RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2022

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (18) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

20 января 1865 глава РДМ в Иерусалиме архим. Леонид (Кавелин) пишет в письме послу в Константинополе Н.П. Игнатьеву, что интриги поставили в унизительное положение его и Русскую Церковь

20 января 1874 родился С.С. Кричинский, архитектор Барградского храма ИППО в Петербурге

20 января 1902 был открыт отдел ИППО в Тамбове

Соцсети


В МДА вышел второй номер 2021 года журнала «Библия и христианская древность»

В Центре изучения патристики и христианской древности Московской духовной академии на кафедре богословия вышел из печати второй номер 2021 г., десятый в общей нумерации журнала, «Библия и христианская древность» (БХД).

Номер включает в себя четырнадцать публикаций в пяти разделах по разным направлениям христианской науки: 1) критические издания, реконструкция текстов, переводы и комментарии; 2) исследования; 3) заметки и библиографические обзоры; 5) рецензии; 6) хроника и обзор научных событий и конференций.

В первом разделе представлены три публикации.

1. Прот. Леонид Грилихес представил публикацию третьей части реконструкции евангельского текста «Опыт реконструкции изосиллабической поэзии Нового Завета. Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19‒31)»; она продолжает публикации изосиллабических реконструкций на иврит текстов Нового Завета (журнал «Библия и христианская древность», № 4 (8), № 1 (9)) и предлагает реконструкцию Притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19‒31). Исследователь исходит из того, что притчи Иисуса Христа, а также значительное число других Его речей представляли собой изосиллабические поэтические тексты.

2. Во второй публикации вниманию и критике исследователей предложен уникальный текст «Проповедь Нестория “Против еретиков, о божественной Троице”»; перевод с греческого, издание славянского перевода с греческого, предисловие и комментарии были осуществлены Д.В. Смирновым. Публикация посвящена проповеди Нестория, архиепископа Константинопольского, «Против еретиков, о божественной Троице», которая сохранилась под именем Василия, архиеп. Селевкийского, и была недавно идентифицирована и издана в древнегреческом оригинале В. Кинцигом. В предисловии дается общая характеристика корпуса греческих проповедей Нестория, рассматривается текстология публикуемой проповеди и ее перевода на славянский язык, анализируется богословское содержание проповеди и ее критическая рецепция свт. Кириллом Александрийским. По заключению автора, проповедь имеет скорее риторическую, а не богословскую ценность; вместе с тем она служит важным источником, позволяющим понять внутреннюю связь между триадологическими и христологическими убеждениями Нестория.

3. Третья публикация посвящена восхвалению евангелиста Луки: «Энкомий в честь евангелиста Луки»; перевод с греческого, вступительная статья и комментарии О.М. Пушина. Статья посвящена одному энкомию в честь евангелиста Луки, текст которого сохранился в рукописи Laud. gr. 81 (и в двух ее копиях). В этой рукописи его автором назван прп. Андрей Критский, и в Ambros. A 63 inf., в которой авторство приписывается диакону и скевофилаксу Фотию. Рассматриваются некоторые аргументы, касающиеся авторства этого текста, и публикуется его перевод на русский язык.

Второй раздел — «Исследования» представляет три публикации в области патрологии и библейской критики.

Первое исследование раздела нидерландского ученого Х. ван Лоона «Одна включает статью: ἐνέργεια у свт. Кирилла Александрийского в “Толковании на Евангелие от Иоанна” (Ин. 6:53)» — ранее нигде не публиковалось и написано специально для журнала «Библия и христианская древность»; перевод с английского был сделан иером. Феодором (Юлаевым). В настоящем исследовании анализируется одно выражение свт. Кирилла Александрийского (ок. 378–444). В своем «Толковании на Евангелие от Иоанна» (Ин. 6:53) святитель, объясняя действие Евхаристии через сравнение с воскрешением дочери Иаира (Лк. 8:53–54) посредством повеления Христа и протягивания Его руки, называет животворящую ἐνέργεια одной и сродной. В VII в. это место было введено моноэнергистами для доказательства того, что во Христе есть только одна ἐνέργεια. В статье сначала рассматривается, какое значение придавалось выражению «одна и сродная ἐνέργεια» различными поборниками моноэнергизма, прп. Максимом Исповедником (579/580–662), а также несколькими богословами Нового времени. После этого исследуется, что именно подразумевал сам свт. Кирилл, когда писал этот фрагмент.

Вторая публикация продолжает исследование, начатое свящ. Михаилом Асмусом в предыдущем номере: «Образный мир Леонтия, пресвитера Константинопольского. Часть 2». Этот раздел статьи посвящен анализу образного мира Леонтия как одному из факторов, подтверждающих принадлежность текстов одному автору, а также выявляющих уровень риторической подготовки и мастерства проповедника. Анализ символических образов Леонтия (Церковь и ее священнодействия, Агнец Божий, Хлеб Небесный, царская власть Христа) демонстрирует, с одной стороны, его приверженность евхаристическому реализму и цельной экклезиологии, объединяющей тайносовершительную и социальную функции Церкви, с другой стороны — выявляет некоторую размытость границ между символом и передаваемой им реальностью, увлечение художественной завершенностью образа, которое иногда приводит проповедника к отступлению от отстаиваемых им же богословских положений.

Третья публикация, свящ. Алексея Волчкова, обращена в сферу исследования библейской критики: «Теологический проект У. Брюггемана и перспективы библейского богословия в XXI в.». Исследование посвящено творчеству известного библеиста и богослова Уолтера Брюггемана. У. Брюггеман известен не только как авторитетный исследователь и комментатор многих ветхозаветных текстов, но и как представитель традиции «библейского богословия» — всё менее популярного в западных научных кругах направления гуманитарной мысли. На богословское начинание американского теолога существенное влияние оказали новейшие течения в современной западной философии и литературоведении (постструктурализм, деконструктивизм, риторический критицизм, семиотика). В статье исследуется, в какой мере У. Брюггеману удалось совместить приверженность постмодернистской герменевтике и верность традиции библейского богословия.

Третий раздел «Заметки и библиографические обзоры» включает три публикации:

1) А.А. Морозов представляет «Обзор изданий коптских текстов в серии Corpus scriptorum christianorum orientalium. Часть 1». Автор рассматривает историю серии «Корпус восточных христианских текстов» и ее основателя аббата Жан-Батиста Шабо. Обозначает цель издания, которое направлено на публикацию христианских текстов на различных древних восточных языках (арабский, армянский, грузинский, коптский, сирийский, эфиопский). В данном обзоре автор предлагает читателю познакомиться с первыми 28 томами коптского раздела этой серии. Они включают в себя сами тексты на различных диалектах и их переводы на латинский, французский и английский языки;

2) второй обзор — И.С. Вевюрко продолжает освещать исследования по Септуагинте: «Бюллетень международной организации по изучению Септуагинты и смежных текстов. Библиографический обзор. Часть 4: 1999‒2007 гг.». В этой части обзора автор отмечает, что на рубеже веков в изучении Септуагинты происходит «собирание крох». Успехи в источниковедении, грамматике, лексикографии, лексикологии, текстологии, применении новых теорий перевода парадоксальным образом привели не к выходу на широкие темы, ради которых когда-то в теологических институциях предпринимались шаги в сторону углублённого изучения всех этих дисциплин, но к концентрации на мельчайших вопросах, даже вполне убедительное разрешение которых в отношении к проблемам более общего плана (хотя тоже самим по себе частным), как правило, имеет лишь гипотетическое значение. Такая ситуация позволяет отчасти описать науку о Септуагинте в ее зрелой стадии как «башню из слоновой кости», хотя, разумеется, она продолжала готовить специалистов высокого класса и увеличивать знание не только количественно, но и качественно;

3) третий обзор, А.С. Кашкина, также продолжает обзор публикаций на ветхозаветную тему: «Журнал для исследования Ветхого Завета. Библиографический обзор. Часть 2: 1977‒1978 гг.». В этом библиографическом обзоре рассматриваются все публикации журнала, содержащиеся в № 4–9. Особенно следует отметить интересные статьи, посвященные следующим темам: взаимоотношения Израиля и Эдома (№ 4), апокалиптика и историография, Книга Руфь (№ 5), царь Саул и аэндорская волшебница (№ 6), теория социальной крестьянской революции (№ 7), исследования Книги пророка Михея, сравнение 4 Цар. 22, 3–23, 24 и Иер. 36 (№ 8), этика Ветхого Завета (№ 9).

В четвертом разделе представлено четыре рецензии на отечественные и зарубежные монографии: 1) Т.А. Щукин представил разбор монографии Д. Вальтера, полностью посвященной богословским и философским взглядам Михаила Пселла: Walter D. «Michael Psellos — christliche Philosophie in Byzanz: Mittelalterliche Philosophie im Verhältnis zu Antike und Spätantike». Berlin: W. de Gruyter, 2017. (Quellen und Studien zur Philosophie; Bd. 132). 216 S.; 2) М.А. Вишняк проанализировал издание на новогреческом языке «Ὁ Θεολογικός Διάλογος Ὀρθοδόξων καί Ἀντιχαλκηδονίων (παρελθόν — παρόν — μέλλον): Μία ἁγιορειτική συμβολή». Ἅγιον Ὄρος: Ἱερά Μονή Ὁσίου Γρηγορίου», 2018. 841 Σ. Эти тексты посвящены богословскому диалогу между Православной Церковью и антихалкидонитами и включают в себя все тексты соответствующей тематики, составленные на Святой Горе Афон в период 1991–2015 гг.; 3) свящ. Евгений Шилов представил монографию А.Д. Щеглова «Реформация в Швеции: события, деятели, документы». — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 384 с. (MEDIAEVALIA); 4) А.В. Лаврентьев заглянул в мир философа Б. Спинозы, представленный И.Р. Тантлевским в его монографии «Очерки по философии Спинозы». СПб.: Изд. РХГА, 2018. 200 с.

В пятом разделе «Хроника и обзор научных событий и конференций» диак. Николаем Шаблевским дается описание защиты докторских диссертаций (Dissertazioni di Dottorato) в папском институте Библикуме в 2020 (осень) — 2021 гг.

Главный редактор журнала «Библия и христианская древность»,
доцент МДА диакон Сергий Кожухов.

МДА

20.07.2021

Тэги: МДА, книгоиздание и периодика, журнал «Библия и христианская древность»

Ещё по теме:

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22) Май (23) Июнь (22)
Июль (22) Август (22) Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)