Алтарную картину Боттичелли предcтавили в Лондоне после реставрации
Сандро Боттичелли. «Святая Троица с Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем». 1491−1494
Лондонская Галерея Курто в ноябре вновь открылась после трехлетней реновации. И одним из ее центральных экспонатов стала свежеотреставрированная работа Сандро Боттичелли (1445–1510) «Святая Tроица с Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем» — алтарная картина, датируемая 1491–1494 годами. Прежде, несмотря на ценность и впечатляющий размер произведения, британская публика уделяла ему мало внимания, что отчасти было связано с его состоянием. Яркие цвета яичной темперы скрывал потемневший желтый лак, а композицию искажали трещины на доске из тополя, служащей основой.
Реставрация велась с января 2018 года под руководством Грэма Бэркло, главного реставратора Галереи Курто. Теперь картина смотрится совершенно иначе и экспонируется в новой, специально спроектированной раме-табернакле. Кроме того, проведенный в ходе реставрации технический анализ пролил свет на важные аспекты, связанные как с постановкой рабочего процесса в мастерской Боттичелли, так и с атрибуцией самого произведения.
Его давно связывают с женским монастырем Санта-Элизабетта делле Конвертите во Флоренции, куда принимали раскаявшихся проституток. В этом контексте становится понятнее обращение к фигурам Марии Магдалины и Иоанна Крестителя: первая считается покровительницей монастыря, а второй — города. Святая Троица, парящая в центре композиции, представлена как видение кающейся Магдалины. Учитывая иконографическое значение этих святых, чьи власяные облачения символизируют долгое отшельничество, весьма вероятно, что к работе над их фигурами приложил руку сам Боттичелли. В пользу такой версии говорят и едва заметные исправления (например, в положении руки и глаз Магдалины, чья фигура очень напоминает деревянную скульптуру святой, созданную Донателло в 1453–1455 годах). Благодаря реставрации на талии Магдалины стал заметен чуть подсвеченный снизу пояс из ее собственных волос, перекликающийся с образом авторства Донателло.
При этом, как отмечает Скотт Незерсоул, специалист Галереи Курто по итальянскому Возрождению, «по-прежнему трудно понять, с чем связаны многочисленные стилистические противоречия в фигурах Магдалины и Иоанна». Исследователь пришел к заключению, что работа над картиной, по-видимому, началась в 1470-е годы, но некоторые фрагменты переписывались в 1480-е и даже в 1490-е. В целом композиция написана достаточно тонко, хотя часть богатой лессировки утрачена.
Самое необычное в композиции — крохотные фигуры Товии и ангела на переднем плане, непропорциональные в масштабе картины. С ними связан и самый неожиданный вывод проведенной реставрации. Оказывается, первоначально эта пара была изображена вполне соразмерно и помещалась у подножия Троицы в пейзаже, который сейчас записан небом. «Мы знали, что Товию и ангела перенесли, — рассказывает Незерсоул. — Было известно о существовании подмалевка, но раньше мы не догадывались, что они были полностью написаны на своем первоначальном месте». Он полагает, что автором тех оригинальных фигур был Филиппино Липпи, ассистент Боттичелли. В пересмотренном варианте изображение Товии и ангела помещено на передний план, где обычно располагаются портреты донаторов, и выполнено в зеркальном отображении. Фигуры написаны очень искусно — возможно, их добавил сам Боттичелли на финальном этапе по причине особой важности для заказчика.
Другие открытия были сделаны в ходе работы над основой. Главная задача состояла в том, чтобы устранить последствия попытки, произведенной в XIX веке, укрепить панель добавлением планок с тыльной стороны. Реставраторы всегда знали, что на реверсе есть наброски, созданные одновременно с картиной, но они были трудноразличимы. Теперь появились основания считать их эскизом к табернаклю, а это означает, что его конструкция разрабатывалась одновременно с созданием картины. Кроме того, на обороте виден небольшой набросок распятия.
После снятия позднейшей рамы в нижней части композиции обнаружились изображения растений; с раскрытием переднего плана картина приобрела дополнительную глубину. Уточнение оригинального расположения разных элементов относительно пейзажа придало пространству несколько нереалистичный характер. Незерсоул допускает, что пейзаж выполнен «иррационально», чтобы подчеркнуть визионерский характер сюжета.
Что же касается атрибуции, то отныне картина будет экспонироваться в Галерее Курто как работа Боттичелли и мастерской. «Думаю, она относится к категории произведений, которые в XV веке приобретались как творения Боттичелли, но в понимании XXI века это не совсем так», — говорит эксперт. Произведение стало главным экспонатом Залов Блаватника — отреставрированных галерей на третьем этаже, названных в честь мецената Леонарда Блаватника, уроженца Одессы. А в 2023 году пройдет специальная выставка, где все открытия, сделанные в ходе реставрации картины, представят в полном объеме.
Элисон Коул
27.12.2021
Ещё по теме:
- В Музее им. А. Рублева открылась выставка «Пророческое служение в Библии»
- Выставка шедевров из Ватикана в Третьяковской галерее продлена до 1 марта
- Музеи Ватикана представили после реставрации триптих Антонио дель Массаро да Витербо на религиозную тему
- Из Италии в Эрмитаж привезли картину Джованни Баттиста Тьеполо «Страшный суд»
- В Москве проходит выставка шедевров Тициана, Тинторетто, Веронезе на мифологические и библейские сюжеты
- В Эрмитаже отреставрирована картина «Обращение Савла» Веронезе
- Эрмитаж экспонирует в Италии «Мадонну Бенуа» кисти Леонардо да Винчи
- «Мадонна в лоджии» Боттичелли впервые приехала в Россию
- В ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке «Русский Йорданс» представят картины художника на евангельские сюжеты
- Шедевр эпохи Возрождения на евангельский сюжет нашли в доме французской пенсионерки
- В Ватикане предлагают ограничить количество посетителей Сикстинской капеллы
- Тайны «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи раскроют на выставке в Лондоне
- «Кухонный Чимабуэ» на евангельский сюжет продан за €24 млн
- Картины Рубенса и Тьеполо на евангельские сюжеты станут топ-лотами на нью-йоркских торгах Sotheby's
- «Tайная вечеря» Плаутиллы Нелли навсегда поселилась в Санта-Мария Новелла
- Отреставрированное полотно Тициана «Се, Человек!» вернулось в экспозицию ГМИИ им. Пушкина
- Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
- В Москве открылась уникальная выставка «Неизвестный Ренессанс: шедевры живописи XIV – XVII веков из частных собраний»
- В Риме чествуют Рафаэля
- В Венеции реставрируют триптих Рождества мастерской Беллини
- Грандиозную выставку Рафаэля обещают возобновить в Риме
- В берлинской Картинной галерее представили пять мадонн Рафаэля
- В Турине возобновлена выставка произведений великого мастера Раннего Возрождения Андреа Мантеньи
- В римской церкви Санта-Мария делла Паче расчищена последняя работа Рафаэля
- В Лондоне обновлена выставка картонов Рафаэля со сценами из жизни апостолов Петра и Павла
- Картина из кабинета брюссельского чиновника оказалась «Святым семейством» Якоба Йорданса
- Картина «Давид и Голиаф» атрибутирована как работа художницы эпохи Контрреформации
- Итальянская полиция отыскала похищенную из неаполитанской базилики копию знаменитого «Спасителя мира» Леонардо да Винчи
- Картина «Спаситель мира» Леонардо да Винчи изначально выглядела иначе
- Похищенная картина Пуссена «Лот и двое его дочерей» будет возвращена законным наследникам
- В Смоленске проходит выставка иллюстраций к Библии Сальвадора Дали
- Картина Рубенса «Распятие святого Петра» выставлена в кёльнской церкви после реставрации
- В Германии проходит выставка «Страсти Христовы» из Карлсруэ
- В Эрмитаже открылась выставка нидерландских алтарей-складней XV–XVI веков после реставрации
- В Эрмитаже после реставрации представят средневековый нюрнбергский складень с сюжетами «Поклонение волхвов» и «Успение Богоматери»
- Ватиканский гобелен с изображением «Тайной вечери» представлен на выставке в Турине
- В Эрмитаже завершена научная реставрация картины Тициана «Несение креста
- Картина «Поклонение волхвов», атрибутированная как работа Рембрандта, продана на аукционе Sotheby’s
- «Взятие Христа под стражу» работы Караваджо спустя почти два века возвращается в Неаполь
- Балдахин над надгробием апостола Петра в главном соборе Ватикана спешат отреставрировать к началу католического «Святого года»
- В Музее им. А. Рублева расскажут о взаимосвязи западной гравюры и русской иконы
- Картина Квентина Метсиса «Мадонна с вишней» будет выставлена на аукционе Christie's
- Ватикан объявил о завершении реставрации балдахина (кивория) над центральным алтарем собора Святого Петра
- На семинаре ФЦХ ПСТГУ проанализировали использование мотивов западноевропейских гравюр русскими иконописцами