О религиозной живописи Михаила Васильевича Нестерова
Запись программы "Хранители памяти" телеканала "Союз" от 30.05.2017
Новый выпуск программы - о религиозной живописи Михаила Васильевича Нестерова - приурочен к 155-летию со дня рождения знаменитого художника. Вы узнаете о том, что свои любимые христианские темы М.В.Нестеров не оставлял и после революции. Свидетельствуют об этом некоторые его работы, хранящиеся в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.
– Сто пятьдесят пять лет назад, 31 мая 1862 года, родился замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров. В связи с этой юбилейной датой наш сегодняшний выпуск передачи «Хранители памяти» будет посвящен произведениям Михаила Васильевича Нестерова, связанным с Русской Православной Церковью.
Священник Артемий Головчанский, хранитель фондов Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии:
– Церковная деятельность М.В. Нестерова является малоизученной. Мы знаем о его работе во Владимирском соборе в Киеве, знаем, что он участвовал в росписи храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, знаем и о росписи храма святого Александра Невского в Абастумани, но знаем это только как факты. А то, что происходило с М.В. Нестеровым в это время, как он переживал эту работу, сможем увидеть, лишь когда возьмемся за плотное изучение именно церковного наследия этого великого художника.
Известно, что одним из излюбленнейших мест М.В. Нестерова был Сергиев Посад и его окрестности. Он неоднократно посещал Свято-Троицкую Сергиеву лавру, любил гулять в ее окрестностях, посещал Хотьково. И вот однажды он пишет своим родным: «Дорогие папа, мама и Саша! Только что получил ваше письмо. Благодарю за поздравление и пожелания. Сейчас собираюсь в Хотьково к обедне. О том, что я именинник, никто кроме учителя не знает, и с ним-то и будем пировать. Будет пирог и так далее». Он писал это своим родным еще в 1890 году, накануне своего дня рождения. Из этого мы можем увидеть, что М.В. Нестеров был не просто христианином, но воцерковленным человеком, то есть посещение богослужений, участие в таинствах Церкви ему было не чуждо. Это прослеживается и по другим его письмам. В том же 1890 году он пишет письмо Владимиру Григорьевичу Черткову, где задает такой вопрос: «Исполняя основные заповеди Христа и не чураясь добрых советов наших стариков, можно жить в Боге и быть недурным человеком. Правда ли?»
И действительно, во всем своем творчестве он старался избегать сильных чувств, старался найти путь Христов. Все работы Михаила Васильевича Нестерова отражают поиск Бога. Мы видим это и в произведениях дореволюционной поры, и, как ни странно, послереволюционной. Да, мы знаем, что обычно искусствоведы советского периода очень строго делили деятельность художника на два этапа: дореволюционный и послереволюционный. Дореволюционный – это работа на лесах, работа над образами, написание различных картин, связанных с церковной тематикой, а после революции художник как бы переосмысливает себя и открывает в себе талант портретиста.
И вот, несмотря на то что вторая, послереволюционная, половина творчества Михаила Васильевича Нестерова была в основном посвящена портретной деятельности, мы знаем, что подспудно он мечтал вернуться к темам, над которыми трудился раньше. Получилось так, что эти скрытые работы М.В. Нестерова на церковную тематику отчасти разошлись по частным собраниям, различным музеям, запасникам (были спрятаны), вполне возможно, что какие-то произведения были просто утрачены, уничтожены. И в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии собраны работы М.В. Нестерова, которые имеют уже послереволюционную историю, то есть все они созданы тогда, когда писать на церковную тему было невозможно.
Перед нами портрет Сергея Николаевича Дурылина «Тяжелые думы». Встретив его, М.В. Нестеров сразу понял, что это родственная душа, и поэтому с охотой поделился с С.Н. Дурылиным своими переживаниями и воспоминаниями. Это стала дружба на долгие годы, и она принесла большие плоды. Книга «Давние дни», которую написал Михаил Васильевич Нестеров, была откорректирована и выправлена Сергеем Николаевичем Дурылиным. На портрете, находящемся в Церковно-археологическом кабинете, Сергей Николаевич Дурылин запечатлен в рясе и с крестом. Мы знаем, что он являлся священником, но должен был оставить служение по каким-то внутренним соображениям. Эта работа была написана в 1926 году.
Три всадника (Легенда). Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1932 г. Холст, масло. 81 x 60.
Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии, Сергиев Посад, Московская обл.
Еще одна работа – «Всадники» («Легенда»), написанная в 1932 году. Это любимая М.В. Нестеровым лавра, на фоне которой мчатся куда-то три всадника, – это легенда, посвященная истории осады Свято-Троицкой Сергиевой лавры, которая продлилась шестнадцать месяцев. На этом полотне запечатлены три старца – Михей, Наум и Варфоломей, которые были послами преподобного Сергия и должны были освободить монастырь. И действительно, каким-то чудом польско-литовские войска не смогли взять осажденный монастырь и были вынуждены оставить его: через некоторое время монастырь был освобожден, и осада была снята.
Страстная Седмица.
Нестеров Михаил Васильевич. 1933 г. Холст, масло. 95х111
Церковно-археологический кабинет Духовной академии Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад
В нашей постоянной экспозиции находится еще очень интересная работа – «Страстная седмица». Она была написана в 1933 году, однако датирована автором на полотне 1914-м. Полагают, что таким образом художник попытался обезопасить себя, потому что тревожился за судьбу своих работ, пытался спрятать их, старался не афишировать свою церковную деятельность после революции. Появление этой работы действительно было особым актом в его творчестве.
На полотне «Страстная седмица» мы видим необыкновенный подбор персонажей. Изображена и интеллигенция, среди которой мы отчетливо узнаем Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, и женщина с гробом, и замазанный силуэт в самом правом краю работы. Предположительно это было изображение Сергея Булгакова, которое потом замазал сам художник. Слева изображен священник Леонид Дмитриевский, с которым художник познакомился, находясь в ссылке в Армавире. И все эти люди обращены к Распятию. Распятие находится на фоне посадской, абрамцевской природы. Если посмотреть внимательно, то у подножия Креста видны готовые распуститься вербы с набухшими почками. Таким образом, Михаил Васильевич Нестеров надеялся на возрождение религиозной жизни в России и полагал, что только через возвращение человека ко Христу возможно преображение России и всего этого мира. В глубине души он верил, что то безбожие, которое царило на территории всей страны, когда-нибудь закончится.
Михаил Васильевич Нестеров останавливался в Сергиевом Посаде неоднократно, как и в Хотькове, и в Абрамцеве. Также он останавливался в Черниговском скиту. Вот что он пишет своему другу А.А. Турыгину в 1895 году из «Пещерной гостиницы»: «Завтра Успение, праздник у Троицы, и у нас в скиту. Тысячи богомольцев спешат к этому дню сюда, заполоняют собой все тропинки, дороги, домы и храмы, в которых здесь нет недостатка. Вот сейчас вечер, 10 часов, но всенощная еще не отошла. И только что пришедший служка брат Василий пояснил мне, что теперь только кончили кафизмы и начинается самое интересное. И так, мол, там хорошо, что не ушел бы. Сейчас ударили у нас у Черниговской в новый колокол. Далеко звук этого великана разнесся по лесу. Вот ударили снова, еще и еще. Хорошо».
Михаил Васильевич любил эти места. Как он пишет в своих письмах, знал там каждую елочку, каждый овражек. И что интересно, во всех работах М.В. Нестерова мы не увидим ничего придуманного: все пейзажи, все елочки, все листочки он старался изображать с натуры. Прежде чем написать какую-либо картину, он проводил огромную работу по сбору материалов: делал зарисовки, эскизы, этюды – и красками, и карандашом. И, что меня очень впечатляет, несмотря на свой восьмидесятилетний возраст, художник остался деятельным до конца своих дней. Мы знаем, что, даже лежа на смертном одре, он создал какой-то небольшой рисуночек.
В запасниках нашего музея хранятся другие небольшие эскизы художника, среди которых есть и этюд «Дозор». Интересно, что дореволюционная церковная тематика М.В. Нестерова обладает внешней статикой и, может быть, лишь внутренним движением. А вот уже послереволюционные религиозные произведения наполнены некоторой динамикой (исключая «Страстную седмицу»). Мы видим, что всадники, которых М.В. Нестеров изобразил летящими, парящими, вносят в картину динамику.
В одном из своих этюдов, хранящемся в наших фондах, он сажает преподобного Сергия на коня, изображая всадника на дозоре. И эта небольшая работа имеет, как известно, два названия: «Дозор» и «Сон послушника». С левой стороны мы видим преподобного Сергия на белом коне, а с правой – уснувшего на прибрежной траве послушника. И мы понимаем, что таким образом М.В. Нестеров отражает действительность, которая находится в его сознании: это охрана преподобным Сергием тех мест, которые он любил, в которых он жил, той святой Руси, в соединении которой он участвовал. На оборотной стороне работы мы можем прочитать, что когда-то она предназначалась биографу М.В. Нестерова Сергею Николаевичу Дурылину – там наклеен напечатанный на машинке стих. Спустя какое-то время потомки Сергея Николаевича Дурылина передали этот небольшой этюд в дар Святейшему Патриарху Алексию I, о чем тоже сделана дарственная подпись с обратной стороны.
Есть еще интересная карандашная зарисовка трех схимников. Мы начали изучать, кто это, и обнаружили, что это валаамские схимники.
– Наш сегодняшний выпуск передачи «Хранители памяти», посвященный религиозной живописи Михаила Васильевича Нестерова, подошел к концу.
Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко