RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


Евангельские сюжеты в картинах А.А. Иванова


Посещение Марией Елизаветы.
А. А. Иванов. 1840-ые, конец — 1857 г. Бумага, акварель, кисть, перо, итальянский карандаш. 33,3х44,4.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем. Евангелие от Луки 1:39-47


Благовещение. Копия с картины С. Мартини.
А. А. Иванов. 1850-е. Рисунок из альбома


Благовещение.
А. А. Иванов. 1850-е.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Благовещение.
А.А. Иванов. Эскиз. Конец 1840-х–1858. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш. 26 × 39.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
">


Благовещение (по Матфею). Композиция росписи стены.
А. А. Иванов. 1850-е


Сон Иосифа («Не бойся принять Марию, жену твою»).
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 25,2x38.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Сон Иосифа («Не бойся принять Марию, жену твою»).
А. А. Иванов. Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш


Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Эскиз.
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4х39,7.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Славословие пастухов.
А. А. Иванов. 1850 г. Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Ангел повелевает Иосифу вернуться в землю Израилеву.
А. А. Иванов. 1850 г. Бумага, акварель, кисть, перо, итальянский карандаш. 35х41,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Проповедь Иоанна Крестителя. Фрагмент.
А. А. Иванов


Проповедь Иоанна Крестителя.
А. А. Иванов. 1850-е. 39,9x58,3.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Евангелие от Марка

Евангелие начинается с Иордана…


Проповедь Иоанна Крестителя.
А. А. Иванов. 1850-е.


Явление Христа народу.
Первоначальный эскиз картины.
А. А. Иванов


Фигура Христа (поколенная)
А.А. Иванов. Этюд для головы и фигуры Христа картины 1837-1857 „Явление Христа народу" („Явление Мессии"), находящейся в ГТГ. 1833-1857. Бумага на холсте, масло. 61 х 44,7
На подрамнике наклейка с надписью чернилами: 62 (48) Фигура I. Христа до колънъ. м. к. Собранiе М. П. Боткина; графитным карандашом: № 62. Б; красным карандашом: 039220 ГТГ; синим карандашом: КГ МРИ Вх 1054
Поступил: в 1917 из собрания М. П. Боткина (Петроград)
Инв. № Ж-5271. В Каталоге 1980 не датирован. Датируется временем работы над картиной: между 1833 и 1857.
Государственная Третьяковская галерея. Москва
http://www.tez-rus.net/ViewGood37175.html 


Фигура Христа (в рост)
Этюд для головы и фигуры Христа картины 1837-1857 „Явление Христа народу" („Явление Мессии"), находящейся в ГТГ. 1833-1857. Бумага, наклеенная на холст и надставленная по верхнему и боковым краям, масло. 81,5 х 61,5.
На обороте холста надпись чернилами рукою М. П. Боткина (?): Александръ Ивановъ; на подрамнике наклейка с надписью чернилами: 64 (52) Фигура I. Христа въ ростъ. м. к. Собранiе М. П. Боткина; графитным карандашом: пор. № 64 Б
Поступил: в 1917 из собрания М. П. Боткина (Петроград)
Инв. № Ж-3861. В Каталоге 1980 не датирован. Датируется временем работы над картиной: между 1833 и 1857.
Государственная Третьяковская галерея. Москва
http://www.tez-rus.net/ViewGood37176.html


Явление Мессии (Явление Христа народу).
А. А. Иванов. Холст, масло. 540x750.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Это произошло в Вифаваре при Иордане, когда Иоанн Предтеча крестил иудеев. И видит он идущего к нему Иисуса: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». (Ин 1:29—31).

«Мой сюжет всемирный. Идя вслед за алканием пророков, я остановился на Евангелии — Евангелии от Иоанна! Тут на первых страницах увидел я, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, и, наконец, лично представить Его! Сей последний момент выбираю я предметом картины моей», — писал Александр Иванов.

Название картины — «Явление Христа народу» — позднейшего происхождения. А. А. Иванов никогда не называл так свое произведение. Наиболее часто в его письмах и записях встречается название «Явление Мессии» или «Появление Мессии». В научной литературе за картиной закрепилось именование «Явление Мессии».


Крещение.
А.А. Иванов. 1840(?). Бумага, карандаш, 27,2х38,8.
Отдел рукописей Российской государственной библиотеки 


Крещение.
А.А.Иванов. Эскиз. Бумага, масло, 26х36,2.
Государственная Третьяковская галерея


Искушение Христа.
А. А. Иванов.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Христос и Никодим.
А. А. Иванов. 1850 г. Бумага коричневая, акварель, белила, кисть. 26,5x39,5.
Государственная Третьяковская галерея

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,— как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Евангелие от Иоанна

После казни Иисуса Никодим приносит дорогие благовония и вместе с другим тайным учеником Христа Иосифом Аримафейским участвует в погребении Христа.


Умножение хлебов.
А. А. Иванов. 1850-е. 26x42.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Евангелие от Иоанна




Хождение по водам (Христос спасает начавшего тонуть Петра).
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага коричневая, акварель, белила. 26,7x39,2.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. Евангелие от Матфея


Христос и самарянка.
А.А. Иванов. Эскиз. Рисунок поверх карандашного наброска той же композиции. Конец 1840-х–1858. Бумага, акварель, графитный карандаш. 26,3 × 39,5.
Государственная Третьяковская галерея 


Женщины служат Христу.
А. А. Иванов. 1850-е. 26,5x39.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Женщины служат Христу имением своим.
А.А. Иванов. Конец 1840-х – 1850-е. Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш 26,4х44,4.
Государственная Третьяковская галерея

Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим. Евангелие от Луки


Преображение.
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 26,5х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Преображение.
А. А. Иванов. 1850-е. 26x40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Преображение.
А.А. Иванов. Эскиз. Бумага, масло, 29х44,2.
Государственная Третьяковская галерея


Проповедь Иисуса Христа на горе Елеонской о втором пришествии. Эскиз.
А. А. Иванов. Сер. 1840-х гг. 47,5x53,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Евангелие от Матфея 24: 3 


Проповедь Христа на берегу озера.
А. А. Иванов.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Проповедующего в притчах Христа хотят схватить первосвященники и фарисеи.
А. А. Иванов. 1840-ые, конец — 1857. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 26,3x40,2.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Изгнание торгующих из храма.
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага, акварель, белила, карандаш. 26x40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано,— дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.


Проповедь Христа в храме.
А. А. Иванов. 1850-е. 26х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Евангелие от Иоанна


Фарисеи посылают учеников своих с иродианами спросить Иисуса, позволительно ли давать кесарю подать.
А. А. Иванов. 1850-е.


Тайная вечеря.
А. А. Иванов. 1850-е.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Тайная вечеря.
А. А. Иванов. Акварель, сепия, бумага коричневая. 26,5х39.
Авторская копия акварели из Третьяковской галереи.
Государственный Русский музей


Тайная вечеря.
А. А. Иванов. 1850 г. Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,6х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Выход после Тайной вечери.
А. А. Иванов. 1850 г. 26х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.»(Евангелие от Иоанна)


Христос в Гефсиманском саду.
А. А. Иванов. 1850 г. 26х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Молитва в Гефсиманском саду (Моление о чаше).
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага серая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4х39,7.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

…и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Евангелие от Луки

Поругание Христа.
А.А. Иванов. Конец 1840-х–1858. Бумага, акварель, графитный карандаш. 26,3 × 40,1.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Поругание Христа у первосвященника Каиафы.
А. А. Иванов. 1850-е. 27х39,2.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

И закрывши Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? Евангелие от Луки


Бичевание Христа.
А. А. Иванов. 1850-е. 29,5х46,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. Евангелие от Иоанна


Богоматерь, ученики Христа и женщины, следующие за Ним, смотрят издали на распятие.
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага коричневая, акварель, белила. Лист склеен из двух частей. 26,3х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим. Евангелие от Марка


Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа.
А. А. Иванов. 1850 г. Бумага коричневая, акварель, белила, кисть. 43,5х60,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев,— просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим,— приходивший прежде к Иисусу ночью,— и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.» (Евангелие от Иоанна)


Воскресение. Эскиз.
А. А. Иванов


Ангел отваливает камень от гроба.
А. А. Иванов. 1850-е. 26х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба, и сидел на нем. Евангелие от Матфея


Ангел возвещает женам о воскресении Христа.
А.А. Иванов. Эскиз. Конец 1840-х–1858. Бумага светло-коричневая, акварель, белила. 26,2 × 39,7.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения.
А. А. Иванов. 1835 г. Холст, масло. 242х321.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. Евангелие от Иоанна

Картина повергла в восхищение Академию. «Какой стиль!» – изрек перед нею почтенный профессор Егоров. Больше ничего говорить и не надо было, все стояли в восхищении. Это был единственный общественный успех в жизни Иванова, доставивший ему известность. Ему было присуждено звание академика, что открывало блестящие возможности для карьеры. Неофит.ру


Явление Христа ученикам по Воскресении.
А. А. Иванов. 1850-е.


Вознесение.
А. А. Иванов. 1850-е.

На сороковой день по воскресении Иисус вывел апостолов из города в Вифанию и благословил их, завещав им проповедь Царства Божия всем народам. “Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и в Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” (Деян. 1, 8–11)


Проповедь апостола Павла в римской тюрьме.
А. А. Иванов. 1850-е.

Тэги: Иванов А.А., изобразительное искусство, Евангелие в живописи

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню