Ученые провели ДНК-анализ представителей общины христиан, живших в пещерах в раннесредневековой Испании
Это одно из нескольких средневековых пещерных сообществ, которые, как известно, жили на Пиренейском полуострове, включая Португалию и Испанию. Почему эти группы предпочитали пещеры более традиционным деревенским жилищам, является предметом давних споров археологов. Хотя может возникнуть соблазн рассуждать об отшельниках или религиозных группах, доказательств в поддержку таких теорий мало.
Исследование, опубликованное в журнале Science Advances, включало генетический анализ материала, полученного из физических останков людей с кладбища на этом месте. ДНК смогла пролить свет на происхождение этого сообщества, их отношения друг с другом и болезни, которые их поражали.
Объединенная информация раскрывает историю инбридинга, периодических вспышек насилия и болезней в течение длительного периода истории. Одна из возможностей заключается в том, что некоторые из самых ранних поселенцев были людьми с военным опытом, хотя неясно, были ли они профессиональными солдатами или нет.
Поселение существовало с середины шестого века нашей эры до одиннадцатого века.
Раннее средневековье было динамичной и бурной эпохой во многих частях Европы, включая Пиренейский полуостров. После падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры Иберия попала под власть вестготов, пришедших из Восточной Европы.
Вестготское королевство рухнуло после завоевания мусульманскими армиями, пришедшими из Северной Африки в 711 году нашей эры. Это событие привело к образованию территории, известной как Аль-Андалус, которая охватывала большую часть Иберии. Но христианские королевства сохранялись на севере полуострова и постепенно отвоевывали его территорию у арабов.
То, что мы знаем об этом периоде истории Испании преимущественно связано с событиями в крупных городах Иберии того времени, таких как Толедо, Гранада и Кордова. Это были центры торговли, дипломатии и власти.
Сельская местность Лас-Гобас дает возможность заглянуть в жизнь, протекавшую вдали от городских центров, в одном из самобытных пещерных сообществ того периода.
Расположенный в провинции Бургос, на севере Испании, недалеко от деревни Ланьо, Лас-Гобас имеет кладбище, которое непрерывно использовалось с седьмого по одиннадцатый век. Первоначально оно было связано с церковью, также построенной в пещерном комплексе. К десятому веку жители переехали в более типичную сельскую деревню, хотя пещерная церковь и кладбище оставались в использовании до одиннадцатого века.
Археологи, проводя раскопки на кладбище, обнаружили останки 41 человека. 39 из них подвергли генетическому анализу, и 33 дали достаточно ДНК для идентификации пола (22 мужчины и 11 женщин). Около 28 останков дали достаточно ДНК для дальнейшего исследования с использованием различных генетических методов.
Во-первых, исследователи обнаружили, что подавляющее большинство жителей имели местные иберийские корни, а северо-африканцы внесли лишь незначительный вклад, несмотря на их близость к северной окраине Аль-Андалуса.
Это согласуется с историческими записями, указывающими на ограниченное генетическое влияние североафриканских популяций на севере Иберии в средние века. Тем не менее, некоторая миграция имела место, о чем свидетельствуют несколько человек с более высоким северо-африканским происхождением после мусульманского завоевания.
Два скелета, датируемые ранней фазой поселения, демонстрировали признаки насилия, которые, вероятно, были результатом ударов мечом по голове. Эти два человека были генетически близкородственными. Удивительно, но один из них выжил после травмы, прорезавшей череп. Однако эти скелеты относятся к периоду до мусульманского завоевания, поэтому их травмы не были вызваны конфликтами вдоль границы Аль-Андалуса.
В этот период наблюдался повышенный уровень инбридинга, примерно 61% выборки, где было достаточно геномных данных для анализа, показали признаки инбридинга (14 из 23). Это говорит о том, что население в это время практиковало эндогамию — браки только внутри общины.
Наряду с доказательствами инбридинга видно, что несколько самых ранних мужчин являются близкими родственниками, поскольку в их Y-хромосоме (пакете генетического материала, передаваемого от отца к сыновьям) наблюдаются лишь относительно небольшие вариации. Это говорит о том, что это место могло быть заселено в седьмом веке нашей эры небольшой патрилокальной (когда пары селятся в доме или общине мужа) группой, которая могла иметь опыт ведения войны.
На ранней стадии существования поселения Лас-Гобас также было выявлено несколько случаев бактерии Erysipelothrix rhusiopathiae, вызывающей кожное заболевание у людей. Что еще интереснее, эта бактерия часто появляется у домашних животных. Бактерия также присутствовала на поздней стадии поселения, но с меньшей частотой.
Наличие этой бактерии, обычно встречающейся у свиней, говорит о том, что содержание этих животных было неотъемлемой частью образа жизни сообщества. Кроме того, один из людей, инфицированных E. rhusiopathiae, также был носителем Yersinia enterocolitica, бактерии, которая, как известно, заражает людей через плохое мясо или плохую воду.
Эндогамия оставалась характерной чертой на протяжении всей истории популяции, даже когда сообщество перешло от пещерных жилищ к более типичному сельскому поселению в десятом веке. На этой более поздней фазе ученые обнаружили ДНК вируса натуральной оспы у человека, жившего в десятом веке.
Некоторые исследователи предполагают, что оспа, с ее высоким уровнем смертности (30% без вакцинации), попала на Иберийский полуостров через мусульманское завоевание. Однако штамм оспы Лас-Гобас напоминал штаммы, обнаруженные в Скандинавии, России и Германии и существовавшие в тот же период. Поэтому, похоже, что по крайней мере один маршрут пандемии был с востока.
Возросшая мобильность, примером которой является растущая в девятом и десятом веках значимость для христианских паломников северного испанского города Сантьяго-де-Компостела, возможно, даже способствовала распространению вируса оспы. Во всех этих отношениях Лас-Гобас выделяется как уникальное место, охватывающее бурный период раннего средневековья в Иберии.
Исследование показывает, что это было сообщество, отмеченное изоляцией, насилием и набожным поклонением. То, что начиналось как группа, живущая в пещерах, превратилось в типичную сельскую деревню, которая перенесла свою долю болезней. Таким образом, новое исследование предлагает редкий и подробный взгляд на жизнь людей, чьи истории часто затмеваются историей, рассказанной с точки зрения крупных городских центров и их элиты.
Седмица.Ru
12.09.2024
Ещё по теме: