Страсти Христа и Воскресение
![]() Тайная вечеря. И. Е. Репин. 1876 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
![]() «Если все, то не я…». И. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло. 52х76. Эскиз Ивановское объединение художественных музеев |
![]() Тайная вечеря. И. Е. Репин. 1903 г. Холст, масло. 63,2х103,7 Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород |
![]() Моление о чаше. И. Е. Репин. Начало 1860-х. Дерево, масло. 29,2х21,2 Государственная Третьяковская галерея, Москва |
![]() И. Е. Репин. 1888 г. |
![]() И. Е. Репин. 1880-е. Холст, масло. 62х91,5 Справа внизу: И Репинъ Музей изобразительных искусств Республики Карелия Работа поступила в музей из МК РСФСР в 1966 году. Ранее хранилась в собрании М. В. Мазова (Москва) Картина «Христос в Гефсиманском саду» продолжает линию репинского психологизма и отражает нравственно-этические искания людей своего времени. Мотив противостояния, «молчаливого противоборства» двух героев с противоположными жизненными установками является ключевым в раскрытии содержания произведения.
Композиция Репина несколько необычна для данного евангельского сюжета, в котором чаще всего изображаются мотивы «моления о чаше» или скорбного раздумья Христа в ночном саду. Художник выбирает последующий момент текста Евангелия — приход Иуды и обращение его к Иисусу. На темном, почти черном фоне светом, исходящим от пылающих факелов стражников, выделена фигура Христа. Она — композиционно-эмоциональный центр картины Репина. «Радуйся, царь Иудейский»,— произнес Иуда, стремясь поцеловать руку Христа. Своими словами и жестом он подает условный знак стражникам, которые вскоре схватят Христа, и совершится отвратительный акт предательства. Фигура Иуды погружена во тьму, руки заломлены, на лице жалкая полуулыбка-полугримаса, отражающая внутреннюю борьбу, которая завершится его нравственным падением. Картина наполнена психологической остротой и предельным эмоциональным напряжением. Этому способствуют мастерство композиции и живописного решения, а также контрасты сопоставлений, в основе которых — борьба света и тени. Работа подписана, но не имеет даты. В музее Атенеум города Хельсинки имеются подготовительные рисунки к ней, выполненные в 1888 году, что предположительно позволяет датировать картину этим же годом. Арт-каталог |
![]() Взятие Христа стражею (Арест Христа). И. Е. Репин. 1886 г. Холст, масло. 36,5х55,5. Эскиз. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
![]() Иуда. И. Е. Репин. 1885 г. Холст, масло. 60х49. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
![]() Христос в терновом венце. И. Е. Репин. 1913 г. Фреска, цементная плита, штукатурка, краски «Кюнстерфарбер». 51х45. Подпись и дата слева внизу: «И. Репинъ 1913». Выставлялась в Москве на аукционе в 2002 г. Частное собрание |
![]() «Се, человек». И. Е. Репин. 1867 г. Холст на картоне, масло. 31х19. Частное собрание |
![]() Несение креста. Илья Репин. 1898 г. Бумага, граф.карандаш. Частное собрание, Хельсинки ![]() Несение креста. И. Е. Репин. 1898 г. Холст, масло. Александровское подворье, Иерусалим Живописный этюд И. Е. Репина «Несение Креста», исполненный им в 1898 году, написан во время путешествия по Святой Земле для церкви в честь Святого Благоверного князя Александра Невского на Александровском подворье в Иерусалиме. На его оборотной стороне значится надпись: «Сей образ Несение креста, написанный мною в Иерусалиме приношу в дар Иерусалимской русской церкви „На раскопках“. Желал бы, чтобы образ был заделан под стекло и помещён на левой стороне при пороге Ворот (не высоко). Прошу на литургиях поминать имена моих родителей Евфимия и Татианы. И. Репин 1898 июль 27».
|
![]() ![]() Голгофа (Распятие Христа) И. Е. Репин. Эскиз. 1869 г. 80х99 Киевский государственный музей русского искусства |
![]() ![]() Голгофа. Эскиз 1896 г. Холст, масло. 48х102. Киевский музей русского искусства |
![]() Голгофа.
И. Е. Репин. 1921–1922 гг. Холст, масло, 214х176. Музей Принстонского университета, Нью-Йорк |
![]() Христос и Мария Магдалина (Утро Воскресения). И. Е. Репин. 1920–1922 гг. Холст, масло, 212х141. Частное собрание, Москва Тему встречи Магдалины с воскресшим Христом трактовали десятки художников всех времен и стран, от мастеров Возрождения до Александра Иванова, но все их композиции в основном были построены на появлении Христа где-то вдали от своей гробницы, в прежнем виде и обычной одежде.
Не то у Репина, давшего новое, небывалое, смелое решение. У него действие происходит у самого склепа. Магдалина, по мысли художника, пошла на рассвете к дорогой для нее гробнице и тут-то и натолкнулась на Христа, только что отвалившего камень и вышедшего на волю. Он еще весь укутан пеленами, движения его скованы, жесты не свободны, руки прижаты к телу. Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди следы ее ясно видны. Голова Магдалины писана с Веры (дочь художника), но черты лица значительно утончены и облагорожены. Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли». Этот экзальтированный взгляд у Магдалины излишне утрирован, да и глаз не сидит в орбите, что значительно снижает ценность картины. Очень удалось Репину предрассветное небо с ползущим по нему розовым облаком. Оно прекрасно наблюдено и передано жизненно. Илья Репин |
![]() Христос среди учеников после Воскресения. И. Е. Репин. 1886 г. Бумага, граф.карандаш. Эскиз композиции. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург |
![]() Неверие Фомы. И. Е. Репин. Кон. 1910-х годов или 1922 г. Холст, масло, 186,5х135.Частное собрание |