RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


«Святая Земля называется живое Евангелие»

Беседа с инокиней Елеонского монастыря Манефой (Сизинцевой)

Вдоль восточной стены древнего Иерусалима тянется возвышенность, которая называется Елеонской, или Масличной, горой.

Впервые о ней упоминается за 1100 лет до Рождества Христова – в Библии, во Второй книге Царств, где описывается изгнание Царя Давида из Иерусалима и восшествие его для молитвы на Гору Елеонскую.

Около двух тысяч лет назад на этом месте происходили многие события, описанные в Библии. У подножия горы – Гефсиманский сад, где Иисус собирал своих учеников. А на её вершине – место, откуда вознесся Христос, и, как предсказано, должен вернуться сюда же.

Большой участок земли рядом с часовней Вознесения Господня на Елеонской горе во второй половине XIX века приобрела Русская духовная миссия в лице её начальника – архимандрита Антонина (Капустина).


Это позволило построить храм в честь Вознесения Господня, 64-метровую колокольню и дома для приема паломников, тянувшихся в Святую Землю со всех концов Земли Русской.

Величественная колокольня русского Елеонского храма Вознесения, так называемая Русская Свеча, господствует над всеми окрестностями Иерусалима. С её верхнего яруса видно Мертвое море и Заиорданье, а при помощи бинокля, в ясную погоду, – даже синева Средиземного моря. Мощный звон ее колоколов оглашает всю Елеонскую гору и Иерусалим.

В 1906-м году при Спасо-Вознесенском храме состоялось открытие женской монашеской общины, состоявшей первоначально из 15 сестер. Уже к концу 1907 года количество насельниц возросло до 100 человек. Так возник Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь на Елеоне.

Мы говорим с инокиней Манефой (Сизинцевой).

– Сестра Манефа, вы подвизаетесь в русском женском Спасо-Вознесенском монастыре на Елеоне. Расскажите, пожалуйста, об этом удивительном месте.

– Елеон – это одно из самых святых мест на земле, и на Святой Земле в том числе. Отсюда произошло Вознесение Спасителя, нашего Господа Иисуса Христа. Вообще, с Елеоном очень много связано событий – и с Ветхим, но в основном с Новым Заветом. Здесь Господь молился, пророчествовал о последних днях Иерусалима. С этой горы Он спускался при вхождении в Иерусалим. У подножья Елеонской горы Он молился в Гефсиманском саду перед Своими крестными страданиями. Здесь Он часто собирался с учениками. В Евангелие говорится, что когда Господь приходил в Иерусалим, дни Он проводил, уча в храме, а ночами пребывал на горе Елеонской в молитве. Здесь, по преданию, была дана молитва «Отче Наш». Конечно, не на территории нашего монастыря, немного в другом месте, но тоже на Елеонской горе. Отсюда, что самое главное, произошло Вознесение Спасителя на Небеса. Это место – одно из основных мест поклонения паломников, когда они приходят на Святую Землю.

Место Вознесения
Место Вознесения

Они совершают свой паломнический тур и заканчивают его местом Вознесения. После своего воскресения Господь являлся на Елеонской горе неоднократно, и последнее его явление – как раз когда Он вознесся на небо.

У нас в монастыре находится камень, который, по преданию, взят с места самого Вознесения Спасителя. Оно находится чуть подальше от нашего монастыря. Оно принадлежит мусульманам уже несколько столетий. Так как мусульмане почитают Иисуса Христа как пророка, они это место христианам отказываются отдать.

– При выборе места для монастыря была идея приобрести землю как можно ближе к месту Вознесения?

– Дело в том, что изначально это не был монастырь. В 1865-м году начальником духовной миссии становится архимандрит Антонин (Капустин). Уже имея богатый опыт окормления русских паломников – в Афинах, в посольской церкви, потом в Константинополе, – он становится начальником Русской духовной миссии здесь, в Иерусалиме, и последовательно покупает участки на Елеонской горе. В то время было очень непросто русским паломником. Около 10 тысяч паломников из Российской Империи приходило на поклонение в Иерусалим в течение года. Путь паломнический был очень непрост. Задачей Русской духовной миссии было помочь им на Святой Земле: благоустроить, дать им место, где они могли бы остановиться, помочь им с проживанием, с питанием. В то же время отец Антонин желал, чтобы появились храмы, где люди могли бы молиться на своем языке, где бы на церковнославянском проходили службы.

Инокиня Манефа (Сизинцева)
Инокиня Манефа (Сизинцева)

Когда он начал приобретать участки на Елеонской горе, первое, что делал отец Антонин, – он совершал раскопки, расчистку этого места. Тогда были обретены старинные плиты византийского периода, датированные приблизительно 614-м годом. В то время здесь находились греческие православные храмы, разрушенные во времена персидского нашествия Царя Хосрова на Святую Землю. Эти найденные плиты сподвигли отца Антонина выстроить здесь снова православный храм. Изначально он здесь, на Елеонской горе, хотел построить странноприимный дом для паломников, так как это была одна из задач Русской духовной миссии. Но когда были обнаружены плиты старинного храма, отец Антонин сказал, что на этом месте снова должен появиться православный храм.

И начинается строительство православного храма. Обнаружены колонны древнего храма византийского периода и часть плит с непонятными отпечатками, будто бы крови.

Отец Антонин пишет в своем дневнике, что, похоже, это отпечатки крови мучеников, убитых при нашествии Хосрова в 614-м году. Эти плиты при постройке храма возвращаются на те самые места, где были обнаружены. Эти старинные плиты расположены несимметрично. Они лежат на тех местах, где были найдены.

Но храм строился очень долго. Изначально идеи монастыря не было. Была идея строительства храма. В 1870-х годах отец Антонин купил эти земли на Елеонской горе, на которых сейчас находится русский Спасо-Вознесенский монастырь, и в 1873-м происходит закладка храма. И только в 1886-м году, спустя почти 15 лет, происходит освещение этого храма Иерусалимским Патриархом.

Наш храм строился на средства паломников всей Российской Империи: и богатых, и бедных. Поэтому он строился медленно, и строительство храма заняло почти 15 лет. Были проблемы и с местным населением.

– Что за проблемы?

– Окружение не православное, мусульманское. Они чинили различные препятствия к тому, чтобы здесь стоял православный христианский храм. Они не были в этом заинтересованы, скажем прямо.

Храм построен из белого камня. Это иерусалимский камень, известняк. Из него построен весь Иерусалим. Иерусалим белый. Из такого же камня отец Антонин решает построить храм. Чуть позже, в 1884-м, построена колокольня, так называемая Елеонская Свеча. Она освящена одновременно с храмом. Эта колокольня стоит на самой высокой точке Елеонской горы. Так как Елеонская гора относится к Иерусалиму, фактически это самая высокая точка Иерусалима.

Иерусалим
Иерусалим

– Какие сейчас задачи Русской духовной миссии?

– Те же самые задачи остались. Поддержка Православия на Святой Земле. Помощь и грекам, и русским. Раньше еще было образовательное направление. Строили школы. Вначале был образован Палестинский комитет, который потом преобразовался в Императорское палестинское православное общество. Его возглавлял Сергей Александрович, Великий князь, муж Великой княгини Елизаветы Федоровны, преподобномученицы. Целью это общества была поддержка Православия и всего русского населения, всех православных паломников, которые приходят на поклонение Святым местам. Было создано свыше ста школ, где учили русский язык. Очень многие арабы в то время говорили по-русски. Например, Якуб Халеби, известный драгоман, переводчик отца Антонина, прекрасно говорил по-русски. Так как он был подданным Турецкой империи, а Святая Земля находилась тогда под турками, он имел право приобретать участки Святой Земли на свое имя. Иностранцы не имели права приобретать участки земли, по закону. Якуб Халеби, будучи верным членом Православной Церкви, приобретал участки на свое имя и потом в дарственной завещал их отцу Антонину и Русской духовной миссии. Таким образом, при отце Антонине приобретено не менее 13 участков, которые мы сейчас имеем на Святой Земле. Это Елеон, это Горний, это Хеврон, Мамврийский дуб, это в Иерихоне участки и многие другие.

Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь
Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь

– Когда здесь образовался женский монастырь?

– Уже после смерти архимандрита Антонина, в 1906-м году, была основана женская община на Елеоне. Первой настоятельницей была монахиня Евпраксия (Миловидова), которая приехала из Алексеевского московского монастыря, где была послушницей. Она была знакома с отцом Антонином. Настоятельницей монастыря она стала, когда игуменом был Парфений. В первый год ее настоятельства, в 1906-м году, было только 15 сестер. Это были женщины, которые помогали организовывать всю церковную жизнь. Так как вначале это был просто храм, богослужения были только в воскресенье и четверг. Но они устраивали там все: жертвовали, устраивали хор, помогали. Из них и образовалась первая община – 15 человек.


В течение года стало свыше ста человек. Надо отдать должное матушке Евпраксии, что в 1914-м году, когда из-за сердечной недостаточности она умерла, в обители остается свыше ста сестер. Игуменьей назначается игуменья Елизавета. Общине дается статус монастыря. Сейчас у нас состав поменьше.

– Сколько сейчас сестер?

– Около сорока.

– Из каких стран?

–Из разных стран. У нас есть сестры из России, Украины, Америки, Франции, Германии, Румынии. У нас очень много сестер из Румынии. Одна сестра из Эстонии. Есть еще сестры из Палестины. Они арабки. Но это отдельная тема, потому что, когда я пришла в монастырь, было 17 арабок. Сейчас их уже меньше десяти.

– На каком же языке вы общаетесь?

– На русском.

– Как можно попасть в ваш монастырь? Как сюда приходят сестры?

– Приходят, как и во все монастыри. Тут один единый механизм работает – исполнение воли Божией. Если есть воля Божия на это, человек приходит, обращается к игуменье, и игуменья благословляет потрудиться, пожить. Если воля Божия есть, человек готов на подвиг монашеский, то тогда он остается и подвизается в монастыре.

– А монашество – это подвиг?

– Монашество – это подвиг, потому что сверхъестественное житие. Есть жизнь естественная – это брак. Есть противоестественная – это разные грехи, которые против естества человеческого. А есть сверхъестественная, как считается, ангельская. Когда ты подражаешь ангельской жизни – это монашество.

– Вы живете на Ближнем Востоке. В чем заключается специфика несения послушания на Святой Земле?

– Специфика в том, что здесь находятся самые основные святыни. Это храм Гроба Господня – место Воскресения Спасителя, Голгофа – место Его страдания. Мы находимся на Елеоне – это место Его Вознесения. Гефсимания – место Его молитвы кровавой перед страданиями. Это все откладывает внутренний отпечаток. И когда человек приезжает сюда, он переживает эти события, соприкасается с этим. Память этого места тут непрерывно присутствует. Это место ознаменовано светом Воскресения Христова.

Событие Воскресения Христова у Гроба Господня все время здесь присутствует. Это откладывает сильный духовный отпечаток на человека. Это ему, с одной стороны, помогает. А с другой стороны, ты несешь большую ответственность, находясь рядом с такими святынями.

– Когда приезжает паломник, он испытывает сильный эмоциональный подъем, а каково это – все время жить рядом?

– Это зависит от духовной жизни человека. Эмоции приходят и уходят, а над духовной жизнью человек должен трудиться. Господь подает очень большую благодать человеку, который приезжает на Святую Землю. Это правда. Некоторые этой благодатью живут и год, и несколько лет. Это зависит от того, насколько ты способен принять эту благодать. Насколько способен вместить, насколько способен удержать ее в себе. Но отпечаток она все равно в сердце оставляет.

Человек может быть и в России, и за границей, например, в Германии. Если он побывал на Святой Земле, она у него в сердце, он это хранит, он продолжает жить по Евангелию. Он открывает Евангелие, читает – и опять оказывается на Святой Земле. Святая Земля называется Живое Евангелие. Есть такой синдром – «заболеть» Святой Землей. Если человек хоть раз сюда приехал, он потом все время стремится сюда. Он от этой святыни ощущается такая внутренняя поддержка и благодать, что ему постоянно хочется подпитаться этим.

– Какая еще здесь специфика?

– Специфика климата. Очень жаркий климат. Горний и Елеон – мы находимся на горе. Перепады температуры. Очень может быть холодно зимой. Особо это не чувствуешь, но от камней идет холод, который пробирает до костей. У многих проблемы с суставами, давление высокое, еще что-то. Иерусалим – это сплошные горы. Нужно ходить, и ноги надо иметь здоровые, потому что суставы могут очень быстро стираться при ходьбе.

– На большие праздники, к примеру, на Пасху, вам удается попасть в храм Гроба Господня?

– Нас благословляют ходить, а как попасть – это уже воля Божия. Пригласительного билета нам не дают, но попасть получается.

– Схождение Благодатного огня – какая-то особая служба, на ваш взгляд?

– Конечно, особая. Надо сказать, если ты на нее не попадаешь, или у тебя много послушаний, и ты не имеешь возможности туда попасть, все равно ощущаешь ту благодать, которая там в этот момент происходит. И у нас всегда ждут, когда Благодатный огонь привезут в монастырь, и с пением встречают в храме. Начальник Русской духовной миссии отец Роман и священники встречают Благодатный огонь.


– У вас в храме есть какие-то особо почитаемые иконы?

– У нас две особо почитаемые иконы в храме. Первый образ – Скоропослушница. Икону привезли незадолго до революции. Это образ Черниговской иконы Божией Матери. В 1914-м году Россия вступила в войну с Германией, Турцией. Так как Святая Земля находилась под турецким владычеством, турки решили разместить здесь свою армию. Они знали, что это русский монастырь, и потребовали, чтобы сестры покинули монастырь. Это был единственный случай в истории монастыря, когда на 19 дней сестры были вынуждены уйти из монастыря. Они закрыли храм.

Потом вступился Патриарх Иерусалимский, чтобы сестер вернули сюда, потому что со времен Халифа Омара имеется грамота у греческой Иерусалимской Патриархии, что они имеют право на все святые православные места. Мы находимся в Иерусалимском Патриархате, и Патриарх вступился за сестер. Сестер вернули, но храм тогда не разрешили открыть. Образ Скоропослушницы был перенесен в трапезный храм. Он тогда еще не был особо почитаемым. Его только пожертвовали, и сестры перед ним молились. Когда Первая мировая кончилась, и пришли англичане, которые защитили сестер и открыли этот храм, образ Скоропослушницы торжественно вернули в большой храм.

Произошло чудо. Он проявился, стал очень ярким. Божия Матерь услышала молитвы сестер. Все вернулось на свои места. Опять началось ежедневное богослужение. Нормализовалась монастырская жизнь. С тех пор этот образ стал почитаться как чудотворный. И так и есть. Скоропослушница слышит все молитвы. Даже приходили паломники, которые год назад делали какие-то прошения, и говорили, что Божия Матерь помогла, их моление исполнилось. Даже я свидетельствую и на своем опыте и на опыте других людей, что, действительно, Божия Матерь слышит и исполняет прошения.

Второй образ Божией Матери – это Взыскание Погибших. Это было в 1911-м году. В то время паломники не имели таких возможностей, как сейчас. Добирались на пароходах – через Константинополь или Одессу до Хайфы или Яффы. В данном случае плыл пароход с паломниками из Одессы в Яффу, и случилась буря. Какой-то монах раздал иконки Взыскание Погибших и призвал всех молиться. И люди спаслись. Они не погибли.

В память о том, что они спаслись от бури, они дали обет, что закажут большую икону Взыскание Погибших, и впоследствии пожертвовали ее в наш монастырь. Эта икона – в память об избавлении от крушения на море и спасении людей. Есть такая версия, что кто-то даже остался в нашем монастыре, но этого я точно подтвердить не могу. Перед этой иконой молятся, когда какие-то очень трудные обстоятельства.

– Вы находитесь на Святой Земле. Вы, наверное, были свидетелем каких-то чудес Божьих.

– Для меня самое большое чудо, когда у человека изменяется его жизнь после посещения Святой Земли. Когда он начинает понимать, что он член Православной Церкви Христовой. Если он до этого мало ходил в храм, или если он здесь принимает Крещение, начинает ходить в храм, принимает здесь Причащение, и меняется его жизнь, – для меня это самое большое чудо.

А чудо есть. Оно практически всегда есть. В Святых местах оно везде есть. Просто вопрос, насколько человек способен это чудо увидеть, насколько он способен понести то чудо, которое он увидел. Ведь это ответственность. Господь сказал: «Я тебе столько дал, столько показал, а ты как ответил на это?»

– У вас есть любимая цитата святых отцов?

– У меня самое любимое – это две заповеди: люби Бога и люби ближнего. Для меня в этих двух заповедях – все цитаты святых отцов.

С инокиней Манефой (Сизинцевой)
беседовали Михаил и Екатерина П.
Материал записан 30 сентября 2023 года, за неделю до нападения Хамас на Израиль.
14 декабря 2023 г.

Православие.Ru

Тэги: Елеон, Святая Земля, Русская Палестина после 1917 года, РДМ, РДМ РПЦЗ, монашество, святыни Иерусалима

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню