Александр Андреевич Иванов
16 июля 1806 — 3 июля 1858
Портрет Александра Андреевича Иванова.
Худ. Сергей Петрович Постников. Ок. 1873 г.
Исторический живописец, пейзажист, портретист. Родился 16 июля 1806 года
в Петербурге. Отец А. А. Иванова, Андрей Иванович, был профессором
Академии художеств. Он дал сыну первоначальную подготовку в рисунке и
живописи и имел большое влияние на его дальнейшее развитие. Одиннадцати
лет Александр поступил в Академию в качестве вольноприходящего ученика.
С юных лет он обнаруживал поразительные успехи и его работы
давали повод подозревать, что он выполнял их с помощью отца. В 1824 году
за картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (ГТГ) Иванов
получил Малую золотую медаль. При окончании академического курса ему
была задана программа «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице
хлебодару и виночерпию» (1827, ГРМ) принесшая ему Большую золотую
медаль. Однако в трактовке темы академическое начальство неожиданно
увидело политические намеки. Библейский рассказ о жестоком египетском
фараоне, казнящем людей, показался напоминанием о расправе над
декабристами, так как художник изобразил Иосифа как бы указывающим рукой
на скульптурные барельефы со сценой египетской казни. «Это дело мне
чуть ссылки не стоило», — вспоминал впоследствии Иванов. За неимением
доказательств эпизод был замят, но художнику пришлось делать новую
работу — картину «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829,
ГРМ).
В 1830 году Иванов едет в Италию в качестве пенсионера
Общества поощрения художников. Изучение античных памятников и живописи
великих мастеров нашло отражение в его картине"Аполлон, Гиацинт и
Кипарис" (1831—1834, ГТГ). С самого начала пребывания за границей Иванов
стремился найти значительную тему. Мысль о художественном воплощении
евангельской легенды, повествующей о пришествии Мессии, возникла у него
уже в начале 1830-х годов. Но он не сразу счел себя подготовленным к
реализации этого замысла и в качестве приближения к теме приступил к
двухфигурной композиции «Явление Христа Марии Магдалине» (1835, ГРМ).
Несмотря на классицистическую условность, художнику удалось создать
жизненный образ Магдалины, передать сложность и искренность ее чувств.
Картина была отправлена в Петербург, имела большой успех и доставила
художнику звание академика.
В 1837 году Иванов приступил к своему огромному полотну
«Явление Христа народу». Работа над ним в последующие годы тесно
переплеталась с работой над бесчисленными этюдами. Следует иметь в виду,
что общий срок создания картины — двадцать лет — определяет лишь
промежуток времени между началом и концом воплощения замысла
непосредственно на полотне. Попутное выполнение других работ,
путешествия по Италии, а также болезнь глаз иногда надолго отрывали
Иванова от его главного занятия. Так, в середине 1840-х годов он
разрабатывал эскиз композиции для монументальной росписи строившегося в
Москве Храма Христа Спасителя, с конца 1840-х годов много сил отдавал
обширной серии «Библейские эскизы» (ГТГ).
Последняя явилась новым выдающимся достижением в его
творчестве. Захваченный поэтической красотой и философской мудростью
древних легенд, Иванов увидел в них отражение мыслей, чувств и деяний
людей далекого прошлого и проникновенно, с большой художественной силой
воплотил свои представления в акварелях. Несмотря на приверженность
«высокому стилю» в искусстве, Иванов создал несколько превосходных
акварелей на бытовые темы («Жених, выбирающий кольцо для невесты», ок.
1839 г., ГРМ; «Октябрьский праздник», 1842, ГТГ, и др.).
Во время длительной работы над своей большой картиной Иванов
не переставал углублять и переосмыслять ее замысел. Глубокий интерес к
истории, философии, религиозным учениям был отличительной чертой
художника. Не случайны его близкая дружба с Н. В. Гоголем, знакомство в
1848 году с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым, дружеские отношения с Д. М.
Щепкиным, И. М. Сеченовым. Эти выдающиеся люди удовлетворяли его жажду
познания.
На протяжении 40-х годов на фоне событий общественной жизни в Европе отношение Иванова к своей работе менялось. «Мой труд — большая картина — более и более понижается в моих глазах. Далеко ушли и мы, живущие в 1855 году, в мышлениях наших — […] основная мысль моей картины совсем почти теряется, и, таким образом, у меня едва хватает духу, чтобы более усовершенствовать ее исполнение», — писал Иванов в одном из писем. Весной 1858 года он вернулся в Россию, где вскоре познакомился с Чернышевским, высоко его оценившим. Картина «Явление Христа народу» и этюды к ней были сдержанно встречены в официальных кругах. Художник прожил в Петербурге всего шесть недель и умер от холеры 3 июля 1858 года.
Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978. С.142