RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


В Москве прошла конференция «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»


17-18 ноября 2018 года в Москве в Центре оперного пения им. Галины Вишневской состоялась международная конференция «Преемство монашеских традиций в современных монастырях. Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества». В работе форума приняли участие 295 монашествующих из 102 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Белорусского экзархата, Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Латвийской Православной Церкви, Русской Православной Церкви Заграницей, митрополичьего округа в республике Казахстан и Среднеазиатского митрополичьего округа.

Организаторами монашеского форума выступили Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви и Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы.

Председательствующий на конференции митрополит Саранский и Мордовский Зиновий в приветственном слове отметил, что перед участниками конференции, собравшей единомышленников, стоит задача ответить на вопрос, как сохранить полноту и чистоту духовной жизни в этом меняющемся на наших глазах мире.

Затем митрополит Зиновий предложил игумении Иулиании (Каледа), заместителю председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельнице Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы поделиться впечатлениями от недавней поездки в Египет в составе делегации монашествующих Русской Православной Церкви.

В своем выступлении «Дух всеобъемлющей любви во Христе в жизни современных египетских монастырей» игумения Иулиания рассказала, что оказавшись по приглашению Патриарха Коптского Тавадроса II на родине монашества, участники делегации словно перенеслись во времена отцов-пустынников, исполненных духом подвига и исповедничества. По словам матушки, в течение всей поездки делегация находилась под охраной вооруженных солдат. Но сами копты без страха перемещаются по улицам, имея внутреннюю готовность пострадать за Христа.

За пять дней члены делегации посетили 3 женских и 6 мужских монастырей. Всего же на египетской земле действует 50 монастырей, 30 из которых насчитывает 100 и более насельников. Несмотря на многовековые гонения, в монастырях сохранилось преемство традиций, заложенных основателями монашества IV–V веков. В общении с братиями и сестрами обращали на себя внимание их простота, скромность, радостное состояние духа. Примечательно, что до сего дня в коптских монастырях сохранился обычай омовения ног. Игумен и старшие братия омывают ноги странникам, предпринявшим далекий пеший путь. «И нам предложили умыть ноги, и было видно, что братия готовы исполнить свои слова», – сказала матушка Иулиания.

В одном из монастырей на вопрос, какими бы игумен хотел видеть своих монахов, он ответил, что хотел бы, чтобы братия были как ангелы. Духовное воспитание иноков является предметом особой заботы в египетских монастырях. Также большое внимание уделяют игумены и игумении приему в обители новых членов монашеских общин. Желающие поступить в монастыри должны иметь светское образование, быть воцерковлены, знать основы христианской веры и обладать твердой решимостью стать монахами. Для того чтобы понять, способен ли молодой человек (в монастыри здесь принимают до 30-летнего возраста) к иноческой жизни, игумен или игумения могут пригласить на беседу родственников кандидата, без благословения которых монастыри не берут послушников.

Паломники не нарушают внутреннего уклада египетских обителей, так как здесь четко разграничены территории, доступные для посещения, и скрытые от мирян келейные территории насельников. Ограничены и часы посещений монастырей паломниками. «Побывав в египетских монастырях, мы немного приобщились к их опыту и поняли, что и сегодня мы можем жить, как жили и живут последователи Христа. Главное, иметь решимость и желание следовать за Спасителем», – сказала, завершая свое выступление игумения Иулиания.

Фильм о посещении делегацией монашествующих Русской Православной Церкви монастырей и святых мест Египта, связанных с историей возникновения и расцвета христианского монашества, был показан участникам конференции во второй день работы форума.

Первый доклад пленарного заседания, с которым выступил иеромонах Ермоген (Бурыгин), сотрудник Управления делами Московской Патриархии, носил название «Игумен монастыря по творениям египетских отцов Церкви IV–VII веков». Отец Ермоген поставил своей задачей тщательно рассмотреть свидетельства памятников монашеской письменности, житийной и учительной литературы, касающиеся всех сторон деятельности настоятелей обителей. Первая часть доклада была посвящена святоотеческим советам будущим игуменам, тем, кому предстоит нелегкий труд руководства монашествующими. Святыми отцами этот труд воспринимался как жизненный подвиг, который возможно понести лишь при максимальном самоотречении, напряжении собственных сил и надежде на помощь Божию, подчеркнул докладчик. Святые подвижники Египта акцентировали внимание на двух основных аспектах подготовки к такому служению: отсутствии горделивых и корыстных устремлений кандидата и необходимости предварительного приобретения опыта монашеской жизни и пребывания в послушании. Так, например, преподобный Иоанн Кассиан пишет, что в египетских общинах опыт кандидата в игумены, положительно проявившего себя в качестве рядового монаха, был одним из решающих факторов избрания на должность начальствующего.

