Третьяковская галерея начинает цикл лекций «Наталия Гончарова. Религиозное искусство и авангард»
27 февраля - 27 марта 2021 года в Третьяковской галерее пройдет абонемент № 14 «Великие мастера в деталях. Наталия Гончарова. Религиозное искусство и авангард». Для взрослых слушателей.
Н.С. Гончарова. Ангелы мечущие камни на город. 1911.
Часть полиптиха. Холст, масло. 100 × 129. ГТГ
Особая тема авангардного творчества Наталии Гончаровой — религиозные композиции. Они появились в 1900–1910-е годы в период неопримитивизма. Религиозная тема волновала художницу на протяжении всей ее жизни и проявилась во всех видах искусства: в живописи, графике, театральных декорациях, книжной иллюстрации. Сквозная идея пяти лекций цикла — показать иконографические источники и культурные контексты религиозных работ Наталии Гончаровой с 1900 по 1950-е годы.
Лектор: Галина Серова, отдел научно-просветительской работы.
Лекции проходят в форматах онлайн и офлайн.
Лекции в формате офлайн проходят в Лекционном зале Инженерного корпуса Третьяковской галереи по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, 12, вход с Малого Толмачёвского переулка.
Телефон: +7 (495) 957-07-27.
27 февраля (сб.)
Неопримитивизм. Религиозные композиции Н. Гончаровой. 1909–1911
18:00 Инженерный корпус.
Н.С. Гончарова. Богоматерь с младенцем.
1911. Холст на фанере, масло. 150,3 × 107. ГТГ
Особая тема неопримитивистского периода творчества Наталии Гончаровой — религиозные композиции, в которых художница предложила новое авангардное осмысление древнейшей национальной традиции искусства. Открытие реставраторами древнерусской иконописи, выставки и диспуты авангардистов, вновь строящиеся храмы старообрядцев, увлечения народным, архаическим, восточным, в том числе византийским искусством — всё новое требовало нового подхода и к церковной живописи. А.Н. Бенуа описывает религиозные композиции Гончаровой как эстетический подход к религиозной теме, заставляющий мечтать о целых соборах, украшенных сияющей живописью. Несмотря на сложную и противоречивую общественную реакцию на ее композиции, Наталия Гончарова получила заказ на храмовые росписи.
Стоимость офлайн-лекци: 370/220 руб.
Билет на онлайн-лекцию
Билет на офлайн-лекцию
6 марта (сб.)
Мистические образы войны. 1914
18:00 Инженерный корпус
Н.С. Гончарова. Христолюбивое воинство.
1914. Бумага, литография. 32,3 × 24,5. ГТГ
Лекция посвящена альбому литографий Наталии Гончаровой «Мистические образы войны», созданному художницей осенью 1914 года. Участие в войне близкого друга и соратника Наталии Гончаровой, лидера авангардных художников начала 1910-х годов, Михаила Ларионова обостряет ее восприятие современных событий. В лекции рассматривается опыт работы художника с текстом Откровения Иоанна Богослова. Иконографическими источниками для литографий послужили произведения древнерусского искусства, народные и старообрядческие иконы XIX — начала ХХ века, лубки, открытки, плакаты.
Военная тема, интерпретированная сквозь народные переживания и образы, дала возможность сугубо личного, очень эмоционального, художественно-религиозного высказывания Наталии Гончаровой, что и составляет уникальность этого альбома литографий среди произведений авангарда периода Первой Мировой войны.
Стоимость офлайн-лекции: 370/220 руб.
Билет на онлайн-лекцию
Билет на офлайн-лекцию
13 марта (сб.)
Традиции средневековых мистерий и эскизы Наталии Гончаровой к балету «Литургия». 1915–1916
18:00 Инженерный корпус
Н.С. Гончарова. Апостол Иоанн. Лист из альбома «Литургия». 1927.
Бумага, гуашь, пошуар. 75,5 × 56,2. ГТГ
Летом 1915 года Сергей Дягилев, молодой танцовщик Леонид Мясин, художники Михаил Ларионов и Наталья Гончарова сочиняли балет «Литургия». Проект не был реализован, однако все исследователи и участники этого проекта, отмечают особое значение балета, опередившего свое время, и получившего в том или ином виде продолжение в творчестве знаменитого балетмейстера и художников.
В лекции будут рассмотрены источники столь необычной идеи Дягилева, роль Гончаровой в создании балета, иконографические источники костюмов, декораций и хореографии «Литургии», а также культурный контекст середины 1910-х годов, в котором могла возникнуть идея балета-мистерии. Не менее интересно увидеть, в каком культурном контексте первой половины — середины ХХ века вновь и вновь рождаются попытки осуществить балет на религиозную тему.
Стоимость офлайн-лекции: 370/220 руб.
Билет на онлайн-лекцию
Билет на офлайн-лекцию
20 марта (сб.)
Авангард и церковное искусство. Эскизы Наталии Гончаровой к храмовым росписям
18:00 Инженерный корпус
Н.С. Гончарова. Архиерей. 1911. Холст, масло. 99,5 × 92. ГТГ
Одной из интереснейших загадок творческого наследия Н.С. Гончаровой является работа над росписями храма в Бессарабии по проекту архитектора А.В. Щусева. В лекции рассматриваются причины заказа росписей авангардному художнику и общие предпосылки церковного искусства начала ХХ века, благодаря которым авангардная живопись имела шанс стать частью российского церковно-художественного проекта. В православной церкви русской эмиграции в Париже 1920–1950-х годов работали иконописцы, стилистически очень близкие Гончаровой и продолжавшие линию, заданную ее неопримитивисткими религиозными композициями.
Наталия Гончарова — первая из женщин и первая из европейских новаторов ХХ века, получившая самостоятельный заказ на церковные художественные работы. Заказ 1915 года не состоялся из-за революционных событий в России, но мечта о росписях храма оставалась на протяжении долгой жизни художницы. Последними работами Наталии Гончаровой были эскизы для росписи часовни под Парижем.
Стоимость офлайн-лекции: 370/220 руб.
Билет на онлайн-лекцию
Билет на офлайн-лекцию
27 марта (сб.)
Иллюстрации к Библии. ХХ век. Н. Гончарова, М. Шагал, С. Дали и другие
18:00 Инженерный корпус
Н.С. Гончарова. Эскиз оформления книги «Откровение Иоанна Богослова». Начало 1920-х. Бумага, гуашь, графитный карандаш. 45,5 × 57. ГТГ
В 1910-е годы Наталия Гончарова создала «Новые русские лубки» на религиозные темы, а в 1920-е годы работала над иллюстрациями к Евангелию и книге «Откровение Иоанна Богослова». Сохранившиеся эскизы рассматриваются на лекции в контексте иллюстрирования библейских текстов ведущими художниками ХХ века: Марком Шагалом, Сальвадором Дали, Максом Бекманом и Владимиром Фаворским.
Стоимость офлайн-лекции: 370/220 руб.
Билет на офлайн-лекцию
Билет на онлайн-лекцию
Государственная Третьяковская галерея
23.02.2021
Ещё по теме:
- В Третьяковской галерее начинается цикл лекций «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве»
- В Третьяковской галерее открылась выставка шедевров Пинакотеки Ватикана
- Выставка шедевров из Ватикана в Третьяковской галерее продлена до 1 марта
- В Третьяковской галерее завершается медиапроект, посвященный картине Александра Иванова «Явление Христа народу»
- В Третьяковской галерее прочитают лекции о библейских сюжетах в изобразительном искусстве
- В Музеях Ватикана откроется выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича»
- В лектории Третьяковской галереи пройдет программа о библейских сюжетах в изобразительном искусстве
- Для выставки «Василий Поленов» в Третьяковку из Русского музея привезут гигантское полотно «Христос и грешница»
- Третьяковская галерея демонстрирует из запасников эскизы Виктора Васнецова для Владимирского собора
- В Третьяковской галерее расскажут о библейских сюжетах в искусстве
- В Третьяковской галерее открывается выставка художника Александра Иванова «Евангельские мотивы»
- В Третьяковской галерее открывается выставка «Александр Иванов. На пути к храму»
- В Третьяковской галерее пройдут лекции о религиозном искусстве
- В Третьяковской галерее расскажут о библейских сюжетах в творчестве художников разных стран