RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (14) Декабрь (0)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


В МДА издан очередной номер научного журнала «Библия и христианская древность»

Центр изучения патристики и христианской древности Московской духовной академии представляет очередной номер журнала «Библия и христианская древность».


Начиная с этого выпуска, в рецензировании публикаций журнала приняли участие такие признанные специалисты в области патристики, восточных языков, христианской традиции и библеистики, как профессор Оксфордского университета С. Брок, доцент университета Дальхауси (Канада) священник Александр Трейгер, старший научный сотрудник Принстонского университета (ближневосточные исследования, сирийский язык) диакон Джордж А. Кираз, доцент факультет истории Университета Гонзага (США) Р. Гудрич, научный сотрудник Австрийской Академии наук Ю.А. Аржанов.

Первый выпуск 2020 г., пятый по общей нумерации, включает в себя тринадцать публикаций по разным направлениям христианского знания: критическое издание, переводы и комментарии; исследования по патристике, литературе Второго храма и псевдоэпиграфам, герменевтике и интерпретации Библии в философии постмодерна; обзор научной литературы; рецензии;хронику научной конференции.

Первый раздел представлен:

«Главы о ведении» Раббана Афримарана. Сирийская и арабская рукописные традиции. Часть первая / критическое издание сирийского текста, перевод и комментарии М.Г. Калинина и А.М. Преображенского».

Настоящая публикация состоит из двух частей. Первая часть содержит описание рукописной традиции «Глав о ведении» Раббана Афримарана, восточносирийского мистика VII в. В рамках этого описания впервые вводится в научный оборот западносирийская рукописная традиция «Глав о ведении» и дается описание арабской версии этого произведения (она была введена в научный оборот в 2019 г. авторами настоящей работы). Вторая часть содержит критическое издание по 14 рукописям и перевод первых 13 глав текста Афримарана. Эта публикация будет продолжена двумя статьями, которые охватят остальные разделы «Глав о ведении».

На русском языке впервые публикуются два перевода. Первый из них ‒ А.Ю. Виноградова: «Апокрифические “Деяния Иоанна”. Часть первая. Проблемы текстологии / перевод с греческого и комментарии».

В исследовании к тексту разбирается проблема текстологии апокрифических «Деяний Иоанна», одного из древнейших христианских апокрифов (ΙΙ в.). Впервые на русском языке публикуется полный перевод текста (первая половина). Переведены следующие тексты: фрагменты из «Послания о девстве» Псевдо-Тита, из POxyr. 850, из «Liber Flavus Fergusiorum» и сохранившаяся греческая часть актов. Переводы снабжены комментарием и указанием на важнейшие разночтения.

Второй перевод текста преп. Ефрема Сирина с сирийского языка сделан А.В. Муравьёвым ‒ «Мемра Мар Афрема “Об отшельниках” и основатели “мессалианства” в Эдессе IV века. Часть первая: контекст и текст (1‒100)».

Первая часть посвящена исследованию аскетических тем у Мар Афрема на основе сопоставления разных частей его корпуса. Сирийский аскетизм у него отражен в трех основных формах: городские общины «обетников», странничество и разновидность последнего — «воскизм», связанный не только с отказом от стабильного местопребывания, но и с определенной диетой (питанием травой и листьями). В ряду аскетических сочинений Мар Афрема важное место занимает мемра (метризованная гомилия) «Об отшельниках». Она принадлежит к циклу сочинений и интересна прежде всего описанием форм местных особенностей аскетической жизни в Верхней Месопотамии и Сирии. В ней описаны практики пустынного отшельничества и социальной самоизоляции, которые связываются с начальным этапом «мессалианского» движения (национального сирийского аскетизма). Статья сопровождается переводом стихов 1‒100 мемры с параллельным сирийским текстом.

Второй раздел включает три исследования по патрологии, литературе Второго храма, использованию Библии в философских системах. Первое представлено Д.С. Бирюковым: «Использование темы проникновения огня в железо для описания соединения с Богом в восточно-христианском богословии: путь от Оригена до свт. Григория Паламы. Часть I».

Цель исследования — показать, как стоическая натурфилософская парадигма всецелого смешения, проявляющаяся в примере проникновения огня в железо, была заимствована раннехристианскими и византийскими богословами от Оригена до Григория Паламы для иллюстрации проникновения божественного в тварное и соединения тварного с божественным — такого, что тварное не растворяется в божественном, но остается в своей природе, проникаясь свойствами Божества.

Второе исследование в разделе, выполненное С.И. Вевюрко, посвящено проблематике создания псевдоэпиграфов: «Религиозная мотивация создания ветхозаветных псевдоэпиграфов»

В статье исследуется гипотетическое отношение авторов псевдоэпиграфов, как носителей религиозного сознания, к их собственному творчеству. Для этого выявляется специфика псевдоэпиграфа как особого типа текста, а также рассматриваются различные виды литературного творчества и его мотивации, с тем чтобы выявить наиболее релевантные мотивы. Обзор и критика существующих гипотез природы псевдонимии в парабиблейской литературе.

В третьей публикации второго отдела ‒ «В начале был текст. Дерридианская концепция текстуальности и ее роль в библейских исследованиях» ‒ священник Алексий Волчков выясняет степень влияния методов постмодернистской философии на традиционные подходы в толковании Священного Писания. Статья посвящена анализу того, как постструктуралистские представления о «тексте» и «текстуальном» влияют на академическую библеистику и традиционную экзегезу. Автор на множестве примеров показывает, что критический настрой философии Деррида помогает читателю Писания, придерживающемуся традиционных для религиозных общин (христианство, иудаизм) принципов толкования, отстоять свое право на подобную герменевтическую программу перед лицом библейской критики и вызовов академического рационализма.

В третьем разделе публикуется обзор библиографии М.Г. Калинина «Иосиф Хаззайа: Очерк библиографии».

В данном обзоре представлены все публикации (на начало 2020 г.), посвященные Иосифу Хаззайе, восточносирийскому мистику VIII в., а также важнейшие публикации, которые так или иначе касаются личности или идей автора. Обзор включает в себя 4 раздела: 1) справочные работы, посвященные Иосифу Хаззайе; 2) издания и переводы его сочинений; 3) исследования его мистического учения и источников этого учения; 4) публикации, в которых разбираются вопросы об осуждении Иосифа Хаззайи на Соборе патриарха Тимофея I и последующей реабилитации мистика.

Четвертый раздел рецензий включает критический анализ пяти монографий на английском, новогреческом и русских языках:

-   Д.И. Макарова на монографию: Π.Ν. Τούλης. Ο λόγος του Θεοφάνη Νικαίας «Εις την πανάχραντον και παναγίαν, Δέσποιναν ημών Θεοτόκον». Πατερική και δογματική θεώρηση Θεσσαλονίκη: Ostracon Publishing, 2016. (Acta varia academica; vol. 17). 128 σ. Книга посвящена одному памятнику — «Похвальному слову Пресвятой Богородице» митрополита Феофана Никейского, который был написан, по мнению автора, в Константинополе не ранее 1370 г.;

-   Коллективная рецензия на исследование: J.S. Anderson. Monotheism and Yahweh’s Appropriation of Baal. London: T&T Clark, 2015. X + 147 p. (The Library of Hebrew Bible / Old Testament Studies; vol. 617). Автор монографии основывается на более или менее буквальном прочтении библейского текста, предполагает, что все основные черты библейского монотеизма, включая этические и обрядовые предписания, зафиксированные в Пятикнижии, восходят ко временам Моисея и Синайского Завета. Исследователь анализирует все дальнейшие этапы ветхозаветной истории: отступление от Бога, наказание и восстановление норм времен Моисея и Иисуса Навина при книжнике Ездре;

-   Рецензия Е.В. Гусаровой на: Е.А. Кривец. Самобытность христианской (коптской) общины Египта и современность М.: ИВ РАН, 2018. 244 с. Автор исследования рассматривает историю египетских христиан, последователей Коптской Церкви, с момента принятия Египтом христианства до революции 2011 г. и ее последствий;

-   А.С. Кашкин на книгу: И.А. Бессонов. Пророчества книги Даниила: происхождение, история экзегетики, толкование. Царство святых Всевышнего и мировая история СПб.: Алетейя, 2019. 552 с. Монография посвящена толкованию отдельных пророчеств библейской Книги пророка Даниила. Подход автора к анализу библейского текста предполагает рассмотрение объекта исследования с нейтральной позиции ученого, не принадлежащего ни к одной из традиционных конфессий;

-   И.С. Вевюрко рецензия на: А.Б. Ковельман, У. Гершович. Сокрытое и явленное в Талмуде: Очерк нефилософского мышления на исходе античности. М.: Индрик, 2016. 448 с. Авторы монографии занимаются обсуждением методов изучения текстов Талмуда. В чем заключается смысл нефилософского мышления, изложенного в этих текстах. Сравнения галахичесих и аггадических текстов Талмуда и их влияния на традицию понимания Торы.

Пятый раздел представляет «Хронику международной научной конференции “Евангелие от Марка: история и теология” (Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 23–27 сентября 2019 г.)». На конференции обсуждались вопросы происхождения, языка, стиля и богословия Евангелия от Марка. Доклады были представлены крупнейшими специалистами по данной теме из научных центров Европы, США и России.

Главный редактор журнала «Библия и христианская древность», доцент диакон Сергий Кожухов.

МДА

15.05.2020

Тэги: Библия и Евангелие, книгоиздание и периодика

Ещё по теме:

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24) Май (14) Июнь (20)
Июль (24) Август (20) Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)