RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (15)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


В Музее архитектуры пройдет цикл лекций о Шумаевском кресте

В октябре в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева пройдет цикл лекций «Шумаевский крест. Обретение святыни».

Шумаевский крест - один из самых загадочных памятников отечественного искусства. Уникальная многофигурная композиция «Распятие» мастера Г. С. Шумаева («Шумаевский крест») была установлена в 1762 году в соборе Сретенского монастыря. Это произведение церковного искусства было изготовлено из резного раскрашенного дерева с применением цветного стекла, олова и разноцветной фольги, в его изготовлении были использованы и нетипичные для храмового искусства материалы - зеркала, стекло, стразы. Резные изображения были расписаны по левкасу довольно яркими темперными красками, оловянные – расписаны или позолочены.

Вокруг Распятия располагались миниатюры на сюжеты из Священной истории, Евангелия, Деяний апостолов и Апокалипсиса: композиция включала не только фигуры людей, но и изображение стен земного Иерусалима, расположенных позади Голгофы, и символический образ Небесного Иерусалима, храмы-монастыри с куполами, крестами и башенками. В многосложный ансамбль вошло 265 миниатюрных композиций, объединивших тысячи фигур и декоративных элементов. Степень подробности деталей была проработана до тонкости. 

Художественный ансамбль формировался в течение ста лет вокруг креста с Распятием, представляющего собой точную копию чудотворного Распятия из Воскресенского собора Нового Иерусалима. В этом видится таинственная и нерушимая связь двух масштабных замыслов - строительства Новоиерусалимского монастыря под Москвой и создания Шумаевского креста.

Крест был заключен в огромный киот со стеклянными створками. Высота киота составляла 8 метров, ширина – более 4 метров, глубина – 1,1 метра. 

В настоящее время Шумаевский крест хранится в запасниках Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, куда он был помещен в прошлом столетии. 

Судьба Шумаевского креста загадочна и драматична, с самого начала его существование находилось под угрозой. Цикл лекций призван с разных сторон представить историю этого уникального памятника из коллекции Музея архитектуры.

Лектор: Светлана Яворская - художник, искусствовед, специалист по русскому искусству XVII-XVIII вв., исследователь Шумаевского креста.

2 октября, суббота, 16:00
Загадка «Шумаевского креста» (Почти детективная история)

История создания Шумаевского креста до сих пор вызывает множество вопросов. Традиционно его авторство приписывают плавильщику Григорию Семеновичу Шумаеву, который работал в Московском Кадашевском монетном дворе. Шумаев якобы создавал его своими руками, на собственные средства, как обетный. Однако особая нетипичная иконография, история сборки креста в Сретенском монастыре, его сложная программа, баснословная стоимость и другие обстоятельства заставляют пересмотреть выводы исследователей. На лекции мы попробуем пересмотреть вопросы его замысла и заказчиков, авторства и времени создания ансамбля. 

9 октября, суббота, 16:00
Шумаевский крест. Замысел, заказчик, исполнители

Известна развернутая и очень подробная «Опись креста», которая во многом повторяет программу строительства Нового Иерусалима. То, что Шумаевское Распятие является точной копией Новоиерусалимского Распятия, а также сходство программ этих двух ансамблей свидетельствует о том, что они связаны общей идеей. Это обстоятельство может подсказать не только возможного автора замысла, его заказчика, но и круг его исполнителей. Сложность композиции, мельчайшие детали, выполненные из разных материалов свидетельствуют о том, что Шумаевский Крест - результат работы нескольких мастеров высочайшего уровня. Поэтому роль плавильщика Шумаева в создании и судьбе креста сегодня уже вызывает сомнение, несмотря на то, что его имя теперь навсегда связано с этим памятником. 

16 октября, суббота, 16:00
Шумаевский крест – собрание шедевров

Шумаевский крест включает в себя множество рельефов и скульптур, выполненных из самых разных материалов. Именно поэтому он не мог быть создан одним человеком, даже если бы он трудился над ним на протяжении всей жизни. Изготовлением креста занимались десятки мастеров разных специальностей: резчики, скульпторы, иконописцы, живописцы, стекольщики, гранильщики, левкасчики, зеркальщики, столяры, плотники и мастера других специальностей в течение длительного времени. Это были лучшие мастера страны, многих из которых привез сюда царь Алексей Михайлович из литовского похода. Вместе с ними в русское искусство пришло и европейское барокко, в специфических провинциальных вариациях. Резные шедевры Шумаевского креста показывают, как Москва включилась в это общее движение и начала формировать свою собственную школу профессиональной скульптуры. Не только стилевые, но и иконографические новации Шумаевского креста вошли в отечественную художественную традицию, но до сих пор практически неизвестны исследователям и потому не осмыслены в полной мере. 

23 октября, суббота, 16:00
Новый Иерусалим и Шумаевский крест. Кальварии царя Алексея Михайловича

Программа строительства Новоиерусалимского монастыря отражается в «Подробной описи креста» и во многом следует программам польско-литовских кальварий, построенных в первой половине XVII века. Кальвариаями называются топографические копии Крестного пути с часовнями-станциями Страстного пути, в которых установлены композиции на сюжеты Страстей. Исследователи отмечают, что во время литовского похода кальварии произвели на царя Алексея Михайловича сильное впечатление. Именно царь назвал Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом, - именно так назывались все кальварии Великого Княжества Литовского. После этого в России развивается культ Страстей Христовых: над иконостасами начинают устанавливать кресты с Распятиями, в самих иконостасах появляется Страстной чин, в храмах – скульптуры Христа в темнице, монументальные росписи на эту тему, строятся пространственные копии Святой Земли… На лекции речь пойдет о кальварийском строительстве, которое до сих пор мало изучено в отечественной науке. 

30 октября, суббота, 16:00
Шумаевский крест - Святая Земля царя Алексея Михайловича

Распятие в центре Шумаевского креста помещено на фоне панорамы города и окружающих его гор. Это первые натуралистические пейзажи в русской скульптуре. Наполненный сюжетами Священного писания, Крест становится как бы образной моделью Святой земли и иллюстрацией к описанию паломнического «хождения в Святую Землю». Нарушая каноническую иконографию, Крест с Распятием здесь находится в центре города. И город этот – Москва времен царя Алексея Михайловича. Таким образом, казнь Иисуса Христа переносится в Москву. Город становится центром Святой земли, сочетая образ высшей святости и высшей власти, присущей Российской столице. А Шумаевский крест, таким образом, становится символом заключительного этапа становления Российского самодержавного царства. 

Лекции состоятся в лекционном зале музея.
Стоимость билетов на лекцию в зале музея:
Лекционный билет – 400 руб.
Льготный лекционный билет – 200 руб.
Билеты на лекцию можно приобрести в кассе музея, в день лекции, непосредственно перед её началом. 

Музей архитектуры им. А.В. Щусева

21.09.2021

Тэги: Музей архитектуры, лекция (семинар), церковное искусство

Ещё по теме:

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22) Май (23) Июнь (22)
Июль (22) Август (22) Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)