RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (15)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

24 декабря 1825 родился Т.И. Филиппов, сенатор, член-учредитель и вице-председатель ИППО в 1882-1883 гг.

24 декабря 1894 в Нижнем Новгороде скончался архиеп.Макарий (Миролюбов), почетный член ИППО

Соцсети


В Музее им. А.Рублева расскажут о живописи византийского мира

В Музее им. Андрея Рублева с 7 февраля начинается цикл лекций "Живопись византийского мира XIII – первой четверти XIV века: балканские страны" (абонемент №21). 

Цикл включает в себя 4 лекции, которые будут проходить по четвергам февраля-марта 2019 года. Начало в 19.00. 

Лектор - заместитель заведующего отделом исследований и каталогизации Музея имени Андрея Рублева М.И. Яковлева.

Цикл лекций посвящен живописи эпохи «Палеологовского Ренессанса» – времени блестящего расцвета византийского искусства, вызванного к жизни отвоеванием в 1261 году столицы Византии у латинян и связанного с именами первых императоров новой династии – Михаила VIII и Андроника II Палеологов. Монументальные росписи и иконы, сохранившиеся в разных регионах Балканского полуострова, позволяют познакомиться с богатством и разнообразием поздневизантийской художественной жизни, оценить ее сложность и красоту. 

Фессалоника, второй по значимости город Византийской империи, в конце XIII – начале XIV века играла роль важнейшего культурного форпоста, влияние которого распространялось на обширные территории Северной Греции и сопредельных стран. С Фессалоникой связаны имена крупнейших живописцев раннепалеологовской эпохи – Мануила Панселина, Георгия Каллиергиса, Михаила Астрапы и Евтихия. Сохранившиеся в городе памятники носят первоклассный характер и находятся в русле наиболее передовых художественных исканий эпохи. 

К лучшим достижениям византийской живописи первой четверти XIV века относятся также росписи храмов, исполненные по заказу сербского короля Стефана Милутина, при котором молодое Сербское государство вступает в пору расцвета и начинает военную экспансию на юг, в византийскую Македонию. Присоединение к Сербии бывших византийских территорий приводит к интенсификации культурного обмена между двумя странами и усвоению сербскими художниками достижений византийской живописи. Исполненное своеобразия искусство расцветает в Мистре – городе, основанном завоевателями-франками и перешедшем в руки византийцев в 1262 году. Сложившаяся здесь специфическая ситуация межкультурного взаимодействия отразилась в росписях местных храмов, в которых западноевропейские элементы соседствуют с чисто византийскими. 

Картину художественной жизни конца ΧΙΙΙ – первой четверти XIV века дополняют темперные иконы, наглядно демонстрирующие богатый арсенал живописных приемов, которым владели мастера этой выдающейся эпохи.

Лекция 1. Фрески и мозаики храмов Фессалоники XIV века
7 февраля 2019 - 19:00



Фессалоники, второй по величине и значимости город Византийской империи, в начале XIV в. переживал политический и культурный расцвет. Здесь находились резиденции членов императорской фамилии: императрицы Ирины (Иоланты) Монферратской, ее сына деспота Иоанна, императора-соправителя Михаила IX Палеолога. Город был очагом греческой образованности, в нем функционировали разнообразные ремесленные мастерские, строились и расписывались великолепные храмы.

В лекции рассказывается о монументальных росписях трех храмов Фессалоники: церкви св. Апостолов (ок. 1310-1314 гг.), церкви св. Николая Орфаноса (1310-е гг.) и храма св. Екатерины (ок. 1315-1320 гг.). Пережившие период турецкого господства, когда большинство церквей города были обращены в мечети, эти замечательные по выразительности и качеству исполнения памятники доносят до нас пульсацию некогда насыщенной и плодотворной художественной жизни города.

Лекция 2. Росписи храмов Сербии и Македонии: «школа» короля Милутина
28 февраля 2019 - 19:00




При короле Стефане Милутине (1282–1321 гг.) молодое Сербское государство вступает в пору расцвета, играя важнейшую роль на Балканах. Начинается военная экспансия сербов на юг, в византийскую Македонию. В 1299 г. король Милутин вступает в брак с дочерью византийского императора Андроника ΙΙ Симонидой, формально получая в приданое завоеванные им ранее греческие земли. Присоединение к Сербии бывших византийских территорий приводит к интенсификации культурного обмена между двумя странами и усвоению сербскими живописцами достижений «палеологовского ренессанса».

В придворной мастерской короля Милутина работают, наряду с сербами, крупнейшие греческие художники, главное место среди которых принадлежит выходцам из Фессалоники Михаилу Астрапе и Евтихию. Эти выдающиеся мастера расписывают несколько храмов в Сербии и Македонии, оставляя на некоторых фресках свои имена – факт, свидетельствующий о росте самосознания средневековых художников в эту эпоху.

В лекции будут рассмотрены фрески трех храмов, расписанных Михаилом и Евтихием по заказу короля Милутина: церкви свв. Иоакима и Анны (1314 г.) в монастыре Студеница, церкви св. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318 гг.) и храма св. Никиты в Чучере (Баньяни) близ Скопье (1321-1322 гг.). Росписи, исполненные с высочайшим мастерством, относятся к лучшим достижениям византийской живописи первой четверти XIV в.

Лекция 3. Росписи храмов Мистры (Южная Греция)
14 марта 2019 - 19:00


Мистра наряду с Фессалониками числится в ряду наиболее значительных живописных школ после Константинополя. Столица Морейского деспотата Мистра стала выдвигаться как важный культурный центр уже в конце XIII века, а в XIV и особенно XV веках она достигла расцвета. Несмотря на то, что Мистра поддерживала постоянные политические связи с Константинополем и находилась под его сильнейшим культурным воздействием, на ее почве сложилась своя школа, обладавшая рядом индивидуальных черт.

Лекция 4. Иконы Греции, Сербии и Македонии конца XIII – первой четверти XIV века
28 марта 2019 - 19:00

Во второй половине XIII в. в иконописи балканских стран наметились те же черты, что и в росписях: обогащалась их иконография, образы становились более эмоциональными, появились портретные изображения. В иконописи этого периода преобладают классические идеалы, живопись сложная, нюансированная и гармоничная.

Адрес музея: Москва, Андроньевская площадь, д.10.

Цена билета на лекцию:
граждане РФ - 250 руб;
студенты ВУЗов, пенсионеры – 150 руб.;
дети до 16 лет, многодетные, инвалиды 1 и 2 гр. – бесплатно.

Цена абонемента (цикл из 4 лекций):
граждане РФ - 600 руб;
студенты ВУЗов, пенсионеры – 400 руб;
дети до 16 лет, многодетные, инвалиды 1 и 2 гр. – бесплатно.

Музей им. А. Рублева

17.01.2019

Тэги: Музей им. А.Рублева, лекция (семинар), церковное искусство, византийское наследие, Сербия, Греция, Византия

Ещё по теме:

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27) Май (15) Июнь (18)
Июль (23) Август (22) Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)