RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (14) Декабрь (0)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


Издан очередной номер журнала «Библия и христианская древность»

В Центре изучения патристики и христианской древности Московской духовной академии вышел из печати четвертый номер 2021 года, двенадцатый в общей нумерации журнала «Библия и христианская древность» (БХД). Номер включает в себя четырнадцать публикаций в шести разделах по разным направлениям христианской науки: 1) критические издания, реконструкция текстов, переводы и комментарии; 2) исследования; 3) заметки и библиографические обзоры; 4) новые книги; 5) рецензии; 6) хроника и обзор научных событий и конференций.

В первом разделе представлены две эксклюзивные публикации:

1. Священник Сергий Ким подготовил новое критическое издание первого из двух древнегрузинских отрывков проповеди «На Рождество Христово» (CPG 7899a; BHGa 1914m) Леонтия, пресвитера Константинопольского, которые не сохранились в дошедших до нас греческих рукописях. Издание основано на тексте «Афонского многоглава» (Ivir. georg. 11); в критическом аппарате указаны разночтения с «Пархальским многоглавом» (Tbilisi, A-95) по предыдущему изданию Нино Меликишвили. На основании анализа разночтений высказывается гипотеза о редакционной правке, проведенной на грузинской почве над изначальным текстом перевода. Также в введении рассматриваются параллели первого грузинского фрагмента с другими проповедями Леонтия и место грузинского фрагмента внутри греческого текста. Издание древнегрузинского фрагмента сопровождается переводом на русский язык.

2. Впервые публикуется русский перевод глав с 51-й по 76-ю сочинения блж. Августина «Разъяснение некоторых положений из Послания к Римлянам». Это продолжение (3-я часть) ранее сделанных переводов (см. БХД 4 2019 (4) и БХД 4 2020 (8)). В данных главах блж. Августин продолжает рассуждать о важнейших для западного богословия вопросах о Божественной благодати и человеческой воле. Вводная статья знакомит с традицией толкования Послания к Римлянам, которая могла повлиять на взгляды блж. Августина. В частности, показано, что блж. Августин в своем сочинении делал только первые шаги в качестве экзегета, а потому вольно или невольно опирался на идеи Оригена, Амброзиастера и блж. Иеронима. Перевод, вводная статья, комментарии В.М. Тюленева.

Второй раздел «Исследования» представляет три публикации в области патрологии, экзегетической литературы Второго Храма, христианской экзегезе Св. Писания:

1. В статье О.Н. Ноговицина рассматривается полемика, развернувшаяся вокруг аргумента Севира Антиохийского. Последний считает, что исповедание во Христе двух общих природ — божества и человечества — означает, что в воплощении Христа вся Св. Троица воспринимает весь человеческий род. С этим положением в своей «Апологии Халкидонского Собора» полемизирует Иоанн Кесарийский. Центральное место в статье занимает подробный анализ полемики вокруг этого положения Иоанна Кесарийского Грамматика с позицией Севира, высказанной в 17–19 главах II книги трактата «Против нечестивого Грамматика». Кроме того, в исследование входит обсуждение вопроса о рамках монофизитского и халкидонитского богословия, в котором этот аргумент Севира получает богословскую и полемическую значимость. Обсуждается исторический контекст его появления и реакции на него среди халкидонитов.

2. Е.Ю. Колодный посвящает свое исследование рассмотрению экзегетического приема, называемого argumentum ex silentio. Его суть состоит в том, что экзегет выводит dictum (утверждение о библейском отрывке), основываясь на «молчании» библейского текста о каком-либо лице, событии или явлении. В Послании к Евреям (7, 3) этот прием является одним из ключевых звеньев в доказательстве превосходства мессианского священства Иисуса Христа над священством левитов, однако для читателя, не знакомого с тогдашней герменевтической практикой, логика этого аргумента может оставаться не вполне прозрачной и требует специального рассмотрения. Для прояснения этого аспекта в статье предпринимается анализ особенностей применения данного метода в некоторых ранних иудейских экзегетических произведениях: в Мидраше «Берешит Рабба», Таргуме Псевдо-Йонатана, трактате Филона Александрийского «О бегстве и обретении» и Мидраше «Танхума». Примеры из иудейской литературы создают фон, в контексте которого рассматриваются особенности применения аргумента от молчания в Евр. 7, 3.

3. В третьей публикации раздела иеромонахом Филофеем (Артюшиным) проводится экзегетический анализ эпизода призвания ап. Матфея и его ближайшего контекста: трапеза с мытарями и грешниками и диспут о посте (см. Мф. 9, 9 — 13, 14–17). На основании практического применения методологии нарративного анализа выявляется структура, литературный жанр (диспут), динамика сюжетного развития, а также содержательные особенности данного евангельского пассажа. В методологической канве историко-критического и редакционно-богословского анализа выявляется богословская проблематика эпизода в свете соотношения категорий праведности и греха. Результаты формального анализа проверяются на примере святоотеческих толкований и комментариев, представленных в виде богословского синтеза. В конечном итоге указанная проблема разрешается в плоскости практического исполнения евангельского закона: под знаком милосердия (ср. Ос. 6, 6).

