В ГМИР работает выставка «Агнец Божий»
14 апреля, преддверии светлого праздника Пасхи, Государственный музей истории религии открыл выставку, посвященную образу жертвенного Агнца в ветхозаветных и новозаветных текстах, а также в массовой культуре XIX-XX веков. Во входной зоне музея представлены живопись, графика, мелкая деревянная и керамическая пластика, открытки – всего более 30 экспонатов. Работа выставки продлится до 27 июня.
Среди самых интересных предметов – полотно «Младенец Христос и младенец Иоанн» неизвестного фламандского художника XVIII в. по гравюре с утраченной картины Питера Пауля Рубенса, хромолитография «Добрый пастырь» (Париж. 1880-е гг.), картина «Агнец» из скопческой молельни XIX в.
На протяжении многих веков овца была верным спутником человека, давала ему теплую шерсть и пищу. Овечье молоко и жир использовали в ритуалах скотоводческих племен, а руно ассоциировалось с плодородием и достатком. У древних римлян, греков, славян, жителей Кавказа и других народов было распространено гадание с помощью овечьей лопатки, а белая овечья шерсть была атрибутом ритуалов, приумножающих урожай и плодовитость скота. Бараны высоко ценились: согласно 4-й Книге Царств, израильский царь Ахав получил в дар 100 тысяч овец и 100 тысяч баранов от моавитского царя.
В монотеистических религиях овцы стали играть особую роль. В Библии они упоминаются чаще других животных – около 400 раз. Овца часто выступает в роли жертвенного животного. Барашек заменил собой Исаака, которого Авраам готовился принести в жертву, чтобы доказать свою верность Богу. Пророки Иеремия и Исайя сравнивали еврейский народ с беззащитным агнцем, спасение которого находится только в руках Всевышнего.
Новый Завет, в основе которого лежит идея искупления человечества крестной жертвой Иисуса Христа, наполнен аллегориями, унаследованными от ветхозаветной традиции. Евангелисты называют Христа Агнцем Божьим, принявшим смерть за грехи мира. Закалываемого на еврейскую пасху ягненка Христос заменил своей кровью, пролитой во имя спасения всего человечества. К образу невинного ягненка обращались апостолы, пророки и богословы.
Другой распространенный образ Христа – Добрый Пастырь, направляющий и оберегающий общину верующих: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает свою жизнь за овец» (Ин.10.11). Первые изображения Пастыря встречаются в катакомбах и связаны с погребальной обрядностью. Также пастырями названы ближайшие ученики Христа – апостолы и рукополагаемые ими священники, которым Иисус доверил души верующих.
25.04.2023
Ещё по теме: