RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (14) Декабрь (0)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


В Музее им.Андрея Рублева начинает работу лекторий, посвященный иконографии христианского Востока и Запада

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в рамках абонемента №27 по средам февраля - марта 2020 будет работать лекторий «Иконография праздников с общей иконографической формулой совместной трапезы, успения и кончины», посвященный иконографии христианского Востока и Запада. Начало в 18:00.

Читает заведующая сектором станковой и монументальной живописи Музея имени Андрея Рублева, старший преподаватель ПСТГУ Ю.В. Устинова.


12 февраля 2020 ◆ 18:00
Иконография Тайной Вечери в искусстве христианского Востока и Запада

Изображение совместных трапез характерно для древнего искусства разных регионов – от царских пиров Месопотамии до симпосиев Древней Греции и Этрурии. Особая культура совершения совместных трапез привела к созданию в античности характерной иконографической формулы, которая впоследствии была воспринята раннехристианским искусством для изображения агап, заупокойных трапез и некоторых чудес Христа («Брак в Кане», «Умножение хлебов»). Особенности античной иконографической схемы сохранялись и своеобразно трансформировались в эпоху средневековья, когда культура принятия пищи изменилась, и исходные элементы композиции стали непонятны, но продолжали изображаться в силу иконографической традиции. По формуле совместных трапез в христианском искусстве изображаются «Тайная Вечеря», «Явление Христа Луке и Клеопе в Эммаусе», «Гостеприимство Авраама» и некоторые другие сюжеты.

19 февраля 2020 ◆ 18:00
Иконография Гостеприимства Авраама - Ветхозаветной Троицы

Библейский рассказ о явлении Аврааму трех таинственных странников у Мамврийского дуба вызвал к жизни различные варианты святоотеческой экзегезы этого события. В своем историческом развитии иконография Гостеприимства Авраама - Ветхозаветной Троицы прошла через несколько композиционных вариантов. Изокефальная, пирамидальная, круговая, горизонтальная, диагональная композиции "Ветхозаветной Троицы" сменяли друг друга в различные исторические эпохи и отражали особые нюансы понимания данного библейского сюжета. О развитии иконографии "Троицы Ветхозаветной", с кратким экскурсом в другие варианты Троичной иконографии в искусстве христианского Востока и Запада, будет рассказано на лекции.


11 марта 2020 ◆ 18:00
Иконография Успения Богоматери в искусстве христианского Востока и Запада

Античная иконографическая формула праведной кончины героя в средневизантийскую эпоху активно усваивалась христианским искусством в процессе сложения иллюстрированного менология. Ее применяли для изображения мирной христианской кончины праведников, «благочестиво поживших и Богу душу предавших». Эталоном такой иконографии стало "Успение Богоматери" - величайшего Богородичного праздника, изображения которого известны в византийском искусстве с X века. В процессе эволюции композиции сложилось несколько изводов "Успения", включая "краткий" и "облачный" варианты, а также изображения торжественных "успенских процессий" с ложем Богоматери во фресках балканских храмов XIV века. Развитие иконографии Успения в западном мире обусловил акцент на учение о телесном воскресении и вознесении Богоматери. Этим особенностям развитии иконографии Успения в искусстве христианского мира будет посвящена третья лекция цикла.

18 марта 2020 ◆ 18:00
Иконография Положения во Гроб и Оплакивания Христа в искусстве христианского Востока и Запада

Вариантами схемы активного усвоения христианским искусством в средневизантийскую эпоху античной иконографической формулы праведной кончины и погребения героя являются изображения ключевых эпизодов Страстного цикла – Оплакивания и Положения во Гроб Христа. Иконография этих сюжетов создавалась параллельно с литургической "драматургией" богослужения Великой субботы. Изобразительная схема развивалась от камерной сцены "Несение Христа ко Гробу" с небольшим количеством персонажей, до многофигурной сцены с изображением Оплакивания Христа, превращенной в массовое погребальное действо.

Стоимость абонемента - цикл из 4 лекций:
граждане РФ - 800 руб;
студенты ВУЗов, учащиеся СУЗов, школьники 16 лет и старше, пенсионеры – 400 руб;
дети до 16 лет, многодетные, инвалиды 1 и 2 гр – бесплатно.

Разовое посещение:
граждане РФ - 250 руб;
студенты ВУЗов, учащиеся СУЗов, школьники 16 лет и старше, пенсионеры – 100 руб;
дети до 16 лет, многодетные, инвалиды 1 и 2 гр – бесплатно.

Адрес музея: Москва, Андроньевская площадь, 10. Проезд: метро Площадь Ильича, Римская, Чкаловская.

Музей им. Рублева

03.02.2020

Тэги: Музей им. А.Рублева, лекция (семинар), церковное искусство, икона и иконография

Ещё по теме:

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24) Май (14) Июнь (20)
Июль (24) Август (20) Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)