RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


В пустыне Негев обнаружен редкий образ юного Христа византийского времени

Группе ученых Хайфского университета почти случайно удалось обнаружить в руинах древнего византийского храма новое изображение Иисуса Христа, отличающееся от европейских канонов. Это случилось на территории национального парка Шивта на юге Израиля, в пустыне Негев. 


План Шивты с отметкой расположения трех церквей

Точный возраст находки пока не известен. Науке известно лишь, что само поселение Шивта возникло примерно во II веке нашей эры. В византийский период это была большая деревня, в которой в V-VI вв. действовали три церкви (археологи условно называют их Северная, Центральная и Южная). В начале исламского периода с VII по конец IX века это место начало приходить в упадок, затем жители его покинули. 


Северный храм в Шивте


Баптистерий рядом с Северной церковью

Археологические раскопки начались здесь в XIX веке. Руины Северного храма были обнаружены в 1871 году, а в 1920-х годах археологи проводили в нем тщательные раскопки, показавшие, что церковь предположительно построена в V-VI вв. Настенная живопись была аттестована в верхней части апсиды крещальни, возведенной рядом с храмом. Из-за плохой сохранности изображение лишь кратко отметили в конце 1920-х годов (Мэллон 1930).

Заново открыть лик Христа посчастливилось специалисту в истории искусств доктору Эмме Мааян-Фанаре (Emma Maayan-Fanar), которая работала в команде хайфских археологов. «Я просто оказалась в нужное время в нужном месте, свет падал под самым выгодным углом, и я вдруг увидела глаза образа, – поведала Мааян-Фанар. – Это было изображение Иисуса Христа во время его крещения, и он смотрел прямо на меня».


Остаточные следы росписи на апсиде крещальни.
Сцена Крещения Христа обозначена белой стрелкой.


Почти исчезнувший лик Христа и предлагаемая реконструкция

Рисунок сильно пострадал от эрозии за многие века, и разобрать детали было практически невозможно. Изображение удалось проявить благодаря снимкам с высоким разрешением, которые сделал Дрор Мааян (Dror Maayan), супруг исследовательницы. 

Несмотря на фрагментарное состояние, удалось разглядеть лицо юноши с короткими вьющимися волосами, большими глазами и удлиненным носом. В левой части рисунка изображена более крупная фигура с нимбом над головой. Следы краски по всей апсиде говорят о том, что эти фигуры были частью масштабной сцены, которая могла содержать дополнительные фигуры. Расположение росписи - над крестовидной купелью в форме распятия - предполагает ее отождествление с Крещением Христовым. Таким образом, обнаруженный образ изображает юного Христа, в то время как слева от него, скорее всего, стоит Иоанн Креститель. По мнению ученых, изображение Христа как юноши соответствует символическому понятию крещения как перерождения.

Археологи характеризуют находку как «чрезвычайно редкую», поскольку ранние изображения Иисуса практически не известны на территории Израиля. Специалисты-искусствоведы отмечают, что, в отличие от укоренившихся западных канонов образа Иисуса с длинными волосами и бородой, изображение в Шивте показывает его в восточном стиле - с короткими вьющимися волосами, выбритым лицом и удлиненным носом, особенно распространенным в Египте и Сиро-Палестине, но исчезнувшем из позднего византийского искусства.

Полемика о внешнем виде Христа, включая его прическу, появляется в текстах в начале VI века (Баччи 2014). Основываясь на иконографии, ученые предполагают, что сцена в Северной церкви была также написана в VI веке, а, значит, это первое найденное на Святой Земле изображение на сюжет Крещения Господня, уцелевшее с доиконоборческого периода. Его дальнейшее изучение поможет расширить представления о христианской общине Шивты византийского периода, изменении иконографических традиций и развитии раннего христианского искусства по всему региону. Год назад в соседней Южной церкви также нашли изображение Христа, но в более зрелом возрасте в сцене Преображения Господня на горе Фавор.

Дополнительные детали росписи вокруг лика Христа скрыты под скоплением пыли и грязи, которая защищает нижележащие слои краски от дальнейшего разрушения. Специалисты продолжат изучение живописного слоя, используемых материалов и техники, а также определят условия для будущей сохранности столь значимой византийской реликвии. 

***

По мнению ученых, представление о внешности Иисуса в разных культурах с течением времени менялось и неизбежно приспосабливалось к местным обычаям и традициям.

Вопрос о том, как реально мог выглядеть Иисус, уже многие века служит предметом дискуссий историков и теологов. В начале 2018 года профессор Джоан Тейлор (Joan Taylor), специализирующийся на изучении истоков христианства и иудаизма времен Второго Храма и работающий в Королевском колледже в Лондоне, издал книгу под названием «Как выглядел Иисус?». «Ранние изображения облика Иисуса задали определенный канон его представления в позднейшей и современной иконописи и храмовой живописи, –пишет Тейлор в своей статье в издании The Irish Times. – В этом каноне много от образов императора на троне, также в нем очевидно серьезное влияние образов языческих богов. Что касается длинных волос и бороды, то эти особенности канона явно берут начало в иконографии греко-римского исторического периода. Некоторые из наиболее ранних образов Иисуса представляют его в виде омоложенного Юпитера, Нептуна или Сераписа».

В реальности же, по убеждению профессора, иудеи времен Иисуса в физическом отношении мало чем отличались от современных ближневосточных евреев. «В плане цветовой гаммы, их облик определяется густыми черными или темно-бурыми волосами, карими глазами и оливково-смуглой кожей, – отмечает профессор. – Прижизненный облик Иисуса соответствовал, скорее всего, этому ближневосточному типу. Что касается роста, то средний рост мужчины в то время составлял лишь 166 см».

Фото: www.cambridge.org

16.11.2018

Тэги: Святая Земля, Израиль, археология, библейская археология, Крещение Господне

Ещё по теме:

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19) Май (29) Июнь (18)
Июль (19) Август (12) Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)