Вместе с тем, как отметил отец Ермоген, руководство обителью не требует искусственного подражания некоему идеальному образцу. Даже у святых отцов характеры и нравы различались порой кардинально, примером чего могут служить преподобные Антоний Великий и Пахомий Великий, преподобные Макарий Великий и Феодор Освященный и др. В связи с этим игумену нужно со смиренномудрием сохранять свойственное ему внутреннее устроение и более всего избегать гордыни. Святые отцы также много говорят о необходимости рассудительности при принятии игуменом решений, что нередко выражается в предпочтении принципов икономии и милосердия по отношению к братии. Игумен должен всех вверенных ему братий увещевать и учить тому, что свято, не злоупотреблять властью и, прежде всего, показывать пример святости в собственной жизни.

Большую часть всего объема святоотеческих поучений, касающихся начальника монастырского общежития, занимает тема отношения игумена к вверенному его попечению монашескому братству. «Братия должны бояться настоятеля как господина и любить как отца − именно этим непростым сочетанием строгости и любви исполнено содержание всех найденных поучений», − отметил иеромонах Ермоген. При этом любые строгие меры должны применяться только либо ради общей пользы, либо для спасения души согрешающего. Игумен же, как учил преподобный Макарий, употребляя власть, внутренне должен почитать себя «рабом, недостойным всякого из братии»: только так он может сохранить свое мирное устроение и при этом поддерживать дисциплину.

В заключение докладчик сделал вывод, что основные принципы управления монастырем концептуально не изменились и в наше время и рекомендации в отношении игуменского служения, которые сохранились в сочинениях отцов, остаются актуальными и способствуют внутреннему преуспеянию игумена и вверенного ему братства.

Затем участникам конференции был представлен доклад иеромонаха Силуана (Никитина), и.о. ректора Сретенской духовной семинарии, «Устав преподобного Антония Великого как основа монашеской жизни».

В начале своего выступления отец Силуан сделал краткий экскурс в историю Устава преподобного Антония, который на самом деле не существует в виде единого свода правил с подтвержденным авторством, но вошел в сокровищницу христианской литературы в поздних латинских переводах с арабского таких сочинений, как «Правила монашеской жизни», «Устав преподобного Антония», или «Устав отшельнической жизни». Отметив, что это, несомненно, был действующий устав, регулирующий жизнь некоторых полуотшельнических монастырей, и что, исходя из содержания, его вполне можно считать основой монашеской жизни в целом, докладчик напомнил далее, что русским читателям до недавнего времени данный текст был знаком по переводам святителя Феофана Затворника, включенным в изданное им «Добротолюбие».

Самым известным и авторитетным толкователем Устава преподобного Антония в настоящее время является архимандрит Эмилиан (Вафидис). В своей книге «Трезвенная жизнь и аскетические правила» он объясняет 80 правил Устава. Этот труд был издан на русском языке в переводе сестер Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга.

Дальнейшее содержание доклада иеромонаха Силуана касалось анализа различий названных переводов, которые, в свою очередь, опираются на разные издания текстов Устава. Кроме того, докладчик отметил, что архимандрит Эмилиан интерпретирует Устав для использования насельниками общежитийных обителей, в то время как в русскоязычной монашеской традиции его трактовали всё же больше как правила для анахоретов, поэтому толкование святогорского старца в настоящее время не имеет у нас академических аналогов. Главный вывод, сделанный автором доклада, это назревшая необходимость научно-текстологического исследования отечественными богословами Устава преподобного Антония на основании святоотеческого наследия.

В докладе «Устав Киево-Печерской лавры как образец преемства монашеской традиции» преподаватель Киевской духовной академии архимандрит Феофан (Меджидов) на исторических примерах показал, что устав лавры вобрал в себя всё лучшее из традиций монашества Египта, Палестины, Афона и Византии. Очевидно, общежительный устав лавры, введенный Феодосием Киево-Печерским, базировался на отшельническом образе жизни преподобного Антония. Оба указанных вектора в развитии монашеского делания, вне всякого сомнения, находятся в полном соответствии с духовным наследием двух древних египетских отцов преподобных Антония и Пахомия. С течением времени устав лавры подвергался давлению как со стороны внешнего врага – всевозможных нашествий, – так и со стороны врага внутреннего – еретических и раскольнических группировок. Однако он выстоял в горниле испытаний и представляет собой гармоничное воплощение Типикона с элементами своеобразных уникальных особенностей и в полном соответствии с духом древних подвижников, аскетов, стоявших у основания монашества.

Затем некоторое время было отведено ответам на поступившие в президиум вопросы. Участники обменялись мнениями по поводу того, на чем зиждется и как проявляется в повседневной жизни монастыря авторитет игумена; как в наше время можно следовать традициям египетских отцов.

После перерыва началось заседание круглого стола «Духовное руководство: слово от опыта». Его открыл епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, представивший присутствовавшим свой доклад «Рассудительность и любовь египетских отцов в духовном руководстве братией». «Египет – страна, где зародилось монашество, − сказал владыка Порфирий. – Именно там был заложен фундамент для всех последующих монашеских деланий: умная молитва, аскетизм, уставы отшельнического, скитского и общежительного жития». Его Преосвященство привел несколько сохраненных в патериках характерных эпизодов из жизни египетских отцов для того, чтобы наглядно показать, как гармонично подвижники сочетали в себе аскезу, рассудительность и любовь. Оставшееся время выступления владыка, возглавлявший делегацию монашествующих Русской Православной Церкви в поездке к общехристианским святыням Египта, посвятил рассказу о своих впечатлениях от посещения египетских монастырей. Епископ Порфирий особо отметил практику выучивания евангельских текстов и Псалтири наизусть как продолжение древней традиции в современных коптских обителях, а также отношение к монашескому правилу обязательного распределения времени на чтение и богомыслие. В заключение владыка привел слова принимавшего делегацию епископа Даниила: «Самый великий монастырь тот, где есть самая большая любовь».

Докторант Фрибургского университета, член Союза писателей России Зиновий Чесноков выступил с докладом, озаглавленным «Вопроси отца твоего, и возвестит тебе: принципы духовного окормления древних египетских отцов». Докладчик представил свидетельства того, что раннехристианские источники уже содержат мысли о необходимости духовного окормления у старцев. Святые, явившиеся проводниками аскетического движения из Египта в Палестину и далее на Кипр и в Европу, одновременно способствовали и распространению старчества как особой аскетической практики, целью которой является достижение единения с Богом посредством послушания духовному отцу. Автору доклада, несмотря на его молодой возраст, посчастливилось общаться с последним из ныне живущих насельников Глинской пустыни поколения преподобных глинских отцов схимитрополита Серафима (Мажуги), схиархимандрита Серафима (Амелина) и других – отцом Вениамином (Селивановым). Духовная жизнь египетской пустыни может быть везде, где есть продолжатели заветов великих старцев − таким выводом на основе собственного опыта поделился со слушателями Зиновий Чесноков.

Завершилось заседание круглого стола докладом игумена Петра (Мажетова), наместника мужского монастыря Свято-Косьминская пустынь Екатеринбургской митрополии, «Духовное руководство братией в современных монастырях – использование наследия древних египетских отцов». Отец Петр предложил аудитории «в деловом ключе» задаться вопросом, что, действительно, является причиной духовных недугов современного монашества. Что можно противопоставить окружающей культуре мирских ценностей, наполняющей ныне жизнь инока «центробежными процессами»? Просто найти время и возможность для личной молитвы сегодня крайне недостаточно, убежден игумен Петр − необходима соответствующая жизнь. Монастырь должен быть не просто школой уединения, но обязательно школой евангельской любви. В подтверждение этого докладчик привел высказывания и святых отцов первых веков монашества, и гораздо более близкого нам по времени учителя иночества святителя Игнатия (Брянчанинова). Новоначальный, особенно молодой человек, приходя в монастырь, должен попасть в обстановку любящей семьи, где каждый болеет за другого, где есть понимание ответственности, а не в интернат казенного типа.

Далее отец Петр поделился своим видением того, чем отличаются понятия «личность» и «лицо» и почему монаху важно осознать это различие и обрести свое сокровенное, духовно преображенное лицо как свое богоподобное «я». Значимость личности важна для жизни в миру, но «подлинное монашество существует совсем в другом измерении», − заключил отец Петр, напомнив слушателям монашескую истину: в миру и в монастыре бывает одинаково тяжело, но в монашестве не только знают, ради чего терпят скорби, а и имеют возможность проживать ежедневное воздаяние – встречу со Христом и обретение Царствия Божия внутри себя. 

18 ноября конференция продолжила работу. Собравшиеся заслушали доклады секции «Богослужебно-молитвенная жизнь и духовное возрастание монаха по наследию древних египетских отцов», начавшей свою работу под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, председателя Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества.

Доклад епископа Домодедовского Иоанна, наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, «"Одно сердце и одна душа". Принципы общежительного монашества в египетских киновиях и их применение в современных монастырях» прочел насельник Новоспасской обители игумен Иаков (Тупиков).

В начале доклада владыка Иоанн напомнил, что основоположник киновиального направления преподобный Пахомий Великий, взяв за идеал первохристианскую общину с ее внутренним единством и взаимной любовью, сделал монашескую жизнь более доступной для многих христиан.

Далее автор подробно остановился на основных принципах общежительных египетских монастырей. В первую очередь, он выделил главную заповедь киновиального жительства – послушание священноначалию. Опираясь на свидетельства блаженного Иеронима Стридонского, преподобного Варсонофия Великого и других отцов Церкви, на примеры из «Правил» преподобного Пахомия, епископ Иоанн особо подчеркнул, что игумен вправе ожидать от братии безоговорочного послушания, но одновременно сам он несет бремя ответственности за духовное и житейское благополучие братства, предоставляя насельникам уникальную возможность заниматься делом духовного возрастания и ограждая их от соблазнов и искушений.

Говоря о важности совместной братской молитвы, владыка выделил такие моменты, как обязательность проповеди игумена и обсуждения его поучений братиями. Епископ Иоанн напомнил и о древней монастырской практике изучения Священного Писания с заучиванием текстов наизусть и далее привел разнообразные примеры того, как в общежительных монастырях относились к личному аскетическому деланию каждого монаха: помимо регулярного чтения Священного Писания, насельникам благословлялось индивидуальное молитвенное правило, немалое внимание уделялось безмолвию.

Общежительное монашество дает уникальную возможность на практике исполнить Христову заповедь любви. Многие святые отцы призывали непременно приобрести опыт жизни в общежитии, прежде чем подвизаться в уединении, для того, чтобы научиться побеждать в себе гордость.

Завершая обзор принципов жизни в египетских киновиях, епископ Иоанн обратил внимание и на то, что в них всегда уделялось особое внимание образованию иноков, а также не возбранялось развивать данные от Бога таланты.

Все упомянутые принципы могут найти место в жизни современных монастырей. Ныне общежитие − наиболее распространенная форма существования мужских и женских обителей. Несомненно, положительным является, если игумен руководит братством как отец (по возможности, и духовник) монашеской семьи, участвует в общемонастырских послушаниях, трапезах и т.п. Скрепляют общину также соборная молитва, регулярные братские богослужения и причащение всех насельников, что согласуется с заветами древних учителей монашества. Владыка Иоанн посоветовал возрождать в сегодняшних монастырях уважительное отношение к образованию и всячески поддерживать насельников, имеющих стремление к богословию.

Следующим аудитории был представлен доклад иеромонаха Никандра (Пилишина), благочинного монастырей Вологодской епархии, «Изучение Священного Писания и святоотеческих творений в духовной жизни монаха – опыт современных египетских монастырей». Доклад прочел игумен Игнатий (Молчанов).

Автор подробно раскрыл тему, которая до этого уже неоднократно затрагивалась участниками конференции: роль Писания как одного из основополагающих элементов в жизни монаха, творческое применение Богодухновенных книг и святоотеческого наследия в аскетической практике. Призыв Евангелия к личному совершенству через отречение от привязанности к миру вдохновил некогда основоположника пустынножительства преподобного Антония Великого. И сегодня в коптских монастырях соблюдается традиция знания в совершенстве, наизусть текстов Евангелия и Псалтири. Священное Писание не только читают за богослужением и в келии, слышат в поучениях духовников − оно буквально растворено во всей жизни монашествующих.

Помимо этого, одним из послушаний египетских монастырей является сегодня перевод, редактирование и издание на современный арабский язык ключевых святоотеческих текстов.

Отец Никандр рассказал в своем докладе о подвижнике отце Матте Аль-Мискин (1919−2006), основавшем со своими учениками пустынножительство по традиции древних отцов, а затем восстановившем монастырь преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне. Последователи о. Матты в Коптской Церкви многочисленны. Как правило, это молодые люди с университетским образованием, продолжающие изучать в обители памятники аскетической литературы и труды современных богословов, а также духовное наследие других конфессий и особенно православия.

В Коптской Церкви сегодня поддерживается общежительная традиция, но не строго общинной жизни, а с элементами отшельничества – с меньшим числом общих трапез и братских молитв. В наше время это позволяет идти иноческим путем людям разного темперамента и разных способностей. Удивительным сегодня является тот факт, что монахам удается успешно совмещать духовные труды по изучению Писания и богословских текстов с активным социальным служением, заметил отец Никандр.

Перед началом дискуссии на тему «Молитвенное делание и аскеза "по стопам египетских отцов" − возможно ли это в условиях современности» митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий предложил игумении Викторине (Перминовой), члену Коллегии СОММ, настоятельнице Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы, рассказать об обителях Египта, которые матушка посетила в составе делегации Русской Православной Церкви.

Как и заместитель председателя СОММ игумения Иулиания, выступавшая перед участниками конференции в первый день работы, матушка Викторина особо отметила в своем сообщении жертвенный дух, присущий христианам Египта, который проявляется в готовности быть убитыми за Христа в условиях реальной опасности. Вместе с такой ревностью по вере христиан этих мест отличают смирение, детская простота и удивительная радость о Господе. О монашествующих Египта можно сказать еще и то, что они имеют решимость подвизаться не на словах, а на деле. В египетских монастырях и сегодня есть те, кто соблюдает правила строгого общежития, есть уединенная скитская жизнь, существуют отшельники. «Во время встреч с монашествующими, – поделилась матушка, – мы задавали друг другу вопросы. Было интересно узнать о том, как сегодня подвизаются в местах, освященных жизнью великих отцов древности». Из ответов было очевидно, что египетские монашествующие в своем келейном правиле трудятся более над качеством молитвы; что духовный наставник, которым является игумен, определяет каждому брату свое правило, состоящее, преимущественно, из псалмов. Молитвенный настрой также укрепляет ежедневное присутствие на богослужениях. В монастыре преподобного Антония Великого, например, каждый будний день служится по 28 Литургий в малых церквях обители, а по воскресным и праздничным дням совершается одна Литургия в большом соборе для всего братства. На послушаниях братии дается благословение творить Иисусову молитву, чтобы ограждать ум от всего ненужного во время работы. Новоначальным первое время не благословляется читать те аскетические творения, которые превосходят их меру. Они читают жития святых и, преимущественно, святых своего монастыря, к которым молитвенно обращаются, а также наставления святых отцов, непосредственно касающиеся их духовного делания. Особое внимание уделяется чтению Священного Писания. Некоторые святоотеческие книги для уже преуспевших монахов у нас общие – это «Лествица», творения преподобных Ефрема Сирина, Исаака Сирина и другие. У братии египетских обителей одинаковая одежда, они строго соблюдают обет нестяжания, в их очень маленьких по размеру келиях ничего нет, кроме самого необходимого. Общая молитва, общая трапеза, совместное несение послушаний – всё это поддерживает и укрепляет молитвенный дух. «Опыт, совпадающий с традициями отцов нашей Церкви, можем использовать и мы, – подытожила настоятельница Богородице-Рождественского монастыря. – Ведь духовное делание, начатое преподобными Антонием Великим, Павлом Фивейским, Макарием, Пахомием, Паисием и другими великими отцами, оказалось востребованным в последующие времена и распространилось по всему миру. Оно претерпевало некоторые внешние изменения в связи с местом подвига, конкретными условиями, особенностями того или иного народа, но дух оставался неизменным – это дух Христов».

Затем митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий пригласил для участия в дискуссии за стол президиума игумена Варфоломея (Петрова), наместника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, игумена Петра (Мажетова), настоятеля Свято-Косьминской мужской пустыни Екатеринбургской митрополии; игумена Исаакия (Иванова), настоятеля Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии; игумению Сергию (Конкову), настоятельницу Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря; игумению Евдокию (Левшук), настоятельницу Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря в Полоцке (Белорусский экзархат), игумению Антонию (Минину), настоятельницу Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в с. Акатове.

Принимать участие в дискуссии имели возможность все собравшиеся. Заинтересованное обсуждение показало, что в монастырской жизни остается еще много вопросов, которые могли бы стать темами будущих научно-практических конференций.

По окончании дискуссии был принят итоговый документ, в котором собравшиеся констатировали, что традиции отцов-основоположников монашества, воплощаемые в современных египетских монастырях, явились в свое время источниками традиций русского монашества и могут во многом послужить для вдохновения и поучения современных иноков.

Монастырский вестник

20.11.2018

Тэги: научные мероприятия, РПЦ, монашество, Египет, коптские монастыри, Христианский Восток, связи России со святыми местами

Ещё по теме:

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19) Май (29) Июнь (18)
Июль (19) Август (12) Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)