огромного сонма русских святогорских отшельников особого внимания заслуживает схимонах Илия (Аминский). Он был уроженцем Каменец-Подольской губернии. Этот образованнейший и умнейший человек, бывший управляющий знаменитыми в Российской империи заводами Терещенко, заработавший себе большое состояние и достигший уважения и славы в светском обществе, вдруг решил бросить все и стать монахом. Прибыв на Афон в 1904 году, он в Русском Пантелеимоновом монастыре после исповеди у отца Агафадора (Буданова) попросил благословения жить не в монастыре, а в лесу, принадлежащем обители. Он отказался от всяких, даже элементарных условий для жизни, и следующие 30 лет провел как зверь в лесу. Подвижник не имел дома — жил под камнем; не варил себе пищу — ел траву и плоды; не менял одежду, хотя рухлядь еле прикрывала его тело; не лечился, хотя ему было уже под 80 лет, и, что самое важное, никогда и ни с кем не разговаривал. При случайной встрече с людьми падал на колени и, приклонив голову до земли, не выпрямлялся, пока не оставался один. Преставился ко Господу отец Илия 13 сентября 1932 года, от роду около 80 лет, молясь сидя под камнем. Отец Флегонт (Лебедев), изумленный невероятным подвигом отца Илии, в день его кончины скупо, но выразительно отметил в своем дневнике: «Великий подвижник, 30 лет прожил под камнем».
Еще один отшельник схимонах Зосима «вел скитальческую жизнь около Старого Руссика в лесу, ходил босой и в легкой одежде зимой и в самое холодное время, кушал у порты, не говорил ни с кем ни слова. В последние годы ходил в наклонном положении, так что рукой до земли доставал».
Схимонах Вениамин, уроженец Курской губернии, более 10 лет подвизался в Русике, затем попросил благословение уйти в затвор, где и провел оставшиеся 15 лет, ископав себе под камнем пещеру на высокой скале, что на дороге к Старому Русику.
Еще один отшельник – схимонах Аввакир (Кучеренко), выходец из казачьей семьи и уроженец Екатеринославской губернии, нес послушание уставщика и певчего при Русике, а затем, по благословению старцев, ушел в затвор и в лесу близ Старого Русика поселился в дупле дуба, где подвизался оставшиеся годы жизни.
На крутых и неприспособленных для жизни Карульских скалах также в основном подвизались русские подвижники.
Все эти и многие другие безвестные старцы-отшельники являются украшением тысячелетнего русского святогорского наследия, давшего свои богатые духовные всходы.
Подготовил Сергей Шумило,
директор Международного института афонского наследия
Русский Афон