RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 октября

Лекция «Новый Иерусалим и Шумаевский крест. Кальварии царя Алексея Михайловича», Москва

23 октября

Лекция «Пророк Моисей и его путь», Москва

23 октября

Лекция «Чтимые иконы Константинополя», Москва

30 октября

Лекция «Шумаевский крест - Святая Земля царя Алексея Михайловича», Москва

30 октября

Лекция «Агнец – один из древнейших символов жертвы и победы», Москва

6 ноября

Лекция «Царь Давид – псалмопевец и воин», Москва

6 ноября

Лекция «Святыни храма Богоматери Влахернской», Москва

13 ноября

Лекция «Видение Вседержителя на престоле. Небесная литургия», Москва

17-18 ноября

Всероссийская научная конференция «Рождение Царства. Искусство эпохи Василия III», Москва

17-18 ноября

IX научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», Москва. Прием заявок до 15 октября

22-26 ноября

Международная научная конференция «Связь времен: итоги и перспективы. К 100-летию Русской Зарубежной Церкви», Белград

27 ноября

Лекция «Мудрость царя Соломона», Москва

4 декабря

Лекция «Книга с семью печатями. Снятие печатей», Москва

9 декабря

Конференция «Герменевтика христианского текста в литературе и языке», Москва

Россия на карте Востока

Летопись

22 октября 1891 скончался наместник Троице-Сергиевой Лавры архим. Леонид (Кавелин), возглавлявший в 1863-65 гг. Русскую духовную миссию в Иерусалиме

22 октября 1914 великая княгиня Елизавета Фёдоровна утвердила пакет документов для учительских семинарий ИППО

23 октября 1885 в Совете ИППО слушался вопрос о школе в Мжделе

Соцсети


Исследование картины И. Е. Репина
«Утро Воскресения. Христос и Мария Магдалина»

Возникшая в последние годы тенденция возвращения в Россию живописи известных и малоизвестных художников вновь вводит в отечественное искусство произведения, на многие десятилетия выпавшие из сферы наших знаний и изучения. Картина И. Е. Репина «Утро Воскресения. Христос и Мария Магдалина» (1920–1921, холст, масло. 212x141) была известна специалистам по черно-белым фотографиям, редким некачественным воспроизведениям и по переписке художника.

Возвращенная ныне в Россию и исследованная специалистами Третьяковской галереи картина заставила вновь с полной серьезностью отнестись к «позднему» Репину и убедиться в несостоятельности устоявшегося тезиса об «увядании» его позднего творчества и «старческой немощи», по определению И. Грабаря. Комплексный подход к изучению этого произведения включал стилистический анализ, широкое использование эпистолярного наследия художника, мемуарной литературы и технологические исследования с помощью УФЛ„ МБС, подробное рентгенографирование картины. Именно последнее — анализ и прочтение рентгенограмм дали возможность не просто выявить специфику художественного почерка и живописного метода позднего Репина, что это само по себе очень важно, т. к. подобных материалов в накапливающемся банке данных недостаточно. Но главное — именно рентгенологическое исследование позволило «раскрыть» и «прочитать» последовательность работы Репина над одним из самых серьезных и содержательных произведений, воссоздать зарождение, поэтапное изменение замысла и его окончательное воплощение на холсте.

Репин называет картину в письмах по-разному: «Христос и Мария Магдалина», «Встреча Христа с Марией Магдалиной», «Утро Воскресения», «Радость Воскресения», «Не прикасайся ко мне». Отличия в названиях могут представляться несущественными, так как основная завязка остается неизменной. Однако при обращении к евангельскому тексту становится очевидным, что каждая строка в Евангелии от Иоанна (гл. 20, ст. 11-17), на текст которого опирался Репин, давала ему возможность интерпретации различных временных последовательностей в раскрытии сюжета и одновременно выражения сложных духовных и психологических оттенков встречи Христа и Магдалины. Как часто бывало у Репина, поиски композиционных и смысловых происходили не в эскизах, а на самом холсте. Художник безжалостно уничтожал одни фигуры, переписывал другие. В докладе рассматривается процесс и стадии работы Репина над картиной, выявляющиеся благодаря совместной с технологами работе по изучению этого произведения, соответствующие тем названиям, которые дает ему сам автор. Именно рентгенологические исследования картины позволили сделать еще одно важное наблюдение.

Было отвергнуто бытовавшее среди специалистов, занимающихся изучением Репина, утверждение, что на этом холсте художником прежде был написан иной евангельский сюжет — «Неверие Фомы». Параллельное изучение эпистолярного наследия Репина подтвердило выводы технологов, что работа над этими двумя произведениями, как часто бывало у Репина, шла практически одновременно, но на разных холстах. Благодаря этим исследованиям восполняются наши знания о важнейших страницах творческой биографии великого мастера в сложный, противоречивый, не до конца проясненный поздний период его творчества.

Чурак Г. С., Гладкова Л. И.,
Государственная Третьяковская галерея

История Выборга

Тэги: Репин И.Е., изобразительное искусство, Евангелие в живописи

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню