В ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке «Русский Йорданс» представят картины художника на евангельские сюжеты
С 17 сентября по 30 ноября 2019 года Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина представляет выставку «“Русский Йорданс”. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России», которая расскажет о знаковых работах фламандского художника Якоба (Жака) Йорданса и об интересе к его творчеству в России. На выставке впервые будут показаны практически все произведения мастера, которые находятся в собраниях российских музеев: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижегородского государственного художественного музея и Пермской государственной художественной галереи. Одна из работ художника предоставлена Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой (Санкт-Петербург). В экспозиции 18 картин и 31 рисунок, отражающие основные этапы творческой биографии мастера, разнообразие видов и жанров, в которых он работал, и эволюцию его стиля.
Якоб (Жак) Йорданс (1593–1678) — один из самых значительных живописцев фламандской школы наряду с Рубенсом и Ван Дейком. Он работал практически во всех жанрах: создавал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты, писал портреты и натюрморты, отдавая предпочтение бытовым композициям с элементами бурлеска. В юном возрасте Йорданс начал учиться живописи у популярного в свое время антверпенского исторического живописца и портретиста Адама ван Ноорта, который сейчас также известен как один из учителей Рубенса. Произведения Йорданса отличают барочная выразительность пластических форм, прославляющая красоту и изобилие материального мира, торжественное звучание колорита и изобретательность в построении композиции. Он уравнял в своих работах возвышенные и земные темы, что отвечало общей жизнеутверждающей направленности фламандского искусства. В творческом формировании художника важным этапом стало такое интернациональное течение, как караваджизм, однако Йорданс остался независимым в глубоко индивидуальных живописных приемах и тематике своего искусства. В середине 1600-х Йорданс был самым популярным художником в своем
родном Антверпене, пользовался огромным успехом у европейских
королевских особ, а Католическая церковь продолжала обращаться к нему с
заказами даже после того, как он перешел в протестантскую веру.
Оплакивание Христа. 1650-е. Холст, масло.
Троицкий собор Александро-Невской лавры, Санкт-Петербург
В названии выставки «Русский Йорданс» сделан акцент на том, что в экспозиции объединены работы художника, находящиеся именно в российских собраниях. Большинство из них оказались в России уже во второй половине XVIII века и происходят из лучших европейских коллекций того времени: британской (Роберта Уолпола), французской (Пьера Кроза), немецких (Эрнеста Гоцковского и графа Генриха фон Брюля). Часть картин была куплена императрицей Екатериной II для основанного в 1764 году Эрмитажа. Именно Екатерина II приобрела из одного берлинского собрания монументальную работу Йорданса «Оплакивание Христа», а затем подарила ее Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Русская аристократия вслед за императрицей стала собирать картины фламандских мастеров золотого века, и, в частности, произведения Йорданса.
Российские музеи обладают интересной, хотя и численно небольшой, коллекцией живописи Йорданса, позволяющей показать лучшие образцы его искусства почти во всех жанрах. Хронологически эти произведения относятся к периоду с момента получения художником звания свободного мастера гильдии Святого Луки в Антверпене до середины 1660-х годов.
Якоб Йорданс. Христос и самаритянка. Около 1650. Холст, масло.
Нижегородский государственный художественный музей
Якоб Йорданс. Апостолы Павел и Варнава в Листре. Около 1645. Холст, масло, 155×233.
Пермская государственная художественная галерея
Важной частью выставки стали четыре картины, предоставленные российскими региональными музеями, — «Христос и самаритянка» (Нижегородский государственный художественный музей), «Мелеагр и Аталанта» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств), «Павел и Варнава в Листре» и «Пир короля» (обе — Пермская государственная художественная галерея). До сих пор они были мало известны как специалистам, так и широкой публике. Впервые в Москве будет выставлена работа «Оплакивание Христа», хранящаяся в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Произведение во второй раз (после Государственного Эрмитажа) за 225 лет покинуло лавру для экспонирования в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В течение последних лет несколько картин художника прошли серьезную реставрацию, над их изучением работали ведущие российские ученые. В частности, картина из Екатеринбургского музея изобразительных искусств «Мелеагр и Аталанта», прежде считавшаяся репликой известного произведения Йорданса, на основании обнаруженной реставраторами авторской подписи была определена как подлинная работа мастера, относящаяся к раннему периоду его творчества.
Куратор выставки: Вадим Анатольевич Садков, заведующий Отделом искусства старых мастеров ГМИИ имени А.С. Пушкина.
В рамках выставки запланирована образовательная программа, включающая лекции и экскурсии.
Место проведения: Москва, ул. Волхонка, 12. Главное здание ГМИИ. Залы 9, 10.
05.09.2019
Ещё по теме:
- В Музее им. А. Рублева открылась выставка «Пророческое служение в Библии»
- Реликвии капеллы Сен-Шапель покажут в Московском Кремле
- В Москве открылась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»
- Из Италии в Эрмитаж привезли картину Джованни Баттиста Тьеполо «Страшный суд»
- В Москве проходит выставка шедевров Тициана, Тинторетто, Веронезе на мифологические и библейские сюжеты
- В Музее им.Андрея Рублева после реставрации выставлена Библия XVIII века, иллюстрированная Мартином Энгельбрехтом
- В Музее им. Андрея Рублева состоится презентация издания «Библейский театр Мартина Энгельбрехта»
- В Самаре представлены западноевропейские реликварии
- В Сызрани представлены христианские реликвии Востока и Запада
- Уникальная выставка христианских реликвий Запада и Востока открывается в Тольятти
- В Челябинске открылась выставка «Небесное и Земное»
- В Эрмитаже выставят «Распятие Христа» Микеланджело из Британского музея
- В Эрмитаже представят после реставрации картину Питера Брейгеля Младшего «Проповедь Иоанна Крестителя»
- Картина Якоба Йорданса «Оплакивание Христа» покинет Александро-Невскую лавру для экспонирования в Эрмитаже
- В Эрмитаж привезут из Парижа картину Паоло Уччелло «Святой Георгий, поражающий дракона»
- В Музее им. Андрея Рублёва пройдет выставка «Евангелие Иеронима Наталиса. Первое издание»
- Эрмитаж экспонирует в Италии «Мадонну Бенуа» кисти Леонардо да Винчи
- Единственная в России шпалера «Поклонение волхвов» фирмы Морриса впервые демонстрируется в Эрмитаже
- Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
- В Москве открылась уникальная выставка «Неизвестный Ренессанс: шедевры живописи XIV – XVII веков из частных собраний»
- В Риме чествуют Рафаэля
- Грандиозную выставку Рафаэля обещают возобновить в Риме
- В берлинской Картинной галерее представили пять мадонн Рафаэля
- В Турине возобновлена выставка произведений великого мастера Раннего Возрождения Андреа Мантеньи
- В Епархиальном музее Палермо открылась выставка барочных предалтарных образов
- В Историческом музее демонстрируются библейские гравюры Альбрехта Дюрера из Италии
- В Эрмитаже представлены шедевры средневекового религиозного искусства XIII–XIV веков из Умбрии
- В Смоленске проходит выставка иллюстраций к Библии Сальвадора Дали
- Религиозные сюжеты в творчестве флорентийских скульпторов XV века представлены на выставке в Эрмитаже
- В Германии проходит выставка «Страсти Христовы» из Карлсруэ
- В Эрмитаже открылась выставка нидерландских алтарей-складней XV–XVI веков после реставрации
- В Эрмитаже после реставрации представят средневековый нюрнбергский складень с сюжетами «Поклонение волхвов» и «Успение Богоматери»
- «Взятие Христа под стражу» работы Караваджо спустя почти два века возвращается в Неаполь