В Историческом музее демонстрируются библейские гравюры Альбрехта Дюрера из Италии
Выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии» в Государственном историческом музее Москвы открывает серию совместных российско-итальянских проектов «Сокровища музеев Италии в Историческом музее».
Альбрехт Дюрер. «Адам и Ева». 1504. Фото: Государственный Исторический музей
Первыми в Москву прибыли гравюры Альбрехта Дюрера из знаменитого итальянского собрания, Пинакотеки Тозио — Мартиненго в Брешии. Считается, что именно там находится одна из лучших коллекций печатной графики знаменитого художника Северного Возрождения. Экспозиция включает 146 гравюр мастера, в том числе такие хиты, как «Меланхолия I», «Адам и Ева» и все листы из серии «Апокалипсис», а также пять гравюр из собрания Исторического музея. «Представленный ряд позволит проследить развитие и совершенствование технических приемов, показать особенности художественного языка мастера», — подчеркнул директор Исторического музея Алексей Левыкин.
Пинакотека в ломбардском городе Брешиа возникла в 1908 году в результате слияния двух аристократических коллекций, графа Паоло Тозио и графа Франческо Леопардо Мартиненго, что дало официальное название музею — Художественная галерея Тозио — Мартиненго. Позднее ее фонды были пополнены еще несколькими частными и церковными собраниями. Наиболее значимая часть музейной коллекции — впечатляющий корпус произведений печатной графики, великолепно иллюстрирующий развитие печатного производства через различные техники гравировки и травления медных досок, ксилографии (на дереве) и литографии (по камню) — с XV века до наших дней, в том числе необычайно полное собрание работ Альбрехта Дюрера.
Альбрехт Дюрер. «Мадонна, коронуемая двумя ангелами». 1518. Фото: Государственный Исторический музей
В технике гравюры Дюрер не просто достиг невероятного мастерства (поистине ювелирная тонкость исполнения у него не случайна: отец художника был золотых дел мастером и обучил сына ремеслу, рассчитывая на то, что тот продолжит династию), но и совершил своего рода революцию. Он соединил характерные для поздней готики внимание к деталям и эмоциональную выразительность с освоенными во время поездок в Италию приемами построения композиций по законам прямой перспективы, передачи ренессансных пропорций человеческого тела, монументальностью форм. Уникальность таланта Дюрера была еще и в том, что он в равной степени владел двумя, по сути, противоположными техниками: гравюры по дереву, когда при вырезании доски контуры рисунка становятся выпуклыми, а фон углубленным, и гравюры по металлу, когда рисунок углубляется, а фон остается нетронутым.
Пожалуй, самые известные ксилографии Дюрера — цикл из 16 гравюр на деревянных досках большого формата, иллюстрирующих «Откровение» Иоанна Богослова. «Апокалипсис» был создан в 1496–1498 годах на волне популярных тогда ожиданий конца света в 1500 году.
Если для гравюр на дереве Дюрер разрабатывал лишь подготовительный рисунок, который потом копировали на доску профессиональные резчики, то рисунок по меди он делал сам, тщательно прорабатывая каждую деталь. Вершиной его искусства в этой технике, которая позволяла достигать максимальной точности линий и штрихов, считается «триптих» из трех гравюр: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и знаменитая «Меланхолия» (1513–1514).
В конце XV века родной город Дюрера Нюрнберг был одним из центров книгопечатания в Европе, так что его гравюры выходили огромными тиражами. Это приносило художнику неплохой доход и давало небывалую ранее творческую свободу, ведь в этом случае ему не нужно было подстраиваться под желания заказчика. Однако невиданный успех композиций Дюрера привел к появлению вала подделок: резчики по всей Европе безо всякого стеснения копировали гравюры. Не помогло ни то, что Дюрер стал подписывать произведения, разработав собственный логотип (наложенные определенным образом друг на друга буквы “А” и “D”), ни даже инициированный художником суд в Венеции о защите его авторского права. Он подал иск против итальянского гравера Маркантонио Раймонди, который немало заработал на копиях. В итоге суд лишь обязал его не ставить монограмму Дюрера. На выставке можно увидеть и работы тех, с кем мастер безуспешно боролся. Также экспозиция дополнена предметами декоративно-прикладного искусства из Исторического музея, созданными в Германии на рубеже XV–XVI веков.
Время работы выставки в ГИМ - 30 марта – 28 июня 2021 года.
Анна Савицкая
09.04.2021
Ещё по теме:
- В Музее им. А. Рублева открылась выставка «Пророческое служение в Библии»
- Реликвии капеллы Сен-Шапель покажут в Московском Кремле
- В Москве открылась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»
- Из Италии в Эрмитаж привезли картину Джованни Баттиста Тьеполо «Страшный суд»
- В Москве проходит выставка шедевров Тициана, Тинторетто, Веронезе на мифологические и библейские сюжеты
- В Музее им.Андрея Рублева после реставрации выставлена Библия XVIII века, иллюстрированная Мартином Энгельбрехтом
- В Музее им. Андрея Рублева состоится презентация издания «Библейский театр Мартина Энгельбрехта»
- В Самаре представлены западноевропейские реликварии
- В Сызрани представлены христианские реликвии Востока и Запада
- Уникальная выставка христианских реликвий Запада и Востока открывается в Тольятти
- В Челябинске открылась выставка «Небесное и Земное»
- В Эрмитаже выставят «Распятие Христа» Микеланджело из Британского музея
- В Эрмитаже представят после реставрации картину Питера Брейгеля Младшего «Проповедь Иоанна Крестителя»
- Картина Якоба Йорданса «Оплакивание Христа» покинет Александро-Невскую лавру для экспонирования в Эрмитаже
- В Эрмитаж привезут из Парижа картину Паоло Уччелло «Святой Георгий, поражающий дракона»
- В Музее им. Андрея Рублёва пройдет выставка «Евангелие Иеронима Наталиса. Первое издание»
- Эрмитаж экспонирует в Италии «Мадонну Бенуа» кисти Леонардо да Винчи
- В ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке «Русский Йорданс» представят картины художника на евангельские сюжеты
- Единственная в России шпалера «Поклонение волхвов» фирмы Морриса впервые демонстрируется в Эрмитаже
- Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
- В Москве открылась уникальная выставка «Неизвестный Ренессанс: шедевры живописи XIV – XVII веков из частных собраний»
- В Риме чествуют Рафаэля
- Грандиозную выставку Рафаэля обещают возобновить в Риме
- В берлинской Картинной галерее представили пять мадонн Рафаэля
- В Турине возобновлена выставка произведений великого мастера Раннего Возрождения Андреа Мантеньи
- В Епархиальном музее Палермо открылась выставка барочных предалтарных образов
- В Эрмитаже представлены шедевры средневекового религиозного искусства XIII–XIV веков из Умбрии
- В Смоленске проходит выставка иллюстраций к Библии Сальвадора Дали
- Религиозные сюжеты в творчестве флорентийских скульпторов XV века представлены на выставке в Эрмитаже
- В Германии проходит выставка «Страсти Христовы» из Карлсруэ
- В Эрмитаже открылась выставка нидерландских алтарей-складней XV–XVI веков после реставрации
- В Эрмитаже после реставрации представят средневековый нюрнбергский складень с сюжетами «Поклонение волхвов» и «Успение Богоматери»
- «Взятие Христа под стражу» работы Караваджо спустя почти два века возвращается в Неаполь