Третий раздел «Заметки и библиографические обзоры» включает заметку и два обзора:

1. Диакон Николай Шаблевский ставит вопрос об интертекстуальных связях библейского текста, которые приведены в 47-м письме Тимофея I, католикоса Церкви Востока. Здесь Тимофей I представляет несколько библейских фрагментов, которые не имеют явных интертекстуальных связей. Например, Тимофей I не знал, где в Ветхом Завете написано, что Иисус Христос будет называться Назарянином (Мф. 2, 23). По его словам, в пещере недалеко от Иерихона какой-то араб со своей собакой вдруг обнаружил много библейских рукописей. Итак, католикос надеялся найти в этих открытиях разрешение библейских апорий. В этой заметке автор обращает внимание на библейские фрагменты, процитированные Тимофеем I, пытаясь установить между ними связи в библейских текстах. При этом Ветхий Завет представлен масоретским текстом, Пешиттой, Септуагинтой и Сиро-Гексаплами, а Новый Завет — Пешиттой и критическим изданием Nestle-Aland.

2. А.С. Кашкин продолжает обзор одного из самых интересных научных журналов по изучению Ветхого Завета («Журнал для исследования Ветхого Завета»). В этом библиографическом обзоре рассматриваются все публикации журнала, содержащиеся в выпусках с 10 по 14-й, вышедших в 1979 г. Особенно автор отмечает интересные статьи, посвященные следующим темам: возвышение Давида, поэтический характер Иер. 25, 15–29 (№ 10), богословие Ветхого Завета, наказания за прелюбодеяние в Ветхом Завете (№ 11), критика Пятикнижия, Иез. 18, комментарий Иер. 31, 15–22 (№ 12), книга Ионы, Втор. 21, 18–21, «сыны Божии» и «дочери человеческие» (№ 13), текстологический анализ 4QSama (№ 14).

3. А.В. Серов открывает настоящим очерком ретроспективный обзор всех номеров «Журнала церковной истории» (The Journal of Ecclesiastical History). Это рецензируемое периодическое научное издание, выходящее четыре раза в год. Оно публикуется в издательстве Кембриджского университета с 1950 г. В журнале представлены статьи, книжные обзоры, рецензии на статьи, заметки и документы, имеющие отношение к различным периодам и аспектам истории христианства. Предлагаемая публикация обозревает первый выпуск 71-го тома (2020 г.) издания. Номер представлен двадцатью публикациями, в том числе: восемью тематически не связанными друг с другом статьями и дюжиной аннотаций на недавние монографии и сборники статей и материалов выступлений на конференциях.

В четвертом разделе «Новые книги» диаконом Николаем Шаблевским дан обзор по вышедшим в 2021 г. в серии «Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium» публикациям оригинальных восточных текстов христианских авторов. Новые публикации серии в 2021 г. представлены в армянской (1 том) и сирийской (2 тома) подсериях. В разделе «Субсидий» вышли четыре тома, посвященных описанию рукописей и исследованиям богословия и истории.

В пятом разделе «Рецензии» представлены четыре рецензии, отечественные и иностранные публикации: 1) В.М. Тюленев представил рецензию на издание серии CSEL: Augustinus. «Enarrationes in Psalmos 61–70» / hrsg. H. Müller. Berlin; Boston: W. de Gruyter, 2020. (Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum; Bd. 94/2). VIII, 360 S. «Толкование на псалмы» блж. Августина Гиппонского считается одним из его ключевых экзегетических сочинений, работа над которым растянулась почти на тридцать лет, примерно с 394 по 418 г., а подготовка издания заняла почти двадцать лет, с 2001 по 2020 г.; 2) Д.И. Макаров представил анализ сборника статей, посвященных памяти выдающегося ученого-иезуита британско-испанского происхождения — отца Джозефа Мунитиса (род. в 1931 г.): «The Literary Legacy of Byzantium». Editions, Translations, and Studies in Honour of Joseph A. Munitiz SJ / ed. B. Roosen & P. Van Deun. Turnhout: Brepols, 2019. (BYZANTIOS. Studies in Byzantine History and Civilization, 15). 564 pp. Д. Мунитис был преимущественно исследователем и переводчиком средне- и поздневизантийских богословских текстов (прежде всего, прп. Анастасия Синаита и Никифора Влеммида). Значительная часть материалов сборника посвящена полностью или почти исключительно кодикологии и палеографии; 3) И.С. Вевюрко подготовил рецензию на монографию Ф.О. Нофала: «Диалектика авраамического символа». — М.: ООО «Садра», 2020. (Ислам: классика и современность). 328 с. Это первый в своем роде опыт соотнесения христианства и ислама в рамках философской феноменологии религии. Рецензент отмечает, что автор стремится «опрокинуть одно из самых популярных и губительных религиоведческих заблуждений последних столетий — концепцию авраамического монотеизма»; 4) Чугунова Т.Г. Уильям Тиндел: Слово, церковь и государство в раннем английском протестантизме. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. (Mediaevalia). 446 с. Исследование посвящено жизненному пути и творчеству выдающегося английского мыслителя, реформатора, переводчика Библии на английский язык Уильяма Тиндела (1494–1536). Автор рецензии отмечает, что исследование можно поделить на две части: первая из них (I–IV главы) представляет собой историко-биографический очерк, посвященный английскому реформатору; вторая (V–VIII главы) — интеллектуальный портрет мыслителя, анализ его религиозно-политических взглядов и творческого наследия.

В шестом разделе «Хроника» священник Антоний Мосейко представил обзор событий, произошедших на Первом Всероссийском форуме молодых теологов, прошедшем в ОЦАД 25 ноября 2021 г.

Главный редактор журнала «Библия и христианская древность»,
доцент МДА диакон Сергий Кожухов

МДА

29.12.2021

Тэги: МДА, журнал «Библия и христианская древность», книгоиздание и периодика

Ещё по теме:

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22) Май (23) Июнь (22)
Июль (22) Август (22) Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)