RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


Бегство в Египет

Популярный в западном изобразительном искусстве и достаточно редкий для русской живописи библейский сюжет бегства Святого семейства в Египет отражает события после Рождества. Упоминание о бегстве в Египет содержится только в Евангелии от Матфея. После того как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода.

О смерти Ирода Иосифу было возвещено ангелом, и Святое семейство вернулось «в землю Израилеву», но, узнав что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, побоялось идти туда и поселилось в Назарете. В этом сюжете выделяется 3 части: бегство в Египет, избиение младенцев Иродом, возвращение из Египта. Главными персонажами сцены бегства в Египет являются Дева Мария, едущая на ослике, Младенец, которого она держит на руках, и Иосиф, как правило, ведущий осла. Краткость истории, изложенной в Писании, заставляла художников и поэтов обращаться к апокрифам и фантазировать.

***


Сон Иосифа перед бегством в Египет.
Валериан Отмар. Между 1891 и 1898 гг. Холст, масло. 67х68.
Оригинал для мозаики храма Воскресения Христов (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Религиозные сюжеты в русской живописи

* * *


Бегство Святого Семейства в Египет. 1853 г.
Бейдеман Александр Егорович (1826 — 1869)
В 1853 году художник получил за эту композицию малую золотую медаль Академии художеств 

* * *


Иосиф с младенцем Христом.
Боровиковский Владимир Лукич. 1791 г. Дерево, масло. 12 x 9 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В первое время по приезде в северную столицу Боровиковский продолжал писать иконы. Однако образный строй и стилистика этих работ существенно отличаются от произведений, выполненных в Малороссии. Таковы редкие образцы религиозной живописи «Иосиф с младенцем Христом» (слева на камне указан год исполнения и место написания — 1791, СПб.) и «Товий с ангелом» (оба — в ГТГ). Вероятно, эти небольшие иконки были предназначены для домашних киотов в доме Н.А. Львова (он пригласил художника переехать в столицу) и его окружения. В них уже нет традиционных черт украинского искусства. Напротив, здесь чувствуется знакомство Боровиковского с образцами светской живописи. В выборе сюжетов и построении композиции заметно влияние западноевропейских мастеров. Так изображение святого Иосифа с младенцем не встречается в православной иконографии, в то время как в католической живописи оно присутствует. В 1621 году в Ватикане было утверждено официальное празднование дня Святого Иосифа. Популярность этого святого отразилась в его многочисленных изображениях кисти итальянских и испанских мастеров барокко. В Эрмитаже находится полотно Б.Э. Мурильо «Святое семейство», в котором поза Иосифа с младенцем на руках сходна с постановкой фигуры у Боровиковского. Похоже написание складок одежды. Известно, что Боровиковский копировал произведения из эрмитажного собрания. Сохранилась картина «Богоматерь с младенцем Христом и ангелом», его копия с произведения, считавшегося в восемнадцатом веке работой А.Корреджо (ГТГ). Медальон «Иосиф с младенцем Христом» отличается сильными чувствами, гармонией восприятия натуры и тончайшей живописью миниатюрного письма.  (Людмила Маркина. Красоту Боровиковский спас. Наше наследие)

* * *


Иосиф взял ночью младенца и мать.
Худ. В. Д. Поленов. 1900–10 гг.
Из цикла «Из жизни Христа»


И пошел в Египет.
В. Д. Поленов. 1900–10 гг.
Из цикла «Из жизни Христа» 

* * *


Бегство в Египет.
Алексей Егоров. 1820-е гг. Бумага, бист, перо, кисть.29,7х19,8.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: Библиотека Якова Кротова


Отдых на пути в Египет.
Егоров Алексей Егорович (1776 — 1851). До 1827 или 1836 (?) г. Холст, масло. 66,5х49.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Святое семейство.
Егоров Алексей Егорович (1776 - 1851). 1850 г. Холст, масло.
Ярославский художественный музей

* * *


Святое семейство.
C эскиза Мурильо гравировал Шевченко Тарас Григорьевич (1814 - 1861). 1858 г. Офорт, акватинта. 22 x 16 см.
Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Инв. номер: г-309 и г-663

Эстампы также хранятся в Отделе рукописей Института литературы им. Т. Шевченко Академии наук Украины и в ГМИИ им. Пушкина

* * *


Отдых на пути в Египет.
И.В. Лучианов, копия с Н. Пуссена. 1811 г. Холст, масло.
Из собрания Государственного музея истории религии 

* * *


Отдых Святого семейства на пути в Египет.
Петр Васильевич Басин. 1842-1843
etnaa.mylivepage.ru



Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет.
Бруни Федор Антонович (1801 — 1875). 1838 г. Холст, масло. 111,2?84,6.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Источник: http://allart.biz/photos/r-50.html 


Святое семейство.
Петр Михайлович Шамшин. 1856 г. Холст, масло, 82,5 х 83.
Симферопольский художественный музей

Работа «Святое семейство» (1856) выполнена в подражание ренессансным художникам. Формат «тондо» (круга) подчиняет себе композицию, выдержанную в округлых линиях. Каркасом для построения всей группы фигур является равносторонний треугольник и пирамида. Иосиф подносит младенцу Иисусу кисть винограда – символ Христа («Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь»... (Иоан. XV, 1-6).




Святое семейство.
Петр Михайлович Шамшин. 1858 г. Холст, масло, 101,5 x 95.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Бегство в Египет.
Николай Кошелев. 1890-е гг. Холст, масло. 97?70.
Эскиз для мозаики храма Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: Библиотека Якова Кротова


Бегство в Египет.
Мозаика, выполненная по эскизу Н. А. Кошелева.
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург
Источник: блог Мозаики храма Воскресения Христова (Спас на крови)


И был там.
В. Д. Поленов. 1890-1900-е гг. 26,3x31,2 холст, масло.
Из цикла «Из жизни Христа»
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего». Евангелие от Матфея 2:14-15

Комментарий В. Д. Поленова: «На первом плане Иосиф с египтянином исполняют работу (стругают бревно); вблизи под навесом у стены, сидящая Мария, рядом колыбель младенца. Сцена происходит, по-видимому, во дворе египтянина, дом которого виден невдалеке». 


Указ Ирода об избиении младенцев.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА


Избиение младенцев. Эскиз
Г. И. Семирадский. Конец 1860-х. Картон, графитный карандаш, сепия. 17,8х23,2.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: Русская живопись


Святое семейство. Эскиз росписи.
Г. И. Семирадский. Холст, масло. 30х37
Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызтан

* * *


Ангел повелевает Иосифу вернуться в землю Израилеву.
А. А. Иванов. 1850 г. Бумага, акварель, кисть, перо, итальянский карандаш. 35х41,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Возвратились в Назарет.
Худ. В. Д. Поленов. 1900–10 гг.
Из цикла «Из жизни Христа»


Бегство в Египет.
Павел Филонов. 1918 г. Масло на холсте. 71?88,9.
Мид Арт Музеум, Амхерст колледж, шт. Массачусетс (публ. Третьяковской галереи http://www.tg-m.ru/articles/06/04/042–049.pdf)
Источник: Olga's Gallery



Крестьянская семья (Святое семейство).
Павел Филонов. 1914 г. Холст, масло. 159х128.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: Olga's Gallery

Полотно «Крестьянская семья», созданное в 1914 году, имеет второе, очень важное для понимания мировоззрения мастера название — «Святое Семейство». Картина близка к традициям примитивизма: крупные, несколько неуклюжие фигуры главных героев окружены условной моделью пейзажа — яркими цветами и травами. Персонажи кажутся будто сложенными из абстрактных по форме мелких деталей, «атомов и молекул», которые, в свою очередь, образуют сложную мозаику. Фигуры людей неподвижны, но мир вокруг них пребывает в постоянном движении крохотных частиц. Эта картина воплощала давние мечты художника о будущем воцарении справедливости и добра на земле, в котором патриархальная крестьянская семья — и есть «святое семейство».

К «Святому семейству» примыкают и другие, образовавшие с «Крестьянской семьей» некую группу: «Коровницы» (1914 год), цикл «Ввод в мировой расцвет» (вторая половина 1910-х годов), рисунки «Георгий Победоносец» (1915 год), «Мать» (1916 год) и некоторые другие. Ольга Егорова «Тайна Филонова»


Святое семейство.
Марк Шагал. 1975–76 г. Холст, масло, 30х97.
Частная коллекция
Галерея современного искусства

Тэги: Евангелие в живописи, бегство в Египет, изобразительное искусство, библейские образы и сюжеты, Басин П.В., Поленов В.Д., Бруни Ф.А., Кошелев Н.А., Боровиковский В.Л.